Икона в системе православной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе
православной культуры
1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8
1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15
2.2. Визуальные символы православной культуры……….18
2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24
Заключение…………………………………………. . ……………...32
Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ……………………………………………… . ………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая классен (3).doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, возможно рассмотрение иконы как  организованного целого, невербального текста, выраженного семиотическим языком, призванным помочь постижению истины. Под текстом нами понимается «осмысленная последовательность любых знаков». Это широкая трактовка текста, где под ним возможно признать не только последовательность написанных или произнесенных слов, но и произведения живописи, музыки, а также икону. Нелингвистические по природе объекты изучаются таким образом в результате необходимости познания заложенной в них семантики, имеющей особый язык ее выражения.

Так и икона, являясь сложным организмом, выражает богословскую идею определенными невербальными  средствами.

К ним относятся:

  1. Сюжет. Являясь прежде всего вероучительным текстом, призванным помочь постижению Истины, икона призвана раскрывать Евангельские сюжеты для не умеющих читать. Таким образом, посредством определенных художественных средств, икона передает Евангельские события, жития святых, а также пророчества и божественные откровения людям.
  2. Цвет в иконе, в отличие от картины, не ограничивается декоративными задачами, здесь он прежде всего символичен:

Особое место  занимает золотой цвет. Символ Божественного  света, цвет святости, Царствия Небесного. Золотыми пишутся нимбы, некоторые  одеяния святых. Насыщенный желтый также сходен по значению с золотым. А вот бледно-желтый в иконописи – это символ скупости. Бледный желтый – цвет Иуды Искариота.

Белый – цвет праведников. Он символизирует святость, чистоту  и невинность души. Традиционно белыми писались одеяния святых, крылья ангелов  и пелены детей. На многих иконах, посвященных Воскресению Христа, Спаситель изображается именно в белых одеяниях. Сходное значение имеет серебряный цвет, который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.7: «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».

Багряный или пурпурный  – со древнейших времен царский  цвет. В русской иконописи пурпурным  традиционно писали одеяния святых царей и князей. Пурпурный фон  иногда выбирается для изображения Христа Пантократора. Красный цвет – цвет мучеников, цвет жертвы Христовой, крови, пролитой за веру.

Голубой цвет – цвет неба, иного мира, целомудрия и душевной чистоты. Одеяния Богоматери обычно пишутся голубыми. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость. Часто синий – цвет апостольских одеяний.

Зеленый, цвет весны, означает победу жизни над смертью и  вечную жизнь. Он символизирует Христа как подателя жизни и крест  как древо жизни и часто  используется в сценах Рождества.

Коричневый цвет напоминает о бренности конечной человеческой природы, а черный используется как  символ зла и смерти.

Существуют цвета, которые  принципиально не используются в  иконописи. Один из них – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту – понятия, недопустимые в православной иконописи.

3. Свет в иконе  признак принадлежности к миру  Божественному и  может передаваться при помощи:

- пробелов и  оживки;

- фона у иконы  (как правило, золотого);

- наличие ассиста  (тонких золотых линий);

- формы нимба  у святых.

4. Жест. Святые, изображаемые на иконах не  жестикулируют – они предстоят  Богу, священнодействуют, и каждое  движение носит характер сакраментальный. Жест может быть благословляющим, предчувствующим, благоговейным и т.д.

5. Изображение  пространства. Пространство в иконе  изображается при помощи принципа  обратной перспективы. Это один  из наиболее известных иконописных  законов, теоретически его обосновали такие выдающиеся ученые, как о. Павел Флоренский, Б.В. Раушенбах и другие. Суть этого закона заключается в том, что точка схода, имеющаяся на линии горизонта линейной перспективы выносится как бы на самого зрителя и соответственно все диагональные сокращения в глубину, на иконной плоскости расходятся. Получается сзади (к фону) ближе, чем спереди. И это логично. Композиция иконы как бы вовлекает нас в божественное пространство со всех возможных сторон. Фигуры на иконах как бы развернуты – обращены к зрителю. Таким образом, икона является как бы прожектором высшего мира, светящего в мире земном, тварном.

6. Время. С  точки зрения православной традиции, история делится на две части  – эпохи ветхого и нового  завета. Событием, которое разделило  историю, явилось рождение Иисуса Христа – воплощение (Бога-Сына) в человеческом облике для указания заблудшим пути к спасению. До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не приемлем. Время «началось» когда Бог создал мир. Оно началось и кончится, когда наступит второе пришествие Иисуса Христа, «когда времени больше не будет». Таким образом, и само время оказывается чем-то «временным», преходящим. Оно как лоскут, «кусочек» на фоне вечности, на котором Бог реализует свой промысел. А каждое событие в жизни людей является выражением всемогущества Божия, но никак не результатом самодеятельности людей. Земная жизнь человека – промежуток между сотворением мира и человека и вторым пришествием, это лишь скоротечное испытание перед вечностью, когда времени больше не будет. Прошедших это испытание ждет жизнь вечная. Святые, изображенные на иконах, уже сподобились вечной жизни, в которой нет движения и изменения в обычном смысле. Они уже не имеют веса, их взгляд – это взгляд из запредельного мира. Таким образом, изображения на иконах не подразумевают временной локализации в традиционном понимании.

7. Разномасштабность  изображения. На первый взгляд  разновеликость изображенных персонажей  на одной иконной плоскости  кажется архаическим пережитком, но на самом деле это выражение понятия иерархичности. Для того, чтобы сконцентрировать внимание на том или ином сюжете, для обозначения духовной доминанты иконописец увеличивает персонаж, зачастую придавая ему монументальные признаки. Или  наоборот уменьшая какие-либо детали, доводя их до камерности. В целом же икона, как правило, смотрится монументально из-за силуэтности, лаконичности и отсутствия линии горизонта на иконописной плоскости.

8. Надписи. Чаще  всего надписи отводится пояснительная  роль. Это объясняется тем, что не всегда возможно выразить красками то, что доступно слову, изображение всегда нуждается в пояснении. В связи с этим, в зависимости от содержания иконы и истории ее создания надписи могут быть:

- имена Христа  и Богоматери, переданные в сокращении (теонимограммы);

- имена святых, или агионимы;

- наименования  событий;

- тексты на  свитках или Евангелии, имеющие  литературный источник;

- тексты в  клеймах иконы, следующие в  своей основе житийным т другим  литературным источникам;

- тексты молитв, помещаемые на полях иконы или включенные в композицию изображения;

- пространственные  тексты к изображенным событиям, включенные в композицию;

- надписи на  обороте доски, относящиеся к  описанию иконы;

- тексты, обращенные  к святому или Богоматери владельца или автора иконы.

Нередко надпись  рассматривается как элемент  живописи, значение которого состоит  в украшении основного изображения или в декоративном заполнении фона. [8, с. 16]

Итак, мы отметили, что икона строится по принципу текста – каждый элемент ее прочитывается как знак. Нам известны основные знаки этого языка: сюжет, цвет, свет, жест, изображение пространства, время, разномасштабность изображения, надписи. Но процесс прочтения иконы не складывается только из этих знаков, как из кубиков. Важен контекст, внутри которого один и тот же элемент (знак, символ) может иметь довольно широкий диапазон толкования. Процесс прочтения иконы не может заключаться в нахождении универсального, единственно верного ключа, здесь необходимо длительное созерцание, участие не только ума, но и сердца. Особо близко это к нашим славянским народам, которым, по мнению Иоанна Экономцева, свойственно «образно-символическое восприятие мира,... стремление достигнуть абсолюта, причем сразу, немедленно, одним усилием воли». Икона – это книга, в которой не требуется перелистывать страницы.

         И так при помощи перечисленных символов-знаков икона раскрывает свое содержание на универсальном, понятном каждому языке. Именно через такую понятную, независимо от языковой и национальной принадлежности, форму церковь стремиться помочь нам в воссоздании нашей истинной, неискаженной грехом природы. Таки образом, цель иконы – направить все наши чувства, так же как и ум, и всю нашу человеческую природу, к ее истинной цели – на путь преображения и очищения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

Одно из величайших открытий XX века, и в плане художественном, и в плане духовном – провославная икона. «Открытие» это произошло в канун исторических потрясений. Именно в этот «грозовой период» икона открывается как одно из величайших сокровищ мирового искусства, для одних как наследие далекого прошлого, для других как предмет эстетического любования; третьих же «открытие» это толкнуло к осмыслению иконы, в свете ее, к осмыслению происходящих событий. Духовное пробуждение толкает к возвращению к ней к пониманию ее языка, и смысла, приближает к ней, заставляет ее почувствовать: она уже не только открывается как прошлое, но и оживает как настоящее. Начинается медленное проникновение в духовный смысл древней иконы. «Немая в течение многих веков, икона заговорила с нами тем самым языком, каким она говорила с отдаленными нашими предками». [22, с. 148]

Перефразируя  протоиерея А. Шмемана, можно сказать, что для того, чтобы почувствовать в иконе нечто большее, чем произведение искусства или предмет личного благочестия «нужно было в самой Церкви увидеть и почувствовать нечто большее, чем общество верующих». [22, с. 130]

Для реализации цели: значение иконы в системе православной культуры, были успешно решины следующие задачи:                                

  • расскрыла понятия «символ»;
  • рассмотрела визуальные символы иконы в религиозной культуре;
  • представила религиозное значение иконы;
  • проанализировала светское знасчение иконы:
  • показала современное значение иконы.

 

Таким образом в православной культуре икона занимает исключительнок место. Икона является безмолвным и красноречивым  проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для  нее, а то и враждебном по отношению к ней мире. Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В конечном же итоге, она борется за душу человеческую, потому что в спасении души заключается цель и смысл существования Церкви. [22, с. 14]

 

            

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Библиографический список

  1. Барова, Н.А. Символы православия [Текст] / Интересная газета // Магия и мистика. – Вып. №24, 2010. – C. 64
  2. Бычков, А.Е. Православный помощник [Текст] / Православный помощник // Победа, дарованная Господом. Вып.№5, 2012. – С. 40
  3. Васин, А.С. Культурология [Текст] / А.С. Васин.  – М.: Фобос, 2004. – 365с.
  4. Гараджа, В. И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преподавателей сред. шк. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 378 с
  5. Георгиева, О.В. Символика православной иконы [Текст] / О.В. Георгиева. – М.: Политиздат, 1999. – 545 с.
  6. Голубцов, А.П. Из истории изображений креста [Текст] / Интересная газета // Магия и мистика. – Вып. №28, 2011. - С. 64
  7. Гордиенко, А.Н. Энциклопедия символов [Текст] / А.Н. Гордиенко. – М.: ЭКСМО, 2007. – 294 с.
  8. Игумен Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. М., 1992. – 86 с.
  9. Игумен Лука Головков История иконописи [Текст] / Лука Головков. - М., 2002. – 148 с.
  10. Икона [Электронный ресурс] // Православие // Загл. с экрана: http://www.ikona doxworld.ru/ru/icona/1/index1.htm . – Проверено: 25.05.2013.
  11. Икона- это образ [Электронный ресурс] // Мир Православия // Загл. с экрана: http://www.orthodoxworld.ru/ru/icona/1/index1.htm . – Проверено: 25.05.2013.
  12. Иконы – произведения искусства [Электронный ресурс] // Мир Православия // Загл. с экрана: http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=98967 – Проверено: 25.05.2013.
  13. Махортова, О.В. Семиотика культуры в работах Б. Успенского. [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Культура» // Загл. с экрана: http://www.rae.ru/forum2011/129/795. – Проверено: 25.05.13
  14. Мень А. История религии. Учебник. Том 2, 1989 – 378 с.
  15. Порохневская, М.А. Изобразительное искусство. 6класс. Поурочные планы по рограмме Л.А. Неменской [Текст] / Сост. М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 98 с.
  16. Раушенбах, Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений [Текст] / Б.В. Раушенбах. – М.,2003. - 256 с.
  17. Трубецкой, Е. Два мира в русской иконописи. Умозрение в красках [Текст] / Е.Трубецкой. – Париж, 1965. – 211 с.
  18. Уваров, А.С. Христианская символика [Текст] / Интересная газета // Магия и мистика. – Вып. №8, 2001. - С. 64
  19. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви [Текст] / Л.А. Успенский. - Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 93 с.
  20. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. – 256 с.
  21. Флоренский, П.А. Иконостас [Текст] / П.А.Флоренский. – Православие, 2009. – 256 с.
  22. Флоровский, Г. В.  Богословские отрывки [Текст] / Мир Православия // Православные. – Вып. №10, 2009. – 258 с.
  23. Шмеман, А. Введение в литургическое богословие [Текст] / А.Шмеман. -  Париж, 1960. - 320 с.

Информация о работе Икона в системе православной культуры