Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа
Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе
православной культуры
1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8
1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15
2.2. Визуальные символы православной культуры……….18
2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24
Заключение…………………………………………. . ……………...32
Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ……………………………………………… . ………...36
Таким образом, возможно рассмотрение иконы как организованного целого, невербального текста, выраженного семиотическим языком, призванным помочь постижению истины. Под текстом нами понимается «осмысленная последовательность любых знаков». Это широкая трактовка текста, где под ним возможно признать не только последовательность написанных или произнесенных слов, но и произведения живописи, музыки, а также икону. Нелингвистические по природе объекты изучаются таким образом в результате необходимости познания заложенной в них семантики, имеющей особый язык ее выражения.
Так и икона, являясь сложным организмом, выражает богословскую идею определенными невербальными средствами.
К ним относятся:
Особое место занимает золотой цвет. Символ Божественного света, цвет святости, Царствия Небесного. Золотыми пишутся нимбы, некоторые одеяния святых. Насыщенный желтый также сходен по значению с золотым. А вот бледно-желтый в иконописи – это символ скупости. Бледный желтый – цвет Иуды Искариота.
Белый – цвет праведников. Он символизирует святость, чистоту и невинность души. Традиционно белыми писались одеяния святых, крылья ангелов и пелены детей. На многих иконах, посвященных Воскресению Христа, Спаситель изображается именно в белых одеяниях. Сходное значение имеет серебряный цвет, который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.7: «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».
Багряный или пурпурный – со древнейших времен царский цвет. В русской иконописи пурпурным традиционно писали одеяния святых царей и князей. Пурпурный фон иногда выбирается для изображения Христа Пантократора. Красный цвет – цвет мучеников, цвет жертвы Христовой, крови, пролитой за веру.
Голубой цвет – цвет неба, иного мира, целомудрия и душевной чистоты. Одеяния Богоматери обычно пишутся голубыми. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость. Часто синий – цвет апостольских одеяний.
Зеленый, цвет весны, означает победу жизни над смертью и вечную жизнь. Он символизирует Христа как подателя жизни и крест как древо жизни и часто используется в сценах Рождества.
Коричневый цвет напоминает о бренности конечной человеческой природы, а черный используется как символ зла и смерти.
Существуют цвета, которые принципиально не используются в иконописи. Один из них – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту – понятия, недопустимые в православной иконописи.
3. Свет в иконе признак принадлежности к миру Божественному и может передаваться при помощи:
- пробелов и оживки;
- фона у иконы (как правило, золотого);
- наличие ассиста (тонких золотых линий);
- формы нимба у святых.
4. Жест. Святые,
изображаемые на иконах не
жестикулируют – они предстоят
Богу, священнодействуют, и каждое
движение носит характер
5. Изображение
пространства. Пространство в иконе
изображается при помощи
6. Время. С
точки зрения православной
7. Разномасштабность
изображения. На первый взгляд
разновеликость изображенных
8. Надписи. Чаще
всего надписи отводится
- имена Христа и Богоматери, переданные в сокращении (теонимограммы);
- имена святых, или агионимы;
- наименования событий;
- тексты на
свитках или Евангелии,
- тексты в
клеймах иконы, следующие в
своей основе житийным т
- тексты молитв, помещаемые на полях иконы или включенные в композицию изображения;
- пространственные
тексты к изображенным
- надписи на обороте доски, относящиеся к описанию иконы;
- тексты, обращенные к святому или Богоматери владельца или автора иконы.
Нередко надпись рассматривается как элемент живописи, значение которого состоит в украшении основного изображения или в декоративном заполнении фона. [8, с. 16]
Итак, мы отметили, что икона строится по принципу текста – каждый элемент ее прочитывается как знак. Нам известны основные знаки этого языка: сюжет, цвет, свет, жест, изображение пространства, время, разномасштабность изображения, надписи. Но процесс прочтения иконы не складывается только из этих знаков, как из кубиков. Важен контекст, внутри которого один и тот же элемент (знак, символ) может иметь довольно широкий диапазон толкования. Процесс прочтения иконы не может заключаться в нахождении универсального, единственно верного ключа, здесь необходимо длительное созерцание, участие не только ума, но и сердца. Особо близко это к нашим славянским народам, которым, по мнению Иоанна Экономцева, свойственно «образно-символическое восприятие мира,... стремление достигнуть абсолюта, причем сразу, немедленно, одним усилием воли». Икона – это книга, в которой не требуется перелистывать страницы.
И так при помощи перечисленных символов-знаков икона раскрывает свое содержание на универсальном, понятном каждому языке. Именно через такую понятную, независимо от языковой и национальной принадлежности, форму церковь стремиться помочь нам в воссоздании нашей истинной, неискаженной грехом природы. Таки образом, цель иконы – направить все наши чувства, так же как и ум, и всю нашу человеческую природу, к ее истинной цели – на путь преображения и очищения.
Одно из величайших открытий XX века, и в плане художественном, и в плане духовном – провославная икона. «Открытие» это произошло в канун исторических потрясений. Именно в этот «грозовой период» икона открывается как одно из величайших сокровищ мирового искусства, для одних как наследие далекого прошлого, для других как предмет эстетического любования; третьих же «открытие» это толкнуло к осмыслению иконы, в свете ее, к осмыслению происходящих событий. Духовное пробуждение толкает к возвращению к ней к пониманию ее языка, и смысла, приближает к ней, заставляет ее почувствовать: она уже не только открывается как прошлое, но и оживает как настоящее. Начинается медленное проникновение в духовный смысл древней иконы. «Немая в течение многих веков, икона заговорила с нами тем самым языком, каким она говорила с отдаленными нашими предками». [22, с. 148]
Перефразируя протоиерея А. Шмемана, можно сказать, что для того, чтобы почувствовать в иконе нечто большее, чем произведение искусства или предмет личного благочестия «нужно было в самой Церкви увидеть и почувствовать нечто большее, чем общество верующих». [22, с. 130]
Для реализации
цели: значение иконы в системе православной культуры,
были успешно решины следующие задачи:
Таким образом в православной культуре икона занимает исключительнок место. Икона является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для нее, а то и враждебном по отношению к ней мире. Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В конечном же итоге, она борется за душу человеческую, потому что в спасении души заключается цель и смысл существования Церкви. [22, с. 14]
Библиографический список