Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:10, реферат
С культурологической точки зрения, "революционная" роль импрессионизма не сводилась к новшествам в сфере живописи или же к новшествам в сфере чисто художественной культуры. С импрессионизма начинается интенсивный поиск новых форм выражения в творчестве. Этот поиск приведет к возникновению в XX веке самых разнообразных художественных направлений, которые принципиальным образом противопоставят себя предшествующим традициям. Этот поиск, этот разрыв с традициями вышел далеко за рамки искусства, это был «кризис человеческого духа, наиболее полно выраженный в живописи». Почему же именно живопись смогла полнее всего выразить те духовные процессы, которые были связаны со стремлением найти выход из духовного кризиса, из идейного тупика?
Импрессионизм - это поворотный пункт в развитии мирового искусства. Не все специалисты и любители искусства восторгаются импрессионизмом, но практически все признают его решающее значение в изменении взгляда на искусство, в отказе от тех принципов, на которых строилось искусство XIX века. Характерным свидетельством поистине революционной роли импрессионизма является мнение одного из крупнейших художников XX века Марка Шагала: «Импрессионисты распахнули ворота живописи так широко, что невозможно не увидеть в нём, в импрессионизме, примечательнейшего события в истории искусств». Не менее выразительны и другие слова Шагала: «Когда появился импрессионизм, словно окно распахнули. Свет стал сиять на горизонте, как радуга, освещая нам мир».
С культурологической точки зрения, "революционная" роль импрессионизма не сводилась к новшествам в сфере живописи или же к новшествам в сфере чисто художественной культуры. С импрессионизма начинается интенсивный поиск новых форм выражения в творчестве. Этот поиск приведет к возникновению в XX веке самых разнообразных художественных направлений, которые принципиальным образом противопоставят себя предшествующим традициям. Этот поиск, этот разрыв с традициями вышел далеко за рамки искусства, это был «кризис человеческого духа, наиболее полно выраженный в живописи».
Почему же именно живопись смогла полнее всего выразить те духовные процессы, которые были связаны со стремлением найти выход из духовного кризиса, из идейного тупика?
Импрессионисты и оказались теми художниками, которые полнее всего реализовали дух свободы, который потенциально присущ живописи.
Термин «импрессионизм» применяют в двух основных смыслах. Иногда под импрессионизмом понимается художественный метод, стиль, который используется в различных видах искусства: в живописи, музыке, кино, литературе. Но чаще всего под импрессионизмом понимается художественное течение, существовавшее во французской живописи последней трети XIX века. Представители этого течения выработали свои собственные художественные приемы, в которых выразился общий взгляд на искусство. Впоследствии некоторые из общих художественных принципов импрессионистов были использованы представителями других видов искусства, что и послужило основой понимания импрессионизма как художественного метода.
Принципы импрессионизма как течения в живописи использовались разными живописцами не только в XIX, но и в XX веке, причем, далеко за пределами Франции.
Поэтому, говоря о тех
художниках, которые создавали принципы
импрессионизма, употребляют иногда
выражение «первые
Название художественного течения возникло достаточно случайным образом. В 1874 году группа молодых художники организовали свою первую выставку в Париже. Эта художественная выставка задумывалась как альтернативная официальным выставкам живописи - Салонам. Картины, выставлявшиеся в Салонах, отбирались жюри, состоявшем из членов Академии изящных искусств. Одна из картин К. Моне, была названа «Впечатление. Восход солнца».
Картина передавала игру солнечных
лучей на колеблющейся поверхности
воды. Картины, представленные на этой
выставке, встретили непонимание
и даже отторжение у тех зрителей
и критиков, которые привыкли к
традиционной живописи. Выставка открылась
15 апреля, а уже 25 апреля в одной
из газет появилась статья под
названием «Выставка
Импрессионисты провели восемь совместных выставок. Правда, в последних вернисажах, принимали участие уже не все художники группы. Последняя выставка прошла в 1886 году. Нельзя сказать, что, к этому времени импрессионизм получил всеобщее признание. Импрессионисты продолжали испытывать недоброжелательное отношение к себе критики и коллег. Стремление импрессионистов придерживаться своего понимания искусства приводило к тому, что их картины редко покупались, а если и покупались, то за небольшие деньги. Те из художников, у которых не было богатого наследства, долгие годы находились на грани бедности и нищеты.
Что же именно в творчестве
импрессионистов вызывало долгие годы
такую неприязнь со стороны коллег-
живописцев, критики и публики? Прежде
всего то, что импрессионисты своим
творчеством утверждали новое понимание
сути и предназначения искусства, не
было выражено в теоретических манифестах
или программных статьях, заявлениях
художников. Новое понимание было
выражено в самих художественных
произведениях, в сотнях и тысячах
картин. Само творчество художников лучше
любых теорий свидетельствовало
о новом понимании искусства.
Те направления, которые сложились
к 70-м годам XIX века в европейской
художественной культуре, видели в
искусстве главным образом
Импрессионисты стали
создавать картины, которые трудно
было использовать как средство для
достижения каких-то внехудожественных
целей. Но общество уже привыкло связывать
искусство не только с чисто художественными
задачами. Не случайно сторонники традиционного
понимания искусства обвиняли импрессионистов
в уходе от социальных проблем, в
мелкотемье, в отсутствии идейности.
Духовность и идейность – это
несовпадающие феномены. Идейность
связана с защитой и
В определенном смысле импрессионизм
был близок теории "искусства
для искусства" и других учениям,
создатели которых не были согласны
со служебной ролью искусства. Но
творчество импрессионистов отличала
следующая особенность: оно предназначалось
для всех людей, а не только для
образованного меньшинства или
для специалистов-
Тем не менее импрессионизм сказался несовместим ни с академизмом или классицизмом, ни с романтизмом. Академизм и романтизм были связаны - в разной степени - с условностью форм выражения, условностью художественных приемов. Условность эта проявлялась даже в выборе сюжетов художественного произведения. Импрессионисты отказались от многих подобных условностей и выработали свои собственные художественные принципы
Начиная разговор о художественных принципах импрессионизма, следует еще раз напомнить, что эти принципы нашли свое воплощение в картинах импрессионистов, а не в их теоретических манифестах, статьях или книгах. Собственно, уже сам отказ от понимания искусства как средства воспитания, познания или отражения действительности можно считать исходным принципом импрессионизма.
Другой важнейший принцип импрессионизма заключался в том, что импрессионисты сочли достойными художественного воплощения каждого человека, каждое событие, каждое явление. Для классицизма или романтизма был характерен принципиально иной подход к выбору тем и сюжетов для произведений искусства. Считалось, что искусство должно акцентировать внимание на каких-то особых, образцовых идеальных явлениях, например, на великих людях или исключительных событиях. Поэтому в картинах, созданных сторонниками академизма, преобладали сюжеты на темы античной мифологии или изобоажения выдающихся государственных деятелей. Представители романтизма, верные своему пренебрежительному отношению к обыденности, тоже обращались к каким-то особым событиям, историческим личностям.
Импрессионисты же сделали
художественно значимой ту самую
обыденную действительность, которая
окружала любого человека. Не античный
полубог, не библейский персонаж, не великий
полководец, а простой ремесленник,
крестьянин или домохозяйка стали
героями их картин, стали персонажами,
изображенными на полотнах импрессионистов.
С точки зрения импрессионистов,
вдохновить на создание произведений
искусства может городская
Эстетическое восприятие
подобных художественных произведений
было затруднено даже для тех людей,
которые обладали соответствующими
знаниями, сведениями. Эстетическое восприятие
связано с воздействием на чувства,
эмоции человека. Эмоциональный отклик
на произведение искусства должен быть
непосредственным, а не растянутым
во времени. Картина может радовать,
восхищать, волновать, навевать чувство
грусти, но если для эмоциональной
реакции требуются объяснения исторического
характера, требуются разъяснения
экскурсовода или усилия человеческой
памяти, то в таком случае уже
не произойдет непосредственного
Импрессионисты отказались
от различных условностей и
Реализм XIX века был связан
со стремлением выявить
Еще одной особенностью импрессионизма
стал отказ от деления предметов
и явлений действительности на главные
и второстепенные, от выделения в
действительности необходимого, существенного
и случайного. Импрессионисты стремились
передать эстетическую ценность каждого
лица, каждого мгновения