Импрессионизм и мировая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

С культурологической точки зрения, "революционная" роль импрессионизма не сводилась к новшествам в сфере живописи или же к новшествам в сфере чисто художественной культуры. С импрессионизма начинается интенсивный поиск новых форм выражения в творчестве. Этот поиск приведет к возникновению в XX веке самых разнообразных художественных направлений, которые принципиальным образом противопоставят себя предшествующим традициям. Этот поиск, этот разрыв с традициями вышел далеко за рамки искусства, это был «кризис человеческого духа, наиболее полно выраженный в живописи». Почему же именно живопись смогла полнее всего выразить те духовные процессы, которые были связаны со стремлением найти выход из духовного кризиса, из идейного тупика?

Вложенные файлы: 1 файл

ИМПРЕССИОНИЗМ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

                                                           ИМПРЕССИОНИЗМ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Импрессионизм - это поворотный пункт в развитии мирового искусства. Не все специалисты и любители искусства восторгаются импрессионизмом, но практически все признают его  решающее значение в изменении взгляда  на искусство, в отказе от тех принципов, на которых строилось искусство XIX века. Характерным свидетельством поистине революционной роли импрессионизма является мнение одного из крупнейших художников XX века Марка Шагала: «Импрессионисты  распахнули ворота живописи так широко, что невозможно не увидеть в нём, в импрессионизме, примечательнейшего события в истории искусств». Не менее выразительны и другие слова  Шагала: «Когда появился импрессионизм, словно окно распахнули. Свет стал сиять  на горизонте, как радуга, освещая  нам мир».

С культурологической точки  зрения, "революционная" роль импрессионизма не сводилась к новшествам в сфере  живописи или же к новшествам в  сфере чисто художественной культуры. С импрессионизма начинается интенсивный  поиск новых форм выражения в  творчестве. Этот поиск приведет к  возникновению в XX веке самых разнообразных  художественных направлений, которые  принципиальным образом противопоставят  себя предшествующим традициям. Этот поиск, этот разрыв с традициями вышел далеко за рамки искусства, это был «кризис  человеческого духа, наиболее полно  выраженный в живописи».

Почему же именно живопись смогла полнее всего выразить те духовные процессы, которые были связаны со стремлением найти выход из духовного  кризиса, из идейного тупика?

Импрессионисты и оказались  теми художниками, которые полнее всего  реализовали дух свободы, который  потенциально присущ живописи.

Термин «импрессионизм»  применяют в двух основных смыслах. Иногда под импрессионизмом понимается художественный метод, стиль, который  используется в различных видах  искусства: в живописи, музыке, кино, литературе. Но чаще всего под импрессионизмом  понимается художественное течение, существовавшее во французской живописи последней  трети XIX века. Представители этого  течения выработали свои собственные  художественные приемы, в которых  выразился общий взгляд на искусство. Впоследствии некоторые из общих  художественных принципов импрессионистов  были использованы представителями  других видов искусства, что и  послужило основой понимания  импрессионизма как художественного  метода.

Принципы импрессионизма как течения в живописи использовались разными живописцами не только в XIX, но и в XX веке, причем, далеко за пределами  Франции.

Поэтому, говоря о тех  художниках, которые создавали принципы импрессионизма, употребляют иногда выражение «первые импрессионисты». Чаще всего к числу первых импрессионистов  причисляют шестерых художников: Клода  Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсар-ро, Альфреда Сислея и Берту  Моризо, единственную женщину среди  первых импрессионистов.

Название художественного  течения возникло достаточно случайным  образом. В 1874 году группа молодых художники  организовали свою первую выставку в  Париже. Эта художественная выставка задумывалась как альтернативная официальным  выставкам живописи - Салонам. Картины, выставлявшиеся в Салонах, отбирались жюри, состоявшем из членов Академии изящных  искусств. Одна из картин К. Моне, была названа «Впечатление. Восход солнца».

Картина передавала игру солнечных  лучей на колеблющейся поверхности  воды. Картины, представленные на этой выставке, встретили непонимание  и даже отторжение у тех зрителей и критиков, которые привыкли к  традиционной живописи. Выставка открылась 15 апреля, а уже 25 апреля в одной  из газет появилась статья под  названием «Выставка импрессионистов».(Автор  статьи, некий Луи Леруа, высмеял  многие картины, представленные на выставке, и более всего картину Моне «Впечатление». Собственно, слово «импрессионизм»  и есть производное от французского слова "впечатление». Так что вначале  название импрессионисты прозвучало как  ироничное прозвище, как насмешка. Но через некоторое время сами художники решили, что слово «импрессионисты» может служить названием, объединяющим их твооческие принципы. Интепепно  что Э. Дега предлагал назвать  группу словом «Капуцинка», поскольку  выставка располагалась в здании на бульваре Капуцинок. Предложение  Дега тогда не прошло, но из этой истории  видно, каким случайным образом  возникают если не сами великие явления, то их названия.

Импрессионисты провели  восемь совместных выставок. Правда, в  последних вернисажах, принимали  участие уже не все художники  группы. Последняя выставка прошла в 1886 году. Нельзя сказать, что, к этому  времени импрессионизм получил  всеобщее признание. Импрессионисты продолжали испытывать недоброжелательное отношение к себе критики и коллег. Стремление импрессионистов придерживаться своего понимания искусства приводило к тому, что их картины редко покупались, а если и покупались, то за небольшие деньги. Те из художников, у которых не было богатого наследства, долгие годы находились на грани бедности и нищеты.

Что же именно в творчестве импрессионистов вызывало долгие годы такую неприязнь со стороны коллег- живописцев, критики и публики? Прежде всего то, что импрессионисты своим  творчеством утверждали новое понимание  сути и предназначения искусства, не было выражено в теоретических манифестах или программных статьях, заявлениях художников. Новое понимание было выражено в самих художественных произведениях, в сотнях и тысячах  картин. Само творчество художников лучше  любых теорий свидетельствовало  о новом понимании искусства. Те направления, которые сложились  к 70-м годам XIX века в европейской  художественной культуре, видели в  искусстве главным образом средство воспитания, формирования каких-то убеждений, принципов или же рассматривали  искусство как средство познания мира. Ценности, которые должно было утверждать искусство, сами по себе могли  быть достойны уважения, например, моральные, религиозные убеждения. Но даже в  этом случае искусство оставалось лишь средством. То есть произведение искусства  приобретало в каком-то смысле подчиненное  значение, должно было играть второстепенную роль.

Импрессионисты стали  создавать картины, которые трудно было использовать как средство для  достижения каких-то внехудожественных  целей. Но общество уже привыкло связывать  искусство не только с чисто художественными  задачами. Не случайно сторонники традиционного  понимания искусства обвиняли импрессионистов  в уходе от социальных проблем, в  мелкотемье, в отсутствии идейности. Духовность и идейность – это  несовпадающие феномены. Идейность  связана с защитой и распространением конкретных идей: политических, нравственных, религиозных, партийных. А духовность связана с отказом человека от во всех своих мыслях и поступках  из прагматических, материальных, физиологических  потребностей и интересов.

В определенном смысле импрессионизм  был близок теории "искусства  для искусства" и других учениям, создатели которых не были согласны со служебной ролью искусства. Но творчество импрессионистов отличала следующая особенность: оно предназначалось  для всех людей, а не только для  образованного меньшинства или  для специалистов-искусствоведов.

Тем не менее импрессионизм  сказался несовместим ни с академизмом  или классицизмом, ни с романтизмом. Академизм и романтизм были связаны - в разной степени - с условностью  форм выражения, условностью художественных приемов. Условность эта проявлялась  даже в выборе сюжетов художественного  произведения. Импрессионисты отказались от многих подобных условностей и  выработали свои собственные художественные принципы

Начиная разговор о художественных принципах импрессионизма, следует  еще раз напомнить, что эти  принципы нашли свое воплощение в  картинах импрессионистов, а не в  их теоретических манифестах, статьях  или книгах. Собственно, уже сам  отказ от понимания искусства  как средства воспитания, познания или отражения действительности можно считать исходным принципом  импрессионизма.

Другой важнейший принцип  импрессионизма заключался в том, что  импрессионисты сочли достойными художественного  воплощения каждого человека, каждое событие, каждое явление. Для классицизма  или романтизма был характерен принципиально  иной подход к выбору тем и сюжетов  для произведений искусства. Считалось, что искусство должно акцентировать  внимание на каких-то особых, образцовых идеальных явлениях, например, на великих  людях или исключительных событиях. Поэтому в картинах, созданных  сторонниками академизма, преобладали  сюжеты на темы античной мифологии  или изобоажения      выдающихся  государственных деятелей. Представители  романтизма, верные своему пренебрежительному отношению к обыденности, тоже обращались к каким-то особым событиям, историческим личностям.

Импрессионисты же сделали  художественно значимой ту самую  обыденную действительность, которая  окружала любого человека. Не античный полубог, не библейский персонаж, не великий  полководец, а простой ремесленник, крестьянин или домохозяйка стали  героями их картин, стали персонажами, изображенными на полотнах импрессионистов. С точки зрения импрессионистов, вдохновить на создание произведений искусства может городская улица  или цветочная клумба около дома, стог сена, отдых простых людей  в кафе. Такое расширение сюжетного  поля не просто открыло новые возможности  для изобразительного искусства. Импрессионисты способствовали не только эстетической реабилитации повседневной жизни, они  спо­собствовали и формированию уважительного отношения к простым  людям, к их повседневной жизни. Сотни  картин, в которых подчеркивалась художественная красота повседневного, способствовали и формированию'чувства  собственного достоинства у тех  людей, кого романтики могли называть обывателями, мещанами. Это расширение, или даже замена сюжетного поля живописи позволяет говорить о гуманизме  импрессионистов. Этот гуманизм сказался и в том обстоятельстве, что  воспринимать картины импрессионистов  мог любой человек, независимо от уровня своего социального положения, уровня образования, знаний. С восприятием же большинства картин представителей академизма или романтизма дело обстояло совсем иначе. Чтобы правильно воспринять картину, написанную на мифологический или религиозный сюжет, нужно перед этим знать определенную мифологию или разбираться в положениях определенной религии. Очевидно, что большинство людей не являются знатоками древних мифов. Так же очевидно, что для большинства людей, придерживающихся определенных религиозных убеждений, не известны даже основные положениями других религиозных учений. Произведения искусства, созданные по поводу каких-либо исторических событий, требуют знания исторических фактов, что в некотором смысле осложняет процесс эстетического восприятия картины (книги, скульптуры) людьми различных культурно-исторических традиций.

Эстетическое восприятие подобных художественных произведений было затруднено даже для тех людей, которые обладали соответствующими знаниями, сведениями. Эстетическое восприятие связано с воздействием на чувства, эмоции человека. Эмоциональный отклик на произведение искусства должен быть непосредственным, а не растянутым во времени. Картина может радовать, восхищать, волновать, навевать чувство  грусти, но если для эмоциональной  реакции требуются объяснения исторического  характера, требуются разъяснения  экскурсовода или усилия человеческой памяти, то в таком случае уже  не произойдет непосредственного эмоционального отклика на произведение искусства. Восприятие произведений импрессионистов  не было связано с такими затруднениями. Уголок природы, смеющийся человек, цветочная клумба, изображенные на картине, не требуют разъяснения  или понимания. Они требуют только художественного мастерства своего создателя. Ренуар уже на склоне лет  так говорил о воздействии  произведения искусства: «В наши дни  стремятся все объяснить. Но если картину можно объяснить, она  уже не является искусством... Произведение искусства должно захватить вас, увлечь, унести с собой. Это средство, которым художник передает свою страсть. Это брызжущий из него поток, и  поток этот в своем порыве увлекает вас за собой».

Импрессионисты отказались от различных условностей и ограничений, присущих академизму и романтизму, но при этом они не стремились в  своем творчестве к реалистическому  отражению действительности. Картина  не должна отражать реальную действительность. Картина сама является новой эстетической действительностью, для которой  натура, реальный объект - только повод, первотолчок для создания художественного  объекта. Картина должна вызывать эстетические эмоции даже в том случае, если натуральный  объект, послуживший основой сюжета картины, сам по себе не вызывает эстетических эмоций. Можно было бы даже сказать, что импрессионисты приукрашивали  действительность, но слово приукрашивали  в данном случае не совсем уместно. Приукрашивание связано со стремлением  оставить лучшее впечатление о реальном объекте, а импрессионисты стремились к тому, чтобы впечатлял искусственный  объект, картина. Это не был обман, искажающий реальность. Это было создание прекрасной новой реальности. Тот  же Ренуар говорил, что в искусстве  важно вовремя отказаться от копирования  натуры. Ренуар считал, что в реальной повседневности слишком много тяжелого, чтобы еще изображать это.

Реализм XIX века был связан со стремлением выявить особенности  и болевые точки действительности с тем, чтобы способствовать изменению  этой действительности к лучшему. Импрессионисты исходили из другого понимания предназначения искусства. Суть этого понимания  лучше всего передают слова крупнейшего  представителя романтизма Э. Делакруа, запи­санные в Дневнике мастера  незадолго до его смерти: «Главное предназначение картины заключается  в том, чтобы составлять праздник для глаз... Но не всякий глаз способен вкушать прелесть живописи. У многих зрение ложно или притуплено; они  видят только сами предметы, но не чувствуют  изящного». Эти слова были написаны Делакруа в 1863 году, а через 10 лет  возникнет группа импрессионистов, творчество которых помогло многим людям обрести чувство изящного и увидеть за предметами красоту  искусства.

Еще одной особенностью импрессионизма стал отказ от деления предметов  и явлений действительности на главные  и второстепенные, от выделения в  действительности необходимого, существенного  и случайного. Импрессионисты стремились передать эстетическую ценность каждого  лица, каждого мгновения действительности. He только каждой реальный объект мог  стать первоосновой для создания художественных произведений, но и  каждый нюанс, каждое состояние какого-то предмета, процесса, уголка природы. К. Моне создал целую серию из 15 картин, на которых были изображены стога  сена. Этой серией Моне демонстрировал, что в определенное время дня, в определенную погоду даже самые  прозаические, самые простые предметы могут быть источником различных  цветовых эффектов и, следовательно, могут  вызывать различные зрительные впечатления, каждое из которых может послужить  основой для произведения искусства. Моне создал несколько подобных серий, из которых наибольшую известность  приобрела серия различных видов  собора в Руане. Моне обладал исключительной способностью улавливать малей­шие  световые и цветовые оттенки и  нюансы, а затем на основе этих нюансов  создавать художественные произведения. Художник Эдуард Мане (1832-1883), которого считают предшественником импрессионистов, так отозвался о Моне: «У кого зоркий глаз, тот поймет когда-нибудь

Информация о работе Импрессионизм и мировая культура