Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:10, реферат
С культурологической точки зрения, "революционная" роль импрессионизма не сводилась к новшествам в сфере живописи или же к новшествам в сфере чисто художественной культуры. С импрессионизма начинается интенсивный поиск новых форм выражения в творчестве. Этот поиск приведет к возникновению в XX веке самых разнообразных художественных направлений, которые принципиальным образом противопоставят себя предшествующим традициям. Этот поиск, этот разрыв с традициями вышел далеко за рамки искусства, это был «кризис человеческого духа, наиболее полно выраженный в живописи». Почему же именно живопись смогла полнее всего выразить те духовные процессы, которые были связаны со стремлением найти выход из духовного кризиса, из идейного тупика?
На одной из самых известных картин Моне «Чайки. Здание парламента» (1904) изображен - лондонский туман. При этом туман на картине Моне выглядел слегка розоватым, что сначала даже вызвало недоумение у зрителей. Но Моне просто подметил определенный оптический эффект, возникающий в определенный момент в определенной ситуации.
Эстетическую значимость
каждого состояния, каждого мгновения
действительности стремились представить
и другие импрессионисты. Такой подход
к действительности и к художественному
творчеству тоже расширял сюжетное поле
искусства, но самое главное заключается
в том, что подобный подход не давал
безапелляционно устанавливать
с помощью искусства иерархию
процессов и явлений
Импрессионисты отказались
и от традиции выделять главное и
второстепенное в самом произведении
искусства. В картинах импрессионистов
нельзя выделить основные части, элементы,
скажем композиционный центр и второстепенные
части, элементы, например, детали или
художественный фон, оттеняющий основные
моменты картины. В картинах импрессионистов
просто нет фона, главного, деталей.
Каждый квадратный сантиметр картины
одинаково ценен и значим. Картина
-это органическое целое, как например,
роза, тюльпан - нельзя же в цветке выделить
деталь и главное. Такой подход усложнял
задачу художника, например, если раньше
даже самые крупные мастера
Художник говорил об актрисе, что она «все освещает вокруг», что она - «настоящий солнечный луч». И Ренуар передал в портрете именно эту «солнечную» особенность актрисы. Эстетическое впечатление от восприятия этой картины достигается не приближением к фотографической точности. Кажется, что актриса освещает все пространство картины. Актриса окружена розовым цветом, который вовсе не играет роль фона, на котором отчетливо выделяется лицо актрисы. Розовый цвет неотделим от лица, тела, одежды актрисы, как бы источает свет, являясь органической частью этого света.
Принцип, связанный с отказом
от выделения в картинах существенного
и второстепенного, например, переднего
и заднего планов, композиционного
центра и периферии, будет впоследствии
использован и в других видах
искусства. В тех случаях, когда
говорят об импрессионистическом методе
в литературе или киноискусстве,
имеют в виду такие особенности,
как отказ от выделения в фильме
или книге центральных и
Еще одна особенность творчества
импрессионистов заключалась в
том, что художники не боялись
показать в своих уже законченных
произведениях сам процесс
Используйте мелкие мазки и попытайтесь фиксировать свои впечатления немедленно». Из этих советов видно, что импрессионисты старались фиксировать свои непосредственные впечатления. Они не стремились точно и четко передавать контуры предметов. Подобная техника и позволяла передавать эмоции и чувства художников. Но эта техника могла создать впечатление незаконченности или небрежности в работе автора произведения. Дело в том, что импрессионисты стремились к тому, чтобы картины воспринимались как художественные произведения в целом, а не по частям, не по деталям. Импрессионисты могли не выписывать тщательно, с фотографической точностью каждый лист дерева, если на картине изображался уголок природы. Например, на картине К. Моне «Уголок сада в Монжероне» при внимательном исследовании картины нельзя обнаружить изображения отдельных листиков, цветов, деревьев. На холсте - одни красочные мазки, цветовые пятна, бесформенные и на первый взгляд хаотичные. Но подобное исследование картины с близкого расстояния не является эстетическим восприятием произведения искусства. Исследование - это уже критический анализ. Эстетическое восприятие картины подразумевает некую эстетическую дистанцию. Кажущаяся хаотичность красочного мазка на картине Моне сливается в единое художественное целое, и зритель видит красивое зрелище, т.е. попадает под эстетическое воздействие картины. А тщательное выписывание каждого отдельного листочка уменьшило бы красочные эффекты, уничтожило бы ту искренность впечатления, которой добивались импрессионисты.
Самая очевидная, бросающаяся
в глаза особенность творчества
импрессионистов была связана с
цветовой гаммой их картин. Импрессионисты
почти полностью отказались от использования
в своих картинах коричневого, серого
и черного цветов. Импрессионисты
стали использовать, в основном,
чистые цвета, т.е. цвета спектра: красный,
синий, зеленый, желтый, фиолетовый. Импрессионисты
старались обойтись и без смешения
чистых красок, без создания искусственных
цветов, например, без использования
золотистого цвета, часто используемого
в портретной живописи XVII-XVIII вв. В
картинах импрессионистов создавались
разнообразные цветовые оттенки, сочетания,
но эти сочетания и оттенки
возникали в зрительском
Картины импрессионистов
производили гораздо более
Благодаря своим поискам
новых художественных приемов импрессионисты
разработали систему пленэра (от
французского слова «воздух»). В
данном случае, работа на пленэре - это
работа над произведениями не в мастерской,
а на природе. С точки зрения импрессионистов,
разнообразные световые эффекты
природных явлений и
Творчество импрессионистов
стало значительны явлением мировой
культуры благодаря нескольким обстоятельствам.
Прежде всего - это гениальность самих
мастеров. Во-вторых, это - влияние импрессионистов
на последующие художественные течения.
В-третьих, это - гуманистическая миссия
импрессионизма. Произведения импрессионистов
могли восприниматься как эстетические
объекты самыми разными людьми, независимо
от их происхождения, образования, профессии,
религиозной или национальной принадлежности.
Недаром произведения импрессионистов
так высоко ценятся в Японии. Примечательно,
что некоторые исследователи
указали на воплощение в творчество
импрессионистов не только западноевропейских
художественных традиций, но и художественных
приемов, характерных для японского
искусства (об этом речь шла в главе
6 ). Творчество импрессионистов перекликается
и с китайской пейзажной
Стремление к использованию
художественных достижений самых разных
культурно-исторических регионов отчетливо
выявилось в творчестве постимпрессионистов.
Понятие постимпрессионизм
Все постимпрессионисты испытали
значительное влияние художественных
принципов импрессионизма, постоянно
использовали некоторые из этих принципов
в своем творчестве. Но затем постимпрессионисты
создали свои собственные художественные
принципы, выводящие этих художников
за рамки импрессионизма. Какие принципы
и особенности импрессионизма использовали
в своих произведениях
Еще одна особенность творчества постимпрессионистов, связанная с художественными приемами импрессионистов -это использование в основном локальных цветов, отказ от темных и искусственных красок.
Постимпрессионисты, подобно
импрессионистам, утверждали художественную
значимость и эстетическую ценность
любого человека, любого события, любого
уголка природы. Все в этом мире может
стать основой для произведения
искусства. В каком-то смысле идти дальше
постимпрессионистов в
Что же отличало живопись постимпрессионистов
от творчества Моне, Ренуара и их
соратников? Прежде всего, отличие заключалось
в том, что постимпрессионисты стремились
выразить в картинах существенное,
основное, главное: например, суть человека,
основной, пусть даже скрытый, смысл
процесса, явления. Следует напомнить,
что импрессионисты отказались от поисков
сути различных объектов и старались
передавать впечатления от каждого
мимолетного состояния. Именно в
этом нежелании импрессионистов
искать внутренний смысл, суть, основу
процессов и явлений
Поль Сезанн стремился в своих картинах выразить с помощью цветовых сочетаний пространственную и материальную структуру изображаемого объекта. Цвет должен был выражать пространство, выражать что-то устойчивое, ясное и логически стройное. Стремление передать суть, смысл, пробудить мысль, а не только воздействовать на эмоции зрителя - все это было характерно и для творчества Тулуз-Лотрека. Но если Сезанн больше всего работал в таких жанрах, как пейзаж и натюрморт, то Тулуз-Лотрек - в жанре портрета.
Стремление дать в картинах
зримое воплощение смысла или сути
каких-то объектов не имело ничего общего
со стремлением как можно точнее
передать внешние черты, характеристики
этого объекта. Даже наоборот, постимпрессионисты
стали широко использовать такие
художественные приемы, как использование
нереальных, искусственных цветов,
а также искажение пропорций
изображаемых объектов. Искажение цвета,
т.е. отказ от точной передачи реальных
цветовых оттенков, объяснялось желанием
усилить эмоциональное