По подсчетам
ученых, с начала нашей эры для удвоения знаний
потребовалось 1750 лет, второе удвоение
произошло в 1900 году, третье - в 1950 году.
Сегодня знания удваиваются за 5 лет.
Это явление, получившее название «информационный прорыв»,
По мере развития
и углубления познания окружающего мира
становится очевидной необходимость не
только профессионального, но и самодеятельного
интеллектуального творчества, массового
приобщения к информационной культуре.
«Технологическая
революция», «цифровое будущее», «портативные
кибертехнические устройства», «компьютерные
программы», «виртуальные миры», и информатизация
- эти и другие понятия все больше входят
в нашу реальность и дополняют привычные
познания и представления о современном
мире. В мировом рекреационно-досутовом
опыте одним из важнейших направлений
социально-культурной деятельности населения
является прикладная педагогика досуга,
в которой наиболее полно реализуется
образовательный и воспитательный потенциал
свободного времени.
Сегодня социальная
ценность досуга возрастает, и для того
чтобы человек любого возраста и общественного
положения осознанно предпочитал конструктивные,
социально оправданные занятия, в свободное
время необходимо:
• последовательно
обучать его навыкам самоорганизации
досуга;
• создавать условия
для овладения новейшими информационно-просветительскими
технологиями на уровне поиска, обработки
и трансляции информации;
• включать в
интерактивные формы потребления знаний,
развития навыков.
В настоящее время
мы живем в информационном обществе, признаками
которого являются:
• возрастание
значения информации как стратегического
ресурса развития;
• разнообразие
релаксаторских технологий (релаксация
-расслабление, освобождение тела, психики
от ненужного напряжения; снятие стресса);
• увеличение
информационной емкости всех сфер человеческой
деятельности, расширение информационных
услуг;
• широкое использование
информационных технологий.
Люди нуждаются
в оперативном информировании о текущих
событиях в контексте реформ и должны
иметь возможность участия в обсуждении
проблем и оценках, в формировании обоснованного
общественного мнения, особенно на местном
уровне. В связи с этим расширяются диапазон
информационного процесса, номенклатура
информационных услуг, появляются экспресс-университеты,
статистические службы, каникулярные
школы, консультационно-справочные бюро,
общественные приемные специалистов.
Проводятся информационные встречи с
руководителями акционерных компаний
и представителями мэрии, районной, областной
администрации, организуются деловые
и творческие отчеты, конференции, дискуссии,
создаются и дискуссионные клубы.
Содержание социально-культурной
деятельности является и формой интеграции
основных направлений информационно-просветительной
деятельности. При этом следует отметить:
как на содержание социально-культурной
деятельности, так и на направления информационно-просветительной
деятельности оказывают влияние социокультурная
ситуация в обществе и происходящие процессы.
[7]
На сегодняшний день отечественная
культура в сети Интернет представлена
достаточно объемно. Большую часть информации
о культурном наследии и культурных событиях
предоставляют сайты учреждений культуры,
однако с развитием портала "Культура.РФ"
возрастает его роль как единой точки
входа, позволяющей найти интересующие
учреждения культуры, ознакомиться с цифровыми
образами объектов культурного наследия
и выбрать мероприятия для посещения.
На сегодняшний день у 100% музеев и театров
федерального уровня есть собственные
информационные ресурсы в сети Интернет:
сайты и страницы в социальных сетях.
Во исполнение пункта "н"
Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 Минкультуры России ведет
деятельность по созданию виртуальных
музеев, обеспечивающих равный доступ
граждан к культурному наследию в части
Музейного фонда Российской Федерации
через сеть Интернет. В 2014 г. количество
виртуальных музеев, размещенных на портале
"Культура.РФ" увеличено с 34 до 70 единиц.
Минкультуры России разработаны
технические рекомендации по созданию
виртуальных музеев, устанавливающие
стандарт виртуального музея, терминологию
описания предметной области и целевые
показатели. В целях дальнейшего усовершенствования
работы в данном направлении Департаментом
информационной политики Минкультуры
России при участии специалистов ГМИИ
имени А.С.Пушкина, Русского музея, Государственного
Эрмитажа, а также НП "Автоматизация
деятельности музеев и информационные
технологии" (АДИТ), подготовлен проект
обновленных технических рекомендаций
по созданию виртуальных музеев (версия
2.0).
Оснащенностью и уровнем исполнения
среди последних выделяется "Виртуальный
музей архитектуры", созданный на базе
ФГБУК "Музей архитектуры имени А.В.Щусева"
(http://vma.muar.ru/). Данный ресурс снабжен научными
текстами по истории отечественной архитектуры,
описаниями и аннотациями, технические
возможности ресурса позволяют осуществлять
3D туры по архитектурным объектам культурного
наследия. В плане удачного соединения
научной составляющей и ИТ-функционала
"Виртуальный музей архитектуры"
можно назвать уникальным (см. прил. 6).
Завершен первый этап работ
по созданию виртуального музея современной
истории России на базе ФГБУК "Государственный
центральный музей современной истории
России" (http://vm.sovrhistory.ru/). Виртуальный
музей современной истории включает не
только традиционное представление каталога
экспонатов, но и интерактивные исторические
реконструкции событий, выполненные в
игровой форме (см. прил. 7)
В 2014 г. осуществлена модернизация
интернет-портала Культура.рф - крупнейшего
отечественного ресурса, нацеленного
на популяризацию культурного наследия
и традиций России. Портал получил новый
дизайн, реализующий принципы адаптивности
на мобильных устройствах и отвечающий
новой архитектуре; осуществлена разработка
новой версии комплекса программных средств;
создано более 4000 единиц нового контента;
обновлена база театров и музеев; создан
раздел "Традиции", включающий электронный
каталог нематериального культурного
наследия и каталог религиозного наследия
(см. прил. 8)
По состоянию на конец 2014 г.
в свободном доступе на портале размещено
234 художественных и 384 документальных
фильма, а также 100 детских и анимационных
лент. В разделе "Театр" представлены
около 600 театров и опубликовано 605 спектаклей
отечественных режиссеров. В их числе
современные постановки и уникальные
архивные записи (начиная с 1951 г.). В лекционном
разделе - 379 лекций. Раздел "Музеи"
содержит сведения, более чем о 2500 российских
музеях. На портале также размещены сведения
более чем о тысяче объектов религиозного
наследия и создан уникальный каталог
объектов нематериального культурного
наследия.
В рамках празднования 175-летия
со дня рождения П.И.Чайковского, на портале
"Культура.РФ" была опубликован электронная
база данных рукописного наследия композитора
"Чайковский, открытый мир".
Во исполнение пункта 2 Указа
Президента Российской Федерации от 5
марта 2014 г. № 113 "Об увековечении памяти
С.П.Капицы" на портале размещена ретроспектива
научно-просветительской телевизионной
программы "Очевидное - невероятное".
За 2014 г. портал "Культура.РФ"
посетило более 1,6 млн. человек. Портал
также представлен в наиболее крупных
социальных сетях: "ВКонтакте", "Одноклассники",
"Facebook" и "Twitter".
Обновленный портал "Культура.рф"
тесно интегрирован с АИС "Мультимедийный
архив отрасли культуры" - информационной
системой, созданной в 2013 г., с целью структурированного
хранения и использования фото-, видео-,
аудио- и других материалов, создаваемых
и собираемых Минкультуры России, а также
обеспечения эффективного управления
большими массивами мультимедийных материалов.
АИС "Мультимедийный архив отрасли
культуры" предполагает автоматизированное
размещение на портале "Культура.рф"
материалов, которые поступают в ее базу
данных при приемке результатов исполнения
работ, предполагающих создание цифрового
контента и передачу прав на него.
Систематически обновляется
и наполняется информацией о наиболее
ярких событиях в области искусства, художественного
образования, библиотечного дела официальный
сайт Минкультуры России http://www.mkrf.ru/. С
1 января по 31 декабря 2014 г. в главной новостной
ленте была размещено 1,2 тыс. материалов,
в разделе анонсов - более 500. Кроме того,
на ленте, посвященной культурной жизни
субъектов Российской Федерации, регионами
было опубликовано 12,6 тыс. новостей.
В рамках Года культуры в 2014
г. был создан сайт "Годкультуры.РФ".
За период с 1 января по 31 декабря на нем
было размещено более 4,6 тыс. материалов,
из них более 2,5 тыс. - предоставленных
регионами (1514 событий и 1021 отчет).
Представление культуры в СМИ
Согласно данным мониторинга
СМИ Минкультуры России, освещение деятельности
Министерства и подведомственных ему
учреждений (выставки, концерты, премьеры
фильмов, законопроекты и т. д.) в российских
средствах массовой информации велось
достаточно активно. В 2014 г. в среднем 3
- 4 крупных события различной направленности
ежедневно находили освещение в газетах,
журналах, электронных изданиях (за год
- более тысячи обзоров). Упоминаний Минкультуры
России в СМИ фиксировалось от 100 и более
ежедневно. Всего в 2014 г насчитывалось
около 7,8 тыс. информационных поводов,
связанных с деятельностью Минкультуры
России и его подведомственных учреждений.
Одной из важных задач в области
информатизации культуры является решение
проблемы информирования об услугах, мероприятиях,
проводимых учреждениями культуры и предоставляемых
ими услугах.
Наблюдаемый повсеместно дефицит
свободного времени, которое граждане
отводят для отдыха и потребления культурных
благ, приводит к повышению конкуренции
между учреждениями культуры, индустрией
развлечений и сферой услуг. В современном
информационном обществе для установления
контакта с аудиторией необходимо не только
разместить информацию в сети Интернет
(например, путем создания сайта), но и
обеспечить появление этих сведений в
информационных каналах, используемых
целевой аудиторией: интернет-сервисах,
социальных сетях, интернет-СМИ и различных
мобильных приложениях.
Проблемой на этом пути является
низкий уровень информационной культуры
и понимания специфики взаимодействия
с целевой аудиторией в интернет - среде
сотрудниками учреждений культуры.
С другой стороны, отсутствие
отраслевых стандартов предоставления
сведений в машиночитаемых форматах ведет
к невозможности сбора сведений об отрасли
культуры интернет-компаниями.
Для решения обозначенных проблем
Минкультуры России создана и апробирована
на пилотных регионах информационная
система "Единое информационное пространство
в сфере культуры". Целью системы является
организация и поддержка процессов информирования
граждан учреждениями культуры как напрямую,
так и через интернет-сервисы и СМИ. Создаваемые
в системе сведения распространяются
в формате открытых данных.
Повсеместное внедрение такой
системы требует вовлечения органов исполнительных
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление
в сфере культуры и туризма.
Создание виртуальных музеев,
обеспечивает повсеместную доступность
музейного фонда и расширение возможностей
музеев по презентации предметов, в том
числе, недоступных в самом музее ввиду
ограниченности выставочного пространства.
Проведение высококачественных онлайн-трансляций
спектаклей и концертов, позволяет расширить
охват аудитории в десятки и сотни раз,
а значит привлечь граждан к участию в
культурной жизни.
Сдерживающим фактором развития
российской культуры с использованием
информационных технологий является недостаточное
финансирование процессов информатизации
и обновления технологической базы учреждений
культуры как на федеральном, так и на
региональном уровнях. [8]
Заключение
В современный период развития
российского общества успешное решение
политических, экономических и социальных
задач все больше зависит от действия
такого субъективного фактора как социальная
активность личности. Важную роль в формировании
активности играют средства массовой
информации. О возрастающей роли печати,
радио и телевидения в общественной жизни
страны свидетельствуют их бурный рост,
распространенность и доступность массовой
информации. Печатное и устное слово, телевизионное
изображение - способны в кратчайшие
сроки достигнуть самых отдаленных районов,
проникнуть в любую социальную среду.
Средства массовой информации
– мощная сила воздействия на сознание
людей, средство оперативного донесения
информации в разные уголки мира, наиболее
эффективное средство влияния на эмоции
человека, способное убеждать реципиента
наилучшим образом. Особенно четко это
проявляется в отношении электронных
СМИ. По мере расширения технических возможностей
их роль возрастает. А по эмоциональному
воздействию на чувства и сознание людей
они остаются пока непревзойденными и
собирают самую большую аудиторию. В средствах
массовой информации, а особенно на телевидении
вопросы повышения эффективности выступлений
тесно связаны с уровнем организации творческого
процесса, форм и средств социально-политического
воспитания журналистского, художественного
и технического персонала. Прежде всего,
это отбор проблем, решение которых может
быть поддержано и подсказано аудиторией,
и создание перспективных планов работы
СМИ, их включающих.
В настоящее время
значительно возросло влияние
средств массовой информации
на личность. Господствующее положение
среди средств массовой информации
на сегодняшний день занимает
телевидение. Если в конце 70-х
начале 80-х годов телевизор считался
роскошью, то сегодня телевидение
прочно вошло в быт, практически
каждой семьи. Постепенно телевидение
вытесняет газеты и журналы, серьёзно
конкурирует с радио. Конкуренция
с прессой объясняется появлением
на телевидении новых технологий.
Список литературы
1. Прохоров Е. П. "Введение
в теорию журналистики". М.,2005,
с. 47.
2. Электронный ресурс: http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet