Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:00, контрольная работа
Рассматриваются проблемы исторической типологии культуры. Главными для данной темы являются вопросы, что такое типологизация, какие критерии и принципы могут быть положены в ее основу, какое значение она имеет в научном исследовании культуры. Ключевые понятия этой темы - "культурно-исторический тип", "этническая", "национальная", "западная", "восточная культура", "европоцентризм".
Кроме
того, до определенного времени
Такая ситуация имела место в русской истории. У нас существовало противостояние интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно крестьянских масс, замкнутых в пределах "мира" своей деревенской общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды дворянства и разночинства. Не случайно в России возникло такое явление, как народничество. Это было хождение в народ русской интеллигенции с тем, чтобы понять его жизнь, просвещать его, улучшать его экономическое положение. В России возникает и такое духовное явление, как почвенничество - стремление объединить высшие слои общества с почвой, т.е. русским народом, который воспринимался русской интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных начал.
Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).
Оригинальную
концепцию происхождения и
Этнос в своем развитии проходит следующие фазы:
1) подъем пассионарности;
2) пассионарный перегрев;
3) медленный спад;
4) фаза надлома;
5)
инерционный или
После этого этнос или распадается или сохраняется как реликт - состояние, в котором уже не ощутимо саморазвитие. Развитие этносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариев зависит от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты). Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса, способствует его высокой социальной активности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего исторического пути этнос получает из космоса.
Гумилев применяет теорию этногенеза к анализу истории разных народов. Большое внимание уделяет рассмотрению русской истории. Согласно его концепции в истории России имели место два взрыва пассионарности. Первый произошел в I - II вв. н. э. и привел к появлению славянского этноса. Тогда на исторической сцене появились славяне, и среди них - русичи. В фазе надлома славяне раскололись на отдельные племена и народы (чехи, поляки, сербы, болгары). Часть древних славян дошла до рубежа Днепра и озера Ильмень. Эта часть стала этнической основой древнерусской народности.
Второй пассионарный толчок происходит в XIII - XIV вв. В это время появляются новые поколения пассионариев, - героев, патриотов, готовых жертвовать собой ради высокой цели. Это А.Невский, Д.Донской, С.Радонежский. В результате второго пассионарного толчка образуется новый этнос - великороссы или россияне. Он сложился из трех компонентов. Это славяне, угрофинны и татары (смесь тюрок с монголами). Гумилев считает, что смешение разных народов - это обязательное условие возникновения этноса. Подъем пассионарности длился в России до XVI в. Затем в XVI - XVII вв. наступил пассионарный перегрев. Это дало страшные последствия: опричнину, смутное время, церковный раскол, крестьянские войны, стрелецкие мятежи. XVIII и первая четверть XIX в. - оптимальное в смысле пассионарности время, более или менее органическая эпоха в истории России. Пассионарность дала возможность России победить Наполеона, армия которого в три раза превосходила русскую. Однако война 1812 г. нанесла огромный урон уровню пассионарности нашего этноса. Лучшая часть русских людей, служившая в армии, погибла. Количество пассионариев сократилось. Сменился идеал: стали считать, что самое лучшее - обывательское существование, а не служение высокой цели. Затем в царствование Николая I (середина XIX века) началась фаза надлома. Она укладывается в 150 - 160 лет. Это самый тяжелый период в жизни этноса. Снижается удельный вес пассионариев. Для правителей важнее всего власть и первенство. Фазы надлома заполнены войнами. Происходит растранжиривание богатств и славы, накопленных предками. За фазой надлома следует инерционный или цивилизационный период. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя, спокойного, благополучного существования.
Цивилизация
благоприятна для накоплений материальной
культуры, упорядочения быта. Растет техносфера
- количество зданий, памятников. Мы находимся
в конце фазы надлома. После сегодняшних
бед нас ждет пора "золотой
осени" - спокойного и долгого
существования. Гумилев обращает внимание
на то, что мы моложе Европы на 500 лет, потому
что западно-европейский христианский
мир возник в VIII в. н.э., надлом западно-европейского
этноса вылился в Реформацию (XVI в.). Русский
пассионарный толчок имел место в XIII в.
Поэтому мы не должны самобичевать себя
по поводу нашей отсталости от Европы.
Свою концепцию Гумилев изложил в работах
"Этногенез и биосфера Земли", "Древняя
Русь и Великая степь", "От Руси к
России: очерки этнической истории".
3.
ЗАПАДНЫЕ И ВОСТОЧНЫЕ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ.
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовем главные из них.
1.
Западные и восточные культуры
различаются динамикой
2.
Западная традиция
3.
В рамках западной и восточной
культур различным было
4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. Эти идеи формировались еще в античной культуре, но окончательно оформились в эпохи Возрождения и Просвещения. Само понятие о правах и свободах человека, правовом государстве возникает в рамках западной традиции. Демократия как форма государства появляется впервые в античной Греции, затем вновь возрождается в Европе в эпоху буржуазных революций. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции. В качестве примера приведем конфуцианство - государственную идеологию и религию Китая. Конфуцианство делает упор на понятиях долга, почитания, уважения старших, общего блага, коллективной ответственности. Отношения в государстве должны строится как в большой семье, т.е. подданные должны подчиняться своему государю. Государь - отец народа. Смысл жизни должен состоять в гармоничном слиянии с природой, жизни в большой и дружной семье, общении, постижении мудрости древних, исполнении всех ритуалов.
5.
Западная и восточная культура
отличаются отношением к
6.
Неодинаковым было соотношение
разных видов культуры на
Как
складывались отношения между западной
и восточной культурой в
Европоцентризм - это мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад является центром мировой культуры и цивилизации, эталоном для всего остального мира.
Все, что не соответствовало этому эталону, т.е. образу жизни и мышлению европейского человека, считалось варварством, дикостью. Прогресс мыслился как проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Крестовые походы, географические открытия, захват новооткрытых земель, колониальные войны - все это проявления европоцентризма.
Постижение Востока, а также разочарование в западной цивилизации в XIX - XX вв. приводит к постепенному отказу от европоцентризма. Такие течения европейской культуры XIX - XX вв., как романтизм, философия жизни, искусство авангардизма, молодежная контркультура в той или иной мере вобрали в себя элементы восточной культуры. Более того, они даже противопоставляли восточную культуру западной как подлинную ценность.
В свою очередь, западная цивилизация в XX в. столкнулась со многими проблемами (мировые войны, экологический кризис). И сегодня она уже не является эталоном развития, безоговорочной ценностью для всего остального мира. В то же время восточные страны, прежде всего страны тихоокеанского региона, позаимствовав у Запада индустриальные технологии и сохранив свои культурные традиции, превратились в лидеров мировой цивилизации, научно-технического прогресса.