Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:00, контрольная работа
Рассматриваются проблемы исторической типологии культуры. Главными для данной темы являются вопросы, что такое типологизация, какие критерии и принципы могут быть положены в ее основу, какое значение она имеет в научном исследовании культуры. Ключевые понятия этой темы - "культурно-исторический тип", "этническая", "национальная", "западная", "восточная культура", "европоцентризм".
По мнению Бердяева, в отечественной культуре можно найти немало противоположных характеристик, свойственных всякой культуре и создающих разнообразие духовной жизни:
- индивидуализм - коллективизм;
- смирение - бунт;
- природная стихийность - монашеский аскетизм;
- мягкость - жестокость;
- самоотверженность - эгоизм;
- элитарность - народность.
Наряду с этими характеристиками в культуре России постоянно проявлялись и возобновлялись устойчивые противоречия:
1.
Между природно-языческим
2. Между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам.
3. Между всеохватной государственностью и анархической вольницей. Колонизация была завершена в России вольным казачеством. Ермак подарил русскому государству Сибирь. В XIX в. русская интеллигенция ушла из государства по-иному и в других условиях, но также ушла к вольности. В религиозной жизни многие секты и ереси были уходом из официальной церковности. Вспомним церковный раскол середины XVII века. Герой раскола протопоп Аввакум - величайший русский писатель допетровской эпохи.
4.
Между национальным
5. Между "русификацией" православия как оплота христианской России и стремлением к превращению православия во вселенскую религию.
6.
Между поисками социальной
7. Между "западничеством", интересом к Западу, увлечением идеями прогресса, свободы личности, рациональной организации жизни и интересом к Востоку как региону высокой духовности и мистических озарений.
Н.А.Бердяев отмечает полярность русской души, противоположные свойства в русском народе: необузданное своеволие, жестокость и добродушие, отзывчивость; мягкость, смирение и наглость; рабство и бунт, покорность власти и стремление к вольности. Эти два лика русского человека мы находим и в литературе, например, в творчестве Ф.М.Достоевского. Это князь Мышкин, Алеша Карамазов и Свидригайлов, Дмитрий Карамазов, Рогожин.
Существует также евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители евразийства - Н.С.Трубецкой (1890 - 1938), П.Н.Савицкий (1895 - 1968), Г.В.Флоровский (1893 - 1979), Г.В.Вернадский (1887 - 1973). Евразийцы отстаивали идею об исключительности российской цивилизации, обусловленной спецификой ее местоположения. Громадные пространства России, расположенной в Восточной Европе и Азии, определили своеобразие ее культуры. Также как славянофилы, евразийцы отрицательно относились к преобразованиям Петра I, положившим начало европеизации России. Однако в отличие от славянофилов евразийцы делали акцент на восточном элементе в русской культуре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для государственного строительства и сохранения православных устоев в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада. Существенная роль азиатскому элементу отводилась и в становлении особого евразийского этнопсихологического типа, который, по утверждению Н.С.Трубецкого, был близок к славянству только общностью языка. Идеологи этого направления истоки евразийского культурного единства усматривали не в Киевской Руси, а в империи Чингисхана.
Сторонником евразийства был и Л.Н.Гумилев. Он называл себя "последним евразийцем". Гумилев и его последователи считают, что до XIV века существовала одна - "русско-европейская" или "славяно-европейская" цивилизация, а с XIV века - другая: "евразийская" или "российская". Смену цивилизаций связывают с тем, что согласно "пассионарной" концепции Л.Н.Гумилева, в XIV веке начинается формирование нового российского, великоросского этноса. Прежний, славянский по характеру этнос, к этому времени прекратил свое существование.
Свою особую точку зрения, отличную от евразийской, имел по этой проблеме Д.С.Лихачев. Он выдвинул гипотезу о том, что для Русской земли, особенно в первые века ее исторического бытия, гораздо большее значение имело положение не между Западом и Востоком, а между Севером и Югом. И потому ей гораздо больше подходит определение Скандославии и Скандо-Византии, чем Евразии, так как от Азии она получила чрезвычайно мало. По мнению Лихачева, Россия - это несомненная Европа по религии и культуре в целом. С юга, из Византии и Болгарии, пришла на Русь духовная европейская культура, а с севера - другая, языческая, дружинно-княжеская военная культура Скандинавии. Д.С.Лихачев считал, что русская культура всегда была по своему типу европейской культурой и несла в себе все отличительные особенности, связанные с христианством: личностное начало, восприимчивость к другим культурам (универсализм) и стремление к свободе.
Еще один подход к проблеме : "Россия и цивилизация" предложен Л.Н.Семенниковой. Оценивая место России среди цивилизаций, Семенникова отмечает, что она не вписывается полностью ни в западный, ни в восточный тип развития. Россия не является самостоятельной цивилизацией, она представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным централизованным государством с великорусским ядром. Россия включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту.
Среди духовных факторов, определивших своеобразие русской культуры, в первую очередь следует назвать православие. В 988 году Русь приняла христианство в его византийском православном варианте. Принятие монотеистической религии сыграло важную роль в объединении славянских племен, создании единого государства, налаживании контактов, культурного обмена с другими странами. Однако воспринятое извне христианство существенно изменилось под влиянием местных языческих верований и культов. Со временем христианство и язычество, наслаиваясь друг на друга, образовали некий синтез, получивший название "русское православие". Покажем, в чем проявлялось переплетение, взаимопроникновение языческих и христианских традиций:
1.
Христианские святые взяли на
себя функции языческих богов.
Илья Пророк стал выполнять
функции Перуна, Николай Чудотворец
покровительствовал
2. Христианские праздники были приурочены к праздникам языческого аграрного календаря. Зимние святки (игры в честь бога Световида в период поворота солнца на лето или на зиму) соединились с рождественскими праздниками, летние святки отчасти слились с христианской Троицей. Пасха - праздник христианского спасения и воскресения - соединилась с языческой Радуницей - днем памяти предков и всех умерших. Через тысячелетие христианства благополучно прошел языческий праздник масленица - проводы зимы и встреча весны.
3. Почитание женских божеств в славянском языческом пантеоне приводит к тому, что после крещения Руси акцент переносится с культа Христа на культ Богоматери, Богородицы. Богоматерь считалась главной заступницей и покровительницей Русской земли. Образ Богоматери был центральным в русской иконописи. Он неизменно присутствовал во всех литературных памятниках того времени. С ее почитанием было связано церковное зодчество.
Таким образом, принятие христианства в малой степени изменило религиозный быт древнерусского общества. Христианство захватило все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхностный, формально-обрядовый уровень христианизации народа, его невежественность в элементарных религиозных вопросах, наивное и утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев. Сформировался особый тип русского массового православия - формального, синтезированного с языческой религией и практикой, "православия без христианства", по словам Н.А.Бердяева.
Если на обыденную, повседневную жизнь человека христианство не оказало большого влияния, то на профессиональную культуру, на специализированные сферы культуры принятие христианства оказало очень существенное влияние. С принятием христианства Русь включилась в мировую историю, стала органической частью огромного христианского мира. И, вступив в этот мир, Русь не потерялась в нем, а обрела свою особую культурно-историческую роль. Покажем, что нового появилось в русской культуре с принятием христианства:
1.
В конце Х века на Русь
из Болгарии пришла
2. С появлением письменности на Руси появляются рукописные книги. С начала XI века на Руси ведется летописание.
3.
Русью была воспринята
4. В музыке христианство открыло дорогу величественным хоровым песнопениям. Они производили не меньшее впечатление, чем европейский орган. Он не был принят русской церковью. Древнерусскими напевами увлекались в дальнейшем крупнейшие русские композиторы П.И.Чайковский (1840 - 1893) и С.В.Рахманинов (1873 - 1943).
5. С конца Х - начала XI века на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии были заимствованы принципы каменного строительства и крестово-купольный тип храма.
6. При князе Владимире (980 - 1014) на Руси были созданы первые школы, первые учебные заведения. В школах давались знания по философии, риторике и грамматике. А для продолжения и углубления образования, а также для самообразования служили библиотеки.
7. При Ярославе Мудром (1019 - 1054) возникает русское монашество и монастыри, которые играли роль своего рода культурных центров. В домонгольский период на Руси существовало до 70 монастырей. Первый из них - Киево-Печерский был основан в середине XI века (в 1051 г.). Вместе с принятием монастырского устава при монастырях образуются библиотеки. Монастыри были своего рода университетами. Князья и цари ездили сюда не только для молитвы, но и для совета - нередко тут были самые знающие соотечественники. В монастырях велось летописание, переписывались книги (это считалось самым богоугодным делом), писались иконы.
8.
При Ярославе Мудром был
Таким образом, Русь оказалась восприимчивой к культурным движениям высокоразвитых народов. И уже в XI веке Киевская Русь не уступала другим европейским странам ни в плане общественно-экономической формации, ни по уровню развития культуры. Православие составило ценностно-смысловое "ядро" всей древнерусской и последующей культуры. Принятие этой развитой для своего времени религии стало решающим фактором: при иной религии, ином выборе культура страны стала бы совсем другой. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык и государственное устройство. Именно под действием православия сформировались нравственные ценности, духовный облик русского человека, ведущие черты его архетипа.
Важно
отметить, что в период феодальной
раздробленности и татаро-
В XVIII веке положение церкви в России кардинально меняется. Петром I были осуществлены реформы в области культуры, они затронули и церковь. Петр I упразднил патриаршество и учредил в 1721 году Синод - центральный орган управления церковными делами и имениями, назначаемый царем. Он издал указ о нарушении тайны исповеди, осуществил частичную, а Екатерина II - полную секуляризацию церковных земель. В результате этих и последующих реформ церковь оказалась подчиненной государству, были подорваны ее экономические позиции и моральный авторитет. Церковь лишалась своего громадного влияния на развитие культуры.