Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:13, курсовая работа
Целью данной работы является сбор и анализ информации об важнейших архитектурных памятниках г. Владимира как части культурно-исторического наследия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить историческо-культурные особенности владимирского края, а также рассмотреть основную классификацию памятников истории и культуры в региональном контексте;
Рассмотреть древнейшие памятники белокаменного зодчества г. Владимира, такие как Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, Свято-Рождественский мужской монастырь;
Изучить процесс культурно-исторической деятельности по охране и реставрации архитектурных памятников в России и в городе Владимире на современном этапе развития.
Введение………………………………………………………………………..3
I. Историко-культурное наследие Владимирского края…………….............7
1.1.Краткий экскурс в историю…………………………………………..…...7
1.2.Классификация памятников истории и культуры ……………..…….….9
II. Величайшие памятники истории и архитектуры г. Владимира……..…13
2.1.Золотые ворота…………………………………………………..……….13
2.2.Успенский кафедральный собор……………………………...…………17
2.3. Дмитриевский собор…………………………………………………….21
2.4. Свято-Рождественский мужской монастырь…………………………..23
III Охрана памятников архитектуры в современном мире………………...27
3.1. Охрана памятников истории и культуры в России……………............27
3.2. Охрана и реставрация памятников архитектуры во Владимире ………………………………………………………………………………....36
Заключение……………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………..………………….....42
Сохранились
также памятники гражданской
архитектуры: присутственные
Особое
место занимают памятники
Памятники монументального искусства представлены монументами, мемориалами, установленными в память об исторических событиях, памятниками и бюстами в честь великих людей.
На территории Владимирской области расположено 27 усадебных ансамблей. Среди которых усадьба государственных и военных деятелей, вельмож государственного двора с графскими титулами Воронцовых-Дашковых, Храповицкого В.С., Уваровых, Галицких и других.
Владимирская земля сохраняет многие уникальные по своему значению памятники археологии. Верхнепалеолетическая стоянка «Сунгирь», древнерусское городище «Чаша». К эпохе каменного века относятся неолитические стоянки IV-III тыс. до н. э. Сохранились курганные могильники и курганные группы.
Проблемы сохранения памятников решаются в комплексе с вопросами современного использования старинных зданий и сооружений. Сохранение архитектурного наследия способствует культурному развитию общества.
За успехи в развитии народного хозяйства и культуры Владимирская область награждена орденом Ленина, города Владимир и Ковров удостоены орденов Трудового Красного знамени, Гусь-Хрустальный и Суздаль награждены орденами «Знак Почета», город Суздаль призом ФИЖЕТ «Золотое яблоко», за сохранение, реставрацию и использование памятников. 5
II. ВЕЛИЧАЙШИЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Г.ВЛАДИМИРА
Замышляя новую столицу Залеской земли, князь Андрей осуществлял такую же миссионерскую программу, как Ярослав – в Киеве: «И славный град Киев величьством, яко венцем обложил, предал люди твоя и град.. святей Богородице».6 Воплощение этой программы началось со строительства Золотых ворот Владимира. Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Они были построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Материалом для них, как и для других построек в княжестве, служил местный известняк. Тесаные плиты их белого известкового камня ставились на наружные части стен. Бутовым камнем на известковом растворе заполнялись внутренне емкости стены. Строители владели каким-то особым рецептом растворов, обеспечивающим прочность постройки на века.7 Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строителями Золотых ворот были, несомненно, владимирские мастера, выросшие на предшествующих стройках 1158-1164 гг. во Владимире и Ростове. На одном из камней южной ниши Золотых ворот высечен княжеский знак, говорящий о принадлежности строителей к составу княжеских людей. 8 Золотые ворота Владимира не находят себе прямых аналогий в архитектуре европейского средневековья, которое знает лишь чисто крепостные башенные сооружения. Они выполняли две задачи: крепостной праздной башни и торжественных ворот столицы, стоящих на пути с юга и вводящих на главную улицу и в княжеско-боярскую часть города. В этом смысле Золотые ворота Владимира, напоминали Золотые ворота Константинополя, также открывавшиеся на главную улицу, и в особенности Золотые ворота Киева, от которых шел путь к Софийскому собору и ансамблю созданных Ярославом Мудрым монастырей. 9 Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел пять входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины, Серебряные и Волжские). До наших дней сохранились лишь Золотые ворота. Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Эпитет «Золотые» далеко не исчерпывается, очевидно, действительным наличием золоченых створ, купола и других украшений как знака роскоши и власти. В христианской культуре золоту придавалась богатая сакральная метафоричность, вслед за Византией воспринятая и Древней Руси. Золото являло образ света, и таинственный золотой фон иконы скрывал в себе блистание и свет горнего мира, ибо «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (I Ин. 1, 5).10
Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Посвящение надвратной церкви Положению риз Богородицы продолжало киевскую и константинопольскую традицию особого почитания Богородицы и ее реликвий – ризы и пояса. Одеяниям Богоматери присваивалась грандиозная роль. В византийской литературе многократно повествуется о спасительном действии ее риз при нападении врагов на Константинополь. В священных одеждах Богородицы виделась сама Богородица – защитница мира.11
Церковь представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада. К сожалению, ворота сохранились с сильными перестройками. К древним частям этого сооружения относится широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая фрагментарно. В 1778 году ворота горели во время большого городского пожара. Несколько лет спустя в связи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты для устройства проезда около них. Тем самым конструкции воротных опор были ослаблены, и встал вопрос о ремонте древнего сооружения. В 1795 году был принят «прожект» архитектора Чистякова, по которому к углам пилонов были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены заново из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича, освященная в 1810 году. В таком виде Золотые ворота и дошли до настоящего времени, хотя с начала XIX века неоднократно предпринимались попытки восстановить их в первоначальных формах.
Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972 г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт).
В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины, наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга бердыш, трофейный польский арбалет начала XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса и мушкетон периода Отечественной войны 1812 г., винтовка, мундир, знамены и награды конца XIX в., трофейное турецкое оружие.
Экспозиция продолжается на бывшей боевой площадке, превращенной в начале XIX в. в закрытую галерею-паперть. Здесь расположена «Галерея героев-владимирцев»: портреты, мемориальные вещи, документы, фотографии 160 Героев Советского Союза — участников Великой Отечественной войны и героев мирного времени. В экспозиции представлены образцы лучшего стрелкового оружия, созданного выдающимися конструкторами-оружейниками из г. Коврова: В. А. Дегтяревым, С. Г. Симоновым, Г. С. Шпагиным и другими. Необычную витрину составили вещи космонавта В. Н. Кубасова.
2.2. Успенский кафедральный собор
Монументальное строительство составляло одну из важнейших сторон деятельности князя Андрея. Летописец сравнивает его с Соломоновым строительством, называя Андрея Боголюбского «вторым мудрым Соломоном».
На высоком берегу Клязьмы в столичном Владимире ставится белокаменный Успенский собор. Быстрота строительства и росписи (1158 – 1161) свидетельствует о том, что это было делом исключительного политического значения. Не терпящим промедления. 12
Храм был сложен из белого камня-известняка и вмещал около двух тысяч молящихся. Архитектура храма долгое время являлась определяющей для русского зодчества. В Успенском соборе Владимира никогда не возникает ощущение раздельных и приложенных друг к другу плоскостей — фасадов и декорации. Из-за отлива над поясом верхние плоскости фасадов более заглублены в массив стены, нежели нижние, но никакого разрыва между ними нет.13 Красота архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью внутреннего убранства. Неслучайно, Успенский собор во Владимире сравнивали с Соломоновым храмом. Расписывали Успенский собор великие иконописцы, в том числе и святой преподобный Андрей Рублев. Значительная часть их творений не сохранилось, так как храм неоднократно горел, разорялся.
Князь Андрей
Боголюбский, «употребляя
Владимирский собор не раз реконструировался. После сильного пожара 1158-1160 зодчим князя Всеволода III пришлось окружить храм новыми стенами, которые, как бы заключили собор в футляр. После перестройки собор остался крестовокупольным, шестистолпным, с хорами, но стал пятиглавым. До этого храм имел одну главу. По его образцу был построен Успенский собор Московского Кремля. Многократные ремонты (1642, 1725, 1734, 1769 и 1774 гг) значительно исказили древний архитектурный облик памятника и гибельно отразились на его фресках, частично сбитых со стен и закрытых масляной живописью. Большое значение имели реставрационные работы, осуществленные Московским археологическим обществом в 1882-1891 под руководством И. Е. Забелина. Во время этих работ были открыты древние фрески 1161-1189 гг. и часть фресок письма Андрея Рублева. 15 Наиболее масштабной была реставрация 1888–1891 годов под руководством И.О.Карабутова, когда было устроено шлемовидное покрытие глав и позакомарное – кровель, были снесены контрфорсы, пристроенные к храму в начале XVIII века, большая часть стен была перелицована, порталы были переложены, значительная часть декора аркатурно-колончатого пояса была заменена римейками (по всей видимости, достаточно точно повторявшими старые формы). Но в целом собор, построенный при Андрее и перестроенный при Всеволоде, сохранил свой домонгольский облик16
По
данным археологических
Долгое время в Успенском храме находилась великая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, которую, по преданию, написал евангелист Лука. История Успенского храма во Владимире непосредственно связана с этой иконой. Когда в 1155 г. творение евангелиста Луки пребывало в Вышгородском храме, произошло невероятное событие. Икона Божией Матери начала сама передвигаться по храму. Святой князь Андрей понял, что Богородице угодно, чтобы икона находилась в другом месте. Он решил перевести ее в Суздаль. Недалеко от Владимира лошади встали, словно вкопанные и не могли дальше двигаться. То было повеление Божией Матери о том, чтобы икону оставили в этом месте. Там построили каменную церковь, а место назвали Боголюбовым, поскольку сама Богородица возлюбила его. После окончания строительства Успенского храма во Владимире чудотворную икону перенесли туда, с тех пор ее называют Владимирской.