Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:13, курсовая работа
Целью данной работы является сбор и анализ информации об важнейших архитектурных памятниках г. Владимира как части культурно-исторического наследия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить историческо-культурные особенности владимирского края, а также рассмотреть основную классификацию памятников истории и культуры в региональном контексте;
Рассмотреть древнейшие памятники белокаменного зодчества г. Владимира, такие как Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, Свято-Рождественский мужской монастырь;
Изучить процесс культурно-исторической деятельности по охране и реставрации архитектурных памятников в России и в городе Владимире на современном этапе развития.
Введение………………………………………………………………………..3
I. Историко-культурное наследие Владимирского края…………….............7
1.1.Краткий экскурс в историю…………………………………………..…...7
1.2.Классификация памятников истории и культуры ……………..…….….9
II. Величайшие памятники истории и архитектуры г. Владимира……..…13
2.1.Золотые ворота…………………………………………………..……….13
2.2.Успенский кафедральный собор……………………………...…………17
2.3. Дмитриевский собор…………………………………………………….21
2.4. Свято-Рождественский мужской монастырь…………………………..23
III Охрана памятников архитектуры в современном мире………………...27
3.1. Охрана памятников истории и культуры в России……………............27
3.2. Охрана и реставрация памятников архитектуры во Владимире ………………………………………………………………………………....36
Заключение……………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………..………………….....42
При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая филиалы в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. К сожалению, в новой системе охраны памятников не нашлось места Московскому археологическому обществу, губернским ученым комиссиям, архивным комиссиям и епархиальным церковно-археологическим обществам - все они были упразднены вскоре после революции. Способы охраны памятников были самые разные: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация); выдача охранных грамот владельцам частных коллекций.
Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. Значительную роль в изучении местных историко-культурных реликвий на местах сыграло в 20-е гг. краеведение.34
Позже в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. В конце 20-х - первой половине 30-х гг. созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидировалась: были упразднены Музейный отдел Наркомпроса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Массовый характер приобрела продажа музейных художественных ценностей за рубеж.
Повсюду власти ради благоустройства городов закрывали и сносили храмы и целые кварталы старой застройки. Только в Москве в 30-х гг. исчезли десятки старинных построек и храмов, среди которых такие шедевры, как Китай-городская стена с башнями и воротами, Триумфальные и Красные ворота, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Христа Спасителя, церковь Успения на Покровке и др. 35
Робкие попытки охранить памятники законодательными актами не смогли в 30-е гг. остановить волну разрушения. Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон культурному наследию СССР. В результате военных действий сильно пострадали замечательные постройки в Подмосковье, окрестностях Ленинграда, в Новгороде, на Украине, в Белоруссии и Крыму.
Однако именно в военное время, и особенно в первые послевоенные годы, отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления, при Министерстве культуры было образовано Управление музеев и охраны памятников, на местах охрана памятников возлагалась на отделы культуры местных Советов. В 1966 г. образовалось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры - общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры, однако средств на их ремонт и реставрацию государство отпускало мало. Идеология перестала воздействовать на отбор памятников. Вопросами нахождения и паспортизации памятников, их описания и реставрации занимаются сегодня многочисленные реставрационные мастерские, музеи, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Российский институт культурологии и др. 36
Благодаря самоотверженному труду реставраторов вернулись к жизни памятники древнего зодчества в Киржаче, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Буквально из руин встали дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине под Санкт-Петербургом. Сегодня мы имеем возможность любоваться древнерусскими иконами, картинами известных мастеров живописи, фресками, монументальными росписями.
Тем не менее, к настоящему времени
значительная часть памятников отечественной
истории и культуры уничтожена, находится
под угрозой уничтожения или резко снизила
свою ценность в результате прямого или
косвенного воздействия хозяйственной
деятельности, а также из-за недостаточной
охраны от разрушительных воздействий
природных процессов. Острота этой ситуации во многом
обусловлена резко снизившимся в последнее
десятилетие объемами и качеством работ
по поддержанию памятников (ремонт, реставрация
и т.п.), все шире распространяющейся их
бесхозностью, а также заметным снижением
общей эффективности государственного
и общественного контроля в этой сфере.
По оценкам специалистов РАН, состояние
находящихся на государственной охране
памятников истории и культуры почти на
80% характеризуется как неудовлетворительное.
Около 70% от их общего числа нуждается
в принятии срочных мер по спасению от
разрушения, повреждения и уничтожения
в результате проявления различных негативных
явлений и процессов, включая экологические.
Среди них такие широко известные в России
архитектурные комплексы как внесенные
в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятники
белокаменной архитектуры Владимирской
области; кремли Великого Новгорода, Нижнего
Новгорода и Астрахани; Кирилло-Белозерский
монастырь в Вологодской области и многие
другие. Чрезвычайно остро стоит проблема
сохранения памятников деревянного зодчества.
Только за период с 1996 г. по 2001 г. было безвозвратно
утрачено по меньшей мере 700 недвижимых
объектов культурного наследия народов
России. 37
Состояние большинства исторических
поселений специалисты также оценивают
как близкое к критическому. В последние
годы необоснованный и во многих случаях
незаконный снос исторической застройки
и новое строительство на исторических
территориях не только не сократились,
но приобрели поистине массовый характер.
В Уфе только за период 1999-2004 годы было
снесено 50 исторических зданий, в том числе
памятники, стоящие на охране государства,
а также вновь выявленные памятники, на
которые также распространяется действующая
система охраны. 38 К сожалению, этот процесс происходит
повсеместно. Особенно заметно это проявляется
в отношении деревянных строений. Наиболее
остро эта проблема стоит в Архангельске,
Вологде, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе,
Тобольске. Во многих случаях главной
угрозой для памятников истории и культуры
является активное коммерческое строительство.
Снос ценных, но ветхих строений происходит,
прежде всего, с целью получения новых
строительных площадок в престижных центрах
городов, в результате чего происходит
разрушение исторической городской среды.
Требования Федерального закона
от 25.06.2002 № 73-ФЗ о необходимости проведения
по объектам культурного наследия научной
реставрации с привлечением для ее выполнения
специалистов-реставраторов, зачастую
игнорируются, что приводит к подмене
ремонтно-реставрационных работ работами
по коренной реконструкции объектов культурного
наследия, в том числе, связанной со строительством
мансард, перепланировкой, возведением
новых этажей и пристроек. При этом игнорируются
требования сохранения окружающей среды
объектов наследия, нарушается режим застройки
на территории памятника и в зонах охраны.
Около многих из них возводятся громадные
новостройки. По мнению Научно-проектного
института реконструкции исторических
городов (ИНРЕКОН), если не принять срочные
меры, то в ближайшие 10-15 лет погибнет большая
часть сохранившейся ценнейшей исторической
среды и безвозвратно исчезнет традиционный
облик большинства российских городов. 39
Современное положение
в сфере сохранения объектов наследия
характеризуется полномасштабным проявлением
сформировавшихся в предшествующие годы
тенденций негативного воздействия техногенных
и экологических факторов на памятники
истории и культуры. В последние годы все
более явно дают знать о себе последствия
накопления многолетнего груза экологических
воздействий и их кумулятивного эффекта
для памятников, демонстрируя, таким образом,
переход количественных изменений в качественные.
Острота этой проблемной для всей страны
ситуации во многом обусловлена резко
снизившимися в последнее десятилетие
объемами работ по поддержанию памятников
(ремонт, реставрация и пр.), а также снижением
общей эффективности государственного
и общественного контроля в рассматриваемой
сфере.
В соответствии с официальными
данными субъектов Российской Федерации
под негативным воздействием экологических
факторов в последние годы в России находится
около 19000 недвижимых объектов культурного
наследия, из них под воздействием факторов
не антропогенного происхождения – лишь
немногим более 6 тысяч. При этом непрерывно
появляются новые и весьма существенные
факторы риска, например, связанные с экологически
не регламентированной приватизацией
и т.д.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство,
что большинство потерь в сфере культурного
наследия практически невосполнимы.
3.2. Охрана и реставрация
памятников архитектуры во Владимире
В настоящее время уделяется
большое внимание сохранению исторического
центра города Владимира. В 1970 году постановлением
Министерства культуры РСФСР и государственного
комитета Совета Министров РСФСР по делам
строительства и архитектуры, город Владимир
был включен в Список исторических городов
России. В 1945 г. была создана Владимирская
реставрационная мастерская. В первое десятилетие работы
мастерской, наряду с работами по выявлению
и обследованию, были спасены от разрушения
и частично восстановлены десятки памятников
архитектуры, в том числе, такие уникальные
как, Дмитриевский собор ( XII в.) в г.Владимир,
церковь Бориса и Глеба ( XII в.) в селе Кидекша
Суздальского района.
В конце 50-х – начале 60-х годов
у мастерской появилась возможность проведения
одновременно с укреплением и первоочередными
реставрационными работами и значительных
исследовательских работ.
В 60-70 годы завершилось организационное
формирование мастерской, ее структуры,
рассчитанной на решение крупных, комплексных
реставрационных задач, касающихся сохранения
и использования памятников культуры
Владимирской области. Были созданы оптимальные
условия для исследования памятников,
реставрационного проектирования в широком
диапазоне: от архитектурной реставрации,
инженерного оборудования, реставрации
живописи, предметов прикладного искусства
до разработки интерьеров. При этом научно-исследовательская
деятельность соединялась воедино с практической
реставрацией. К концу 70-х годов в городе
Владимирская реставрационная мастерская
стала одной из самых крупных в стране.
Ей принадлежит приоритет в постановке,
разработке и практическом осуществлении
задачи комплексного решения вопросов
не только реставрации, но и приспособления
памятников архитектуры.
Мастерская первой
в стране на примере городов Владимира,
Суздаля, Гороховца разработала программу
сохранения исторических центров древних
русских городов в условиях современного
развития.
Данное направление в
деятельности Владимирской мастерской
явилось результатом накопившегося большого
опыта реставрационных работ по реставрации
крупных ансамблей и комплексов памятников
архитектуры, когда стало очевидным решающее
значение для сохранения, функционирования
и восприятия памятников не только их
состояния, но и определенное качество
окружающей их среды. Мастерская была
одной из немногих реставрационных организаций,
которая занималась выполнением обширной
программы полного обследования объектов
области, выявления фонда историко-культурных
достопримечательностей. Ее итогом стало
значительное пополнение списка памятников
истории и культуры, который насчитывает
сейчас более 3000 объектов.40 Спасение от гибели сотен памятников
истории и культуры Владимирской области
– главный итог почти 60-летней работы
коллектива мастерской: архитекторов,
исследователей, инженеров, техников,
организаторов производства, рабочих
и других специалистов. В структуру предприятия
входят: научно-проектная мастерская,
состоящая из архитекторов, историков,
искусствоведов, инженеров и техников
всех специальностей; отдел декоративно-прикладного
искусства с составом мастеров-специалистов
по живописи, дереву, мебели, керамике,
металлу, белому камню; а также производственные
участки и база с опытными каменщиками,
плотниками, резчиками, специалистами-химиками,
бетонным цехом, растворным узлом, столярной
мастерской.
Комплексный состав предприятия, знания
и большой опыт ее специалистов позволяют
качественно и на высоком профессиональном
уровне выполнять сложные реставрационные
задачи сохранения историко-культурного
наследия прошлого.
В 1975-1982 гг . по указанию Владимирского облисполкома Владимирская специализированная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская разработала «Проект охранных зон памятников истории и культуры и зон регулирования застройки города Владимира, охраны прилегающего ландшафта и зон культурного слоя» и «Проект реконструкции исторического ядра города Владимира». Решением облисполкома от 01.03.1984 г. была определена задача комплексного решения проблем реконструкции исторического ядра. На начальном этапе были выполнены ремонтно-реставрационные и строительные работы по отдельным обьектам и комплексам: реконструкция улицы Георгиевской с реставрацией здания старой аптеки и Георгиевской церкви XVIII в.; реконструкция кинотеатров «Художественный», «Кругозор», ресторана «У Золотых ворот», театра кукол. Начатые в стране реформы по переустройству экономики и связанные с ними резкие изменения в социально-экономической политике существенно сказались на дальнейшем ходе реализации проекта. В 1998-2001 гг. принято постановление главы администрации области от 01.07. 98 г. «О мерах по охранению и реконструкции исторического ядра города Владимира». Основными направлениями в работе за последние 10 лет было: сохранение планировки и облика исторической застройки, создание высокого уровня комфорта на основе гармоничного сочетания памятников архитектуры и вновь возводимых зданий; использование зоны исторического ядра как основного туристического центра города; сохранение и реставрация памятников истории и архитектуры, проведение археологических исследований культурного слоя; расчистка кварталов от малоценных ветхих объектов застройки, не имеющих исторического и архитектурного значения, с осуществлением компенсационной застройки. 41 Вместе с тем с привлечением инвесторов реконстуированы здания в центральной части исторического ядра, торговые ряды (южные), Рождественский и Княгинин монастыри. Также проводятся реконструкции бывшего дома Городской Думы и Дворянского собрания, дома губернатора. Таким образом, в последние годы в связи с пересмотром идеологических принципов государственной политики, возвращением храмов и монастырей церкви, хозяйственным освоением городов возрастает внимание к памятникам истории и культуры, их реставрации и рациональному использованию.
Таким образом, в данной курсовой работе мы, опираясь на источники, показали, что исторические памятники архитектуры г. Владимира на сегодняшний день являются обьектом культурно-исторического наследия. Некоторые памятники белокаменного зодчества, такие как Успенский, Дмитриевский и Золотые ворота г. Владимира, включены в список ЮНЕСКО.
В первой главе мы показали что, особенность историко-культурного наследия Владимирского края заключается в том, что оно не может быть рассмотрено только в региональном контексте. Так, главный собор Владимирской земли – Успенский - может быть адекватно воспринят в рамках: мирового культурного наследия, всероссийском историко-культурном масштабе, а также и на региональном уровне. Это относится и к другим наиболее значимым памятникам Владимирской земли.42 Так же мы представили и изучили основную классификацию памятников истории и культуры, где показали, что во Владимирской области области на учете и государственной охране состоит 3583 памятника истории и культуры. Из них по типологическим признакам: памятники археологии – 759; памятники архитектуры и градостроительства – 2569; памятники истории – 230.
В следующей главе мы рассмотрели некоторые из древнейших и значимых памятников архитектуры г. Владимира, такие как Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, и Свято-Рождественский мужской монастырь, дали им основную характеристику и проследили краткую хронологию их истории.
В
третьей главе мы рассмотрели,
как зародилась проблема
Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодатель ство.
Список использованной литературы
Источники: