Исторические памятники архитектуры г. Владимира как часть культурно-исторического наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является сбор и анализ информации об важнейших архитектурных памятниках г. Владимира как части культурно-исторического наследия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить историческо-культурные особенности владимирского края, а также рассмотреть основную классификацию памятников истории и культуры в региональном контексте;
Рассмотреть древнейшие памятники белокаменного зодчества г. Владимира, такие как Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, Свято-Рождественский мужской монастырь;
Изучить процесс культурно-исторической деятельности по охране и реставрации архитектурных памятников в России и в городе Владимире на современном этапе развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
I. Историко-культурное наследие Владимирского края…………….............7
1.1.Краткий экскурс в историю…………………………………………..…...7
1.2.Классификация памятников истории и культуры ……………..…….….9
II. Величайшие памятники истории и архитектуры г. Владимира……..…13
2.1.Золотые ворота…………………………………………………..……….13
2.2.Успенский кафедральный собор……………………………...…………17
2.3. Дмитриевский собор…………………………………………………….21
2.4. Свято-Рождественский мужской монастырь…………………………..23
III Охрана памятников архитектуры в современном мире………………...27
3.1. Охрана памятников истории и культуры в России……………............27
3.2. Охрана и реставрация памятников архитектуры во Владимире ………………………………………………………………………………....36
Заключение……………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………..………………….....42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Памятники архитекрутры.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

     При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая филиалы в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. К сожалению, в новой системе охраны памятников не нашлось места Московскому археологическому обществу, губернским ученым комиссиям, архивным комиссиям и епархиальным церковно-археологическим обществам - все они были упразднены вскоре после революции. Способы охраны памятников были самые разные: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация); выдача охранных грамот владельцам частных коллекций.

     Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. Значительную роль в изучении местных историко-культурных реликвий на местах сыграло в 20-е гг. краеведение.34

     Позже в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. В конце 20-х - первой половине 30-х гг. созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидировалась: были упразднены Музейный отдел Наркомпроса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Массовый характер приобрела продажа музейных художественных ценностей за рубеж.

     Повсюду власти ради благоустройства городов закрывали и сносили храмы и целые кварталы старой застройки. Только в Москве в 30-х гг. исчезли десятки старинных построек и храмов, среди которых такие шедевры, как Китай-городская стена с башнями и воротами, Триумфальные и Красные ворота, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Христа Спасителя, церковь Успения на Покровке и др. 35

     Робкие попытки охранить памятники законодательными актами не смогли в 30-е гг. остановить волну разрушения. Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон культурному наследию СССР. В результате военных действий сильно пострадали замечательные постройки в Подмосковье, окрестностях Ленинграда, в Новгороде, на Украине, в Белоруссии и Крыму.

    Однако именно в военное время, и особенно в первые послевоенные годы, отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления, при Министерстве культуры было образовано Управление музеев и охраны памятников, на местах охрана памятников возлагалась на отделы культуры местных Советов. В 1966 г. образовалось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры - общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры, однако средств на их ремонт и реставрацию государство отпускало мало. Идеология перестала воздействовать на отбор памятников. Вопросами нахождения и паспортизации памятников, их описания и реставрации занимаются сегодня многочисленные реставрационные мастерские, музеи, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Российский институт культурологии и др. 36

     Благодаря самоотверженному труду реставраторов вернулись к жизни памятники древнего зодчества в Киржаче, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Буквально из руин встали дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине под Санкт-Петербургом. Сегодня мы имеем возможность любоваться древнерусскими иконами, картинами известных мастеров живописи, фресками, монументальными росписями.

    Тем не менее, к настоящему времени значительная часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов. Острота этой ситуации во многом обусловлена резко снизившимся в последнее десятилетие объемами и качеством работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация и т.п.), все шире распространяющейся их бесхозностью, а также заметным снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в этой сфере. По оценкам специалистов РАН, состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное. Около 70% от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические. Среди них такие широко известные в России архитектурные комплексы как внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятники белокаменной архитектуры Владимирской области; кремли Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Астрахани; Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области и многие другие. Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Только за период с 1996 г. по 2001 г. было безвозвратно утрачено по меньшей мере 700 недвижимых объектов культурного наследия народов России. 37 
     Состояние большинства исторических поселений специалисты также оценивают как близкое к критическому. В последние годы необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях не только не сократились, но приобрели поистине массовый характер. В Уфе только за период 1999-2004 годы было снесено 50 исторических зданий, в том числе памятники, стоящие на охране государства, а также вновь выявленные памятники, на которые также распространяется действующая система охраны. 38 К сожалению, этот процесс происходит повсеместно. Особенно заметно это проявляется в отношении деревянных строений. Наиболее остро эта проблема стоит в Архангельске, Вологде, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Тобольске. Во многих случаях главной угрозой для памятников истории и культуры является активное коммерческое строительство. Снос ценных, но ветхих строений происходит, прежде всего, с целью получения новых строительных площадок в престижных центрах городов, в результате чего происходит разрушение исторической городской среды.  
    Требования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов, зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия, в том числе, связанной со строительством мансард, перепланировкой, возведением новых этажей и пристроек. При этом игнорируются требования сохранения окружающей среды объектов наследия, нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны. Около многих из них возводятся громадные новостройки.  По мнению Научно-проектного института реконструкции исторических городов (ИНРЕКОН), если не принять срочные меры, то в ближайшие 10-15 лет погибнет большая часть сохранившейся ценнейшей исторической среды и безвозвратно исчезнет традиционный облик большинства российских городов. 39 
      Современное положение в сфере сохранения объектов наследия характеризуется полномасштабным проявлением сформировавшихся в предшествующие годы тенденций негативного воздействия техногенных и экологических факторов на памятники истории и культуры. В последние годы все более явно дают знать о себе последствия накопления многолетнего груза экологических воздействий и их кумулятивного эффекта для памятников, демонстрируя, таким образом, переход количественных изменений в качественные. Острота этой проблемной для всей страны ситуации во многом обусловлена резко снизившимися в последнее десятилетие объемами работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация и пр.), а также снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в рассматриваемой сфере.  
      В соответствии с официальными данными субъектов Российской Федерации под негативным воздействием экологических факторов в последние годы в России находится около 19000 недвижимых объектов культурного наследия, из них под воздействием факторов не антропогенного происхождения – лишь немногим более 6 тысяч. При этом непрерывно появляются новые и весьма существенные факторы риска, например, связанные с экологически не регламентированной приватизацией и т.д.  
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что большинство потерь в сфере культурного наследия практически невосполнимы.  
3.2. Охрана и реставрация памятников архитектуры во Владимире

    В настоящее время уделяется большое внимание сохранению исторического центра города Владимира. В 1970 году постановлением Министерства культуры РСФСР и государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам строительства и архитектуры, город Владимир был включен в Список исторических городов России. В 1945 г. была создана Владимирская реставрационная мастерская.  В первое десятилетие работы мастерской, наряду с работами по выявлению и обследованию, были спасены от разрушения и частично восстановлены десятки памятников архитектуры, в том числе, такие уникальные как, Дмитриевский собор ( XII в.) в г.Владимир, церковь Бориса и Глеба ( XII в.) в селе Кидекша Суздальского района. 
    В конце 50-х – начале 60-х годов у мастерской появилась возможность проведения одновременно с укреплением и первоочередными реставрационными работами и значительных исследовательских работ. 
    В 60-70 годы завершилось организационное формирование мастерской, ее структуры, рассчитанной на решение крупных, комплексных реставрационных задач, касающихся сохранения и использования памятников культуры Владимирской области. Были созданы оптимальные условия для исследования памятников, реставрационного проектирования в широком диапазоне: от архитектурной реставрации, инженерного оборудования, реставрации живописи, предметов прикладного искусства до разработки интерьеров. При этом научно-исследовательская деятельность соединялась воедино с практической реставрацией. К концу 70-х годов в городе Владимирская реставрационная мастерская стала одной из самых крупных в стране. Ей принадлежит приоритет в постановке, разработке и практическом осуществлении задачи комплексного решения вопросов не только реставрации, но и приспособления памятников архитектуры.  
       Мастерская первой в стране на примере городов Владимира, Суздаля, Гороховца разработала программу сохранения исторических центров древних русских городов в условиях современного развития. 
      Данное направление в деятельности Владимирской мастерской явилось результатом накопившегося большого опыта реставрационных работ по реставрации крупных ансамблей и комплексов памятников архитектуры, когда стало очевидным решающее значение для сохранения, функционирования и восприятия памятников не только их состояния, но и определенное качество окружающей их среды. Мастерская была одной из немногих реставрационных организаций, которая занималась выполнением обширной программы полного обследования объектов области, выявления фонда историко-культурных достопримечательностей. Ее итогом стало значительное пополнение списка памятников истории и культуры, который насчитывает сейчас более 3000 объектов.40 Спасение от гибели сотен памятников истории и культуры Владимирской области – главный итог почти 60-летней работы коллектива мастерской: архитекторов, исследователей, инженеров, техников, организаторов производства, рабочих и других специалистов. В структуру предприятия входят: научно-проектная мастерская, состоящая из архитекторов, историков, искусствоведов, инженеров и техников всех специальностей; отдел декоративно-прикладного искусства с составом мастеров-специалистов по живописи, дереву, мебели, керамике, металлу, белому камню; а также производственные участки и база с опытными каменщиками, плотниками, резчиками, специалистами-химиками, бетонным цехом, растворным узлом, столярной мастерской. 
Комплексный состав предприятия, знания и большой опыт ее специалистов позволяют качественно и на высоком профессиональном уровне выполнять сложные реставрационные задачи сохранения историко-культурного наследия прошлого. 

    В 1975-1982 гг . по указанию Владимирского облисполкома Владимирская специализированная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская разработала «Проект охранных зон памятников истории и культуры и зон регулирования застройки города Владимира, охраны прилегающего ландшафта и зон культурного слоя» и «Проект реконструкции исторического ядра города Владимира». Решением облисполкома от 01.03.1984 г. была определена задача комплексного решения проблем реконструкции исторического ядра. На начальном этапе были выполнены ремонтно-реставрационные и строительные работы по отдельным обьектам и комплексам: реконструкция улицы Георгиевской с реставрацией здания старой аптеки и Георгиевской церкви XVIII в.; реконструкция кинотеатров «Художественный», «Кругозор», ресторана «У Золотых ворот», театра кукол. Начатые в стране реформы по переустройству экономики и связанные с ними резкие изменения в социально-экономической политике существенно сказались на дальнейшем ходе реализации проекта. В 1998-2001 гг. принято постановление главы администрации области от 01.07. 98 г. «О мерах по охранению и реконструкции исторического ядра города Владимира». Основными направлениями в работе за последние 10 лет было: сохранение планировки и облика исторической застройки, создание высокого уровня комфорта на основе гармоничного сочетания памятников архитектуры и вновь возводимых зданий;  использование зоны исторического ядра как основного туристического центра города; сохранение и реставрация памятников истории и архитектуры, проведение археологических исследований культурного слоя; расчистка кварталов от малоценных ветхих объектов застройки, не имеющих исторического и архитектурного значения, с осуществлением компенсационной застройки. 41 Вместе с тем с привлечением инвесторов реконстуированы здания в центральной части исторического ядра, торговые ряды (южные), Рождественский и Княгинин монастыри. Также проводятся реконструкции бывшего дома Городской Думы и Дворянского собрания, дома губернатора. Таким образом, в последние годы в связи с пересмотром идеологических принципов государственной политики, возвращением храмов и монастырей церкви, хозяйственным освоением городов возрастает внимание к памятникам истории и культуры, их реставрации и рациональному использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе мы, опираясь на источники, показали, что исторические памятники архитектуры г. Владимира на сегодняшний день являются обьектом культурно-исторического наследия. Некоторые памятники белокаменного зодчества, такие как Успенский, Дмитриевский и Золотые ворота г. Владимира, включены в список ЮНЕСКО.

    В   первой главе мы показали что, особенность историко-культурного наследия Владимирского края заключается в том, что оно не может быть рассмотрено только в региональном контексте. Так, главный собор Владимирской земли – Успенский - может быть адекватно воспринят в рамках: мирового культурного наследия, всероссийском историко-культурном масштабе, а также и на региональном уровне. Это относится и к другим наиболее значимым памятникам Владимирской земли.42 Так же мы представили и изучили основную классификацию памятников истории и культуры, где показали, что во Владимирской области  области на учете и государственной охране состоит 3583 памятника истории и культуры. Из них по типологическим признакам: памятники археологии – 759; памятники архитектуры и градостроительства – 2569; памятники истории – 230.

    В  следующей главе мы рассмотрели некоторые из древнейших и значимых памятников архитектуры г. Владимира, такие как Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, и Свято-Рождественский мужской монастырь, дали им основную характеристику и проследили краткую хронологию их истории.

    В  третьей главе мы рассмотрели,  как зародилась проблема сохранения  и реставрации памятников архитектуры как в России целом, так и на региональном уровне, изучили основные проблемы, касающиеся охраны и реставрации памятников архитектуры на современном этапе развития. Таким образом, История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков – в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, складывалась отечественная реставрационная школа. В 1945 г. была создана Владимирская реставрационная мастерская, которая и по сей день, выполняет сложные реставрационные задачи сохранения историко-культурного наследия прошлого.  Таким образом, непрерывный процесс выявления и сохранения памятников архитектуры города продолжается. И в это дело свою лепту могут внести владимирцы-краеведы, так ревностно охраняющие прошлое и настоящее своего города.

    Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодатель  ство.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Источники:

  1. Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Вып.  I-V. – Владимир, 1875   - 1885. Протокол годичного собрания Владимирского губернского статистического комитета. Т. 3. (Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии) под ред. К.Н. Тихонравова, Владимир. 1880.

Информация о работе Исторические памятники архитектуры г. Владимира как часть культурно-исторического наследия