Исторические памятники архитектуры г. Владимира как часть культурно-исторического наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является сбор и анализ информации об важнейших архитектурных памятниках г. Владимира как части культурно-исторического наследия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить историческо-культурные особенности владимирского края, а также рассмотреть основную классификацию памятников истории и культуры в региональном контексте;
Рассмотреть древнейшие памятники белокаменного зодчества г. Владимира, такие как Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, Свято-Рождественский мужской монастырь;
Изучить процесс культурно-исторической деятельности по охране и реставрации архитектурных памятников в России и в городе Владимире на современном этапе развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
I. Историко-культурное наследие Владимирского края…………….............7
1.1.Краткий экскурс в историю…………………………………………..…...7
1.2.Классификация памятников истории и культуры ……………..…….….9
II. Величайшие памятники истории и архитектуры г. Владимира……..…13
2.1.Золотые ворота…………………………………………………..……….13
2.2.Успенский кафедральный собор……………………………...…………17
2.3. Дмитриевский собор…………………………………………………….21
2.4. Свято-Рождественский мужской монастырь…………………………..23
III Охрана памятников архитектуры в современном мире………………...27
3.1. Охрана памятников истории и культуры в России……………............27
3.2. Охрана и реставрация памятников архитектуры во Владимире ………………………………………………………………………………....36
Заключение……………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………..………………….....42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Памятники архитекрутры.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

    Часть сохранившихся икон, в том числе и написанных Андреем Рублевым, в первой половине XX в. были перевезены в Москву и хранились в Третьяковской галерее.   

    23 марта 1922 г. произошло изъятие ценностей из Успенского собора. В 1927 г. собор был окончательно закрыт для богослужения, в соборе был организован церковный подотдел Владимирского исторического музея. И лишь в 1944 – при соборе возникла церковная община во главе с настоятелем собора священником Сергеем Фестинатовым, вернувшимся из заключения. Его трудами Успенский собор был открыт и торжественно освящен на праздник Благовещения – 7 апреля 1944 г. Успенский собор становится кафедральным собором Владимиро-Суздальской епархии. «Буквально через несколько лет после его возвращения верующему народу, в конце 40-х гг. Владимирское Епархиальное Управление оказалось перед печальным фактом: период владения церковной собственностью музеем и управлением культуры с 1923 по 1944 . привел белокаменный памятник в аварийное состояние. С 1949г. начинаются реставрационные работы, финансируемые церковью».18 Сейчас Владимирский Успенский собор находится в совместном ведении Русской Православной Церкви и Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В нем регулярно совершается Богослужение. В 1992 г. храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

                          

 

  2.3. Дмитриевский собор

  Близ Успенского собора князь Всеволод Большое Гнездо устроил новый княжеский двор, где решил поставить храм в честь своего покровителя Святого Дмитрия Солунского (1193—1197 гг.), потому что Всеволод носил христианское имя Дмитрий. Из далёкой Солуни, византийского города Фессалоники, принесли доску от гроба этого святого воина, ревностного защитника своего града. На этой доске написали храмовую икону Дмитриевского собора (накануне Куликовской битвы Дмитрий Донской перенёс святыню в Успенский собор Московского Кремля). Собор этот  «есть та же самая Покровска церковь в увеличенном виде и с более скромной отделкой и представляет собой ничто иное как дальнейшее развитие ее деталей». 19

Придворный храм Всеволода  не так строен, как церкви Андрея Боголюбского, но и не так приземист, как храмы его отца: он кажется  золотой серединой между ними. Первоначально его обходили торжественные галереи, а у западного фасада высились две могучие лестничные башни (к сожалению, малосведущие реставраторы во времена Николая I приняли их за более поздние постройки и разобрали). А вот по богатству резного убранства он превосходит всё, что строилось до него не только во Владимирском княжестве, но, пожалуй, и во всей Руси. По своему фасадному убранству памятник занимает важное место в эволюции так называемой «русской романтики».20 Вся верхняя часть стен храма, начиная со ставшего обязательным для владимиро-суздальского зодчества аркатурно-колончатого пояса, покрыта разнообразной резьбой. Её можно рассматривать часами как своеобразную энциклопедию: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между многослойными лопатками. Под арками колончатого пояса стоят многочисленные святые, а в полях закомар расположены сюжетные сцены. Здесь тоже нашлось место для сюжета «Вознесение Александра Македонского», а на другом фасаде появился — совсем неожиданно для русской традиции — портрет самого Всеволода с сыновьями; новорождённого сына князь держит на руках. Выбор этих сюжетов продиктован назначением собора — княжеского домового храма, а также желанием возвеличить его заказчика. Под крестом Дмитриевского собора находится украшение в виде полумесяца. Существует много мнений относительного того, что означает эта деталь. Самым распространенным является то, по которому здесь изображен полумесяц как символ магометанства, или вообще язычества, попираемый крестом. Есть другое мнение на этот счет. Согласно Филимонову, «с какой стороны не взглянешь, везде видно, что значение полумесяца – дракон, победу над которым и стремится выразить этот символ». 21

Гораздо менее понятна  тематика сюжетов богатой каменной резьбы. Выдающийся исследователь владимиро-суздальского зодчества Н.Н.Воронин подсчитал, что разные звери на резьбе храма изображены двести сорок три раза, птицы — около двухсот пятидесяти раз, а львы сто двадцать пять раз. С ними соседствуют полуфигуры святых и всадники, а господствует над всем трижды повторённая (на разных фасадах) фигура библейского песнопевца. Может быть, мастера хотели изобразить весь существующий мир, все живые творения прислушивающимися к Божественному слову? «Всякое дыхание да хвалит Господа» — так сказано в одном из псалмов Давида. Другие исследователи, считают, что их вдохновил описанный в Библии образ Соломонова храма, который считался непревзойдённой вершиной зодчества всех времён.

2.4. Свято-Рождественский  мужской монастырь

     Древнейший на Руси Богородице-Рождественский монастырь берет свое начало в 12 веке (1191 г.), когда великий князь Всеволод Большое Гнездо определил быть во Владимире мужскому монастырю и основал на крутом берегу Клязьмы церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Многие исследователи считают временем основания Рождественского монастыря год закладки каменной церкви в честь рождества Богородицы – 1192 г. (указание летописей) или 1191  (в кладке стены хранился камень с надписью, очевидно XVIII в. «Начало Рождества монастыря лета 6699»).22 При самом основании Рождественского монастыря, князь «указал быть ему старейшим из монастырей Великой России, так как и город Владимир был тогда столицею Великих Князей Россиийских. Обитель сия называлась великою Архимандриею и до времен Царя Иоанна Васильевича писалась первою в списках монастырей Российских». 23 В воспоминаниях владимирского старожила Михаила Васильевича Косаткина (1892-1990) «Мои ученические годы во Владимире», хранящихся в Госархиве Владимирской области, есть описание монастыря: «Главным зданием монастыря является холодный храм в честь Рождества Богородицы, воздвигнутый в 1191-1196 годах в юго-восточном углу монастыря, почти рядом со входными в него воротами. Храм этот был белокаменный, одноглавый, по своему типу очень схожий с Дмитриевским собором, но в отличие от него не имел на своих наружных стенах его изумительных барельефных украшений…. За пятьсот лет своего существования от времени и переделок в храм Рождества Богородицы дошел до такой ветхости, что грозил падением, а потому был разобран и сооружен вновь».24 До начала XIV века здесь находилась митрополия Русской Православной Церкви. До середины XVI века монастырь числился первым по рангу среди всех русских монастырей, являлся центром летописания.

    С севера от древнего собора Рождества Богородицы находилась церковь святых мучеников Фотия и Аникиты, построенная в 18 веке, и перенесенная туда из другого места в 1800 году. Подлинным украшением обители была шатровая колокольня с часами, находившаяся к западу от собора, на одной линии с ним. Двухэтажный архиерейский дом с подвалом была построен в 1748 году епископом Платоном. В 1850 году при епископе Парфении была установлена домовая церковь во имя Святой Троицы. Впоследствии она была упразднена. 25

В 1263 году в белокаменном соборе обители был похоронен князь Александр Невский. Указом Петра I от 2 июля 1723 года святые мощи князя были перевезены в Санкт-Петербург. В 1722 году на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучалось 7 мальчиков.

По именному указу  императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году "повелено обратить Рождественский монастырь в архиерейский дом".

В январе 1918 г. вышли два  декрета, сыгравшие роковую роль в судьбе Рождественского монастыря: об отделении церкви от государства  и об образовании ВЧК. В июле того же года в монастырь пришли новые  хозяева: войска внутренней охраны, обсуживающие нужды губернского отдела ЧК.26 Таким образом, в 1918 году церковное учреждение было упразднено, и на протяжении 70 лет здесь находился областной комитет госбезопасности. В 1991 году, 21 сентября, в год празднования 800-летия Богородице-Рождественского монастыря, в праздник Пресвятой Богородицы, впервые после семидесятилетнего «вавилонского пленения» епископом Владимирским и Суздальским Евлогием был совершен крестный ход, когда-то бывший традиционным, из Успенского кафедрального собора в Богородице-Рождественский монастырь, где на месте взорванного древнего храма был вооружен памятный Крест. 27

     В 1992 году  в распоряжение Владимиро-Суздальской  епархии окончательно была передана  вся территория обители. Ныне  на территории Богородице-Рождественского  монастыря находится Епархиальный Центр, Епархиальное духовное училище и собственно монастырь. На его территории сохранились постройки XVII-XVIII веков: Святые врата, братские кельи, архиерейские палаты и др. Вокруг территории возвышается кирпичная ограда с четырьмя башнями постройки XVII-XVIII веков.

Центральное место в  монастыре занимал одноименный  белокаменный собор, построенный еще  в 1196 году и разобранный "за ненадобностью" в 1930 году.

Сейчас здесь находятся  управление Владимиро-Суздальской епархии, заочная духовная семинария, действующий Христорождественский храм, монастырский сад. После проведения археологических раскопок строители восстанавливают утраченный собор.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

           3.1. Охрана памятников истории и культуры в России

         К памятникам истории и культуры, составляющим наше культурное наследие, относятся старинные постройки - церкви, монастыри, дворцы, усадьбы, крепости, особняки, надгробия, монументально-скульптурные композиции, а также иконы, картины, фрески, изделия из бронзы, мрамора, дерева, ткани (декоративно-прикладное искусство), монеты, книги, рукописи, предметы народного быта и др. Нередко к памятникам истории и культуры причисляют также здания и сооружения, не имеющие художественной ценности, но дорогие нам тем, что с ними связаны исторические события, жизнь и деятельность великих людей.

       Специалисты именуют памятниками истории и культуры объекты, находящиеся на учете и под охраной местных или центральных органов охраны памятников и имеющих особый паспорт. Критериями для признания тех или иных зданий и объектов памятниками служат, как правило, время постройки (хронологический), авторство известных зодчих, связь с окружающей застройкой (экологический), а также с историческими событиями и различными деятелями (мемориальный).28

    В результате пожаров, войн, социально-политических катаклизмов, естественного процесса старения построек, из-за невежества населения и "благой строительной" деятельности властей с лица земли безвозвратно исчезло множество шедевров архитектуры и искусства.29

    Как складывалось отношение к старине в России и чем объясняются многочисленные отечественные утраты? В допетровскую эпоху и даже в 18 в. понятие "памятник" еще не сформировалось и главным импульсом сохранения старины была религия. Древности, ставшие религиозными святынями, почитали и оберегали. Так, благодаря глубокому церковному и народному почитанию православных святынь до нас дошли драгоценные памятники старины 11 - 17 вв. - храмы Киева, Чернигова, Новгорода, Владимира, Москвы, чудотворные иконы и церковная утварь, рукописи и личные вещи митрополитов, патриархов, настоятелей монастырей и др.

     Многие памятники церковной старины, а также образцы древнего оружия, украшения, символы княжеской и царской власти, предметы быта бережно хранились в церквах и монастырях, дворцах, кремлевской Оружейной палате - своеобразном древнейшем русском музее. Но это только малая толика из общего числа произведений древнерусского искусства. Страшным бичом для русских городов были войны, нашествия врагов, пожары. Но немалую роль в трагических судьбах памятников старины играли и сами люди. Резкие повороты государственной политики, идеологические пристрастия, как правило, губительно сказывались на сохранности памятников.

     Охраной древностей государство стало заниматься лишь с начала 18 в. Указы Петра I 1718 и 1721 гг. предписывали собирать старинные предметы, "куриозные вещи", "что зело необыкновенно".30 В то же время разрыв Петра I и его последователей с многовековыми традициями, засилье западноевропейской архитектуры привели к забвению и уничтожению целых пластов церковной старины: часовен, домовых церквей, кладбищ. Остатки старины в древнерусских городах не привлекали внимания просвещенного сословия. Для сооружения огромного дворца в Кремле в 1770-е гг. по указу Екатерины II сносились некоторые храмы и часть стены с башнями. В конце 18 - начале 19 в. ради благоустройства города власти уничтожили десятки церквей. Русское общество той эпохи полностью отошло от древнерусских традиций. Не случайно законодательные акты 1820-х гг. касались античных и мусульманских построек Крыма. 19 век стал временем преодоления русским обществом слепого подражания Западу и возвращения к забытым национальным традициям. В эпоху Николая I был издан ряд указов, запрещавших разрушать постройки крепостного зодчества. Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30-70-м гг. 19 в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре.31

     Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам, в первую очередь Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. На проводившихся обществом археологических съездах (с 1869 г) неоднократно обсуждались проекты охраны ценных сооружений на всей территории России. Во многом благодаря активности членов общества различными ведомствами империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). Менее масштабный характер носила деятельность созданного в 1909 г. в Санкт-Петербурге Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Председателем общества был великий князь Николай Михайлович, членами - В.В. Верещагин, Н.К. Рерих, А.В. Щусев, Н.К. Врангель.32

      Постепенно к концу 19 в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли знатоков и любителей местной старины.

      Хотя до революции так и не удалось принять государственное законодательство в области охраны памятников искусства и старины, благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ разрушение национального наследия было в целом остановлено. Императорская семья, церковь, государственные учреждения, городские власти, дворянство и купечество принимали участие в сохранении церквей, монастырей, дворцов, усадеб, крепостных сооружений, городских особняков, музеев и галерей.

     Революционные потрясения 1917 г., гражданская война и последующие события коренным образом изменили отношение к памятникам искусства и старины. Разрушение старой государственной системы, тотальная национализация и уничтожение частной собственности, атеистическая политика большевистских властей поставили памятники старины в тяжелейшее положение. Начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и домовые церкви и др. Нужно было срочно спасать бесценное культурное наследие России. Под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел).33

Информация о работе Исторические памятники архитектуры г. Владимира как часть культурно-исторического наследия