История униатства в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

История униатского религиозно-церковного движения в Беларуси и в целом восточно-европейском регионе – научная проблема, над решением которой работают многие исследователи и ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности и развития национальной культуры. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения униатства……….5
1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии……………………………………………5
2. Политический и этноконфессиональный контекст планов унии………….6
Глава 2. Развитие униатского религиозно-церковного движения……..9
1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI века и антиуниатский протест православных и протестантов……………………….9
2. Уния в Риме и Бресте………………………………………………………..14
Глава 3. Влияние униатства на культурно-исторические процессы и общественно-политическую жизнь белорусского народа……………….18
1. Антиуниатский протест……………………………………………………..18
2. Итоги Брестского варианта церковной унии……………………………...19
3. Судьба униатской церкви (XVII-XX века)………………………………...21
4. Роль униатства в культуре белорусов (XVII – XVIII века)………..……..22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.10 Кб (Скачать файл)

 Деятельность крепостных  и школьных театров активизировала  музыкальную жизнь. Во многих  городах появились хорошие оркестры. В их репертуаре были произведения  западноевропейской классики и  местных композиторов — М.Огинского,  Я.Голонда, Э.Михалевича, Р.Вордоцкого, О.Бобровского, М.Ковалевского и  др.

 Во второй половине XVII в. в связи с развитием  школьного театра значительных  успехов достигло многоголосное  хоровое пение. Являясь вначале  преимущественно церковным, оно  вскоре внедрилось и в светскую  музыкальную и театральную жизнь.

 Хоровая музыка в  школьной драме была тесно  связана и с культурой кантов. Белорусские канты и псалмы  часто приобретали характер и  форму народных песен. Со временем  процесс взаимопроникновения и  слияния религиозно-церковной поэзии  и народных мелодий породил  возникновение своеобразных духовных  стихотворений, исполнителями которых  стали нищие и слепцы-лирики.

Латинизация культуры, ее художественных форм привела к рождению нового художественного  стиля в архитектуре, т.н. «виленского, или униатского барокко».  Музыкально-литургическая  практика также ориентировалась  на западноевропейскую модель, что  привело к рождению нового стиля  пения (партесного) и нового вокально-хорового жанра – барочного партесного концерта.

Первое фигуральное пение  полифонического или гомофонно-гармонического склада, его первые композиции зафиксированы  в Ирмолое Супрасльского монастыряря 1639 г. Из описи книг 1668 г. того же монастыря следует, что в его библиотеке находилось сорок четыре  певческих сборника, в которых песнопения были изложены в партесном стиле.

В униатской церкви изредка  применялось вокально-инструментальное звучание песнопений на богослужении. Т.Лихач пишет, что униатский епископ  Милетий Пегас  не позволил использовать «бездушные органы», но униатское богослужение часто сопровождалось звучанием  органа и инструментальных капелл. В начале XIX в. в некоторых деревенских церквях по настоянию священника прихожане складывались и покупали орган.

Т.Лихач выявила музыкальную  сторону богослужения Греко-католической церкви, и отмечает следующие его  компоненты: сакральная монодия, изложенная знаменным распевом, фигуральные  хоровые или вокально-инструментальные композиции, а также полуфольклорные религиозные песни. Несомненно, что различные компоненты требовали различного состава исполнителей. Монодийные песнопения исполнялись 1-2 певцами, преимущественно монахами. Фигуральные или партесные хоровые композиции – многоголосным хором, а религиозные песни или духовные стихи пели прихожане, которые наполняли храм.[12]

В тесной связи с архитектурой развивались живопись, скульптура, граверное и народно-прикладное искусство. В них, как и в архитектуре, первоначально господствующим стилем было барокко, а во второй половине XVIII в. — классицизм. Как и в предшествующие столетия, в это время в искусстве Белоруссии основное внимание обращалось на создание икон, настенных росписей и скульптур. Графика Белоруссии в это время развивалась в двух направлениях — книжной и станковой гравюры. Художественная резьба по дереву объединяла в себе декоративную и станковую скульптуру. Декоративная скульптура являлась важнейшим средством оформления дворцовых и культовых зданий. Во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии широкое распространение получила и резная скульптура по дереву. Она развивалась под влиянием художественной резьбы и занимала видное место в оформлении интерьеров дворцов, костелов, униатских и православных церквей.

Высокого расцвета во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии достигло народно-прикладное искусство. Богатым  и расточительным магнатам нужны  были изящные вещи. Часть из них  создавалась трудом крепостных мастеров на вотчинных мануфактурах.

 Подводя итоги, следует  отметить, что культура второй  половины XVII — XVIII в. развивалась  в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого  уровня развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

      История религиозно-церковной унии на отечественной почве не начиналась со знаменитого Брестского собора, который произошел в октябре 1596 года. Ее истоки восходят к XIII – XIV векам, началу создания белорусско-литовско-украинского государства – Великого Княжества Литовского. Именно в этот период перед народами ВКЛ и их лидерами встают две глобальные задачи: укрепление политической и сохранение духовно-культурной независимости. В свете этих задач и рассматривается насыщенная и драматичная история отечественной религиозно-церковной жизни.

      400-летний драматичный опыт реализации идеи церковной унии много чему учит. В первую очередь, что нельзя ломать веками сложившуюся историческую жизнь народа, его традиции, ценности; что путь к общественному согласию нации, государства, человечества лежит через взаимную терпимость, уважение к иноверству и инакомыслию, через свободный и добровольный выбор.

      Вместе с тем уния способствовала распространению  новых культурных веяний, которые вступали в сложные взаимодействия с местными культурно-историческими традициями, сопровождались дезинтеграцией былой этнокультурной общности народа, изменениями в культурной, языковой и церковно-религиозной ситуации.[6, c.211]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Беларуская энцыклапедыя ў 18 т. т. 2. – Мн., 1996г.
  2. Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов. т.1, Мн., 1959. 
  3. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – начале  XVII в. Ч. 1. М. 1996.
  4. Гісторыя Беларусі: У 6т. Т. 2: Беларусь у перыяд Вялікага Княства Літоўскага/Ю. Бохан[і інш.]; рэд. кал.; М. Касцюк(гал. рэд)[і інш.] – Мінск: Экоперспектива, 2008. – 688с.
  5. Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай(XVII-XVIIIстст.)/Ю. Бохан, В. Голубеў, У. Емельянчык і інш.; Рэдкал.; М. Касцюк(гал. рэд)і інш. – Мінск: Экоперспектива, 2007. – 344с.
  6. Голенченко И. Я. Идейные и культурные связи восточнославянских народов в XVI – середине XVII в. Мн., 1992.
  7. Марозова С. В. З гісторыі ўніяцтва ў Беларусі : (да 400-годдзя Брэсцкай уніі) / С. В. Марозова [ і інш.];   пад рэд. М. В. Біча, П. А. Лойкі; АН Беларусі. Ін-т гісторыі. - Мінск : Экаперспектыва, 1996. - 131, [3] с.
  8. Новік Я. К. Гісторыя Беларусі. Ад старажытных часоў – па 2008г.: вучэб. дапам. / Я. К. Новік, І. Л. Качалаў, Н. Я. Новік; пад рэд. Я. К. Новіка. – Мінск : Выш. шк., 2009. – 512 с.    
  9. Падокшын С.А. Унiя, дзяржаунасць, культура: (Філасофска-гістарычны аналіз). Мн.,1998.
  10. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 6. Кн. 1: Пузыны – Усая / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) і інш.; маст. Э. Э. Жакевіч. – Мн.: БедЭн, 2001.
  11. Mironowicz A. Podlaskie osrodki i organizacje prawoslawne w XVI i XVII weku. Bialystok, 1991.
  12. http://zapadrus.su/zaprus/strbel/253-l-r-.html Лариса Густова. «Не уповайте на неправду...»

 


Информация о работе История униатства в Беларуси