Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:07, курсовая работа
Актуальность темы работы заключается в том, что культурно – досуговая деятльность для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты и особенности культурно – досуговой деятельности творческих союзов и учреждений ……………………………….6
2. Анализ культурно – досуговой деятельности творческих коллективов……………………………………………………………………...26
3. Рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности творческих коллективов ………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2. Анализ культурно
– досуговой деятельности творческих
коллективов…………………………………………………
3. Рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности творческих коллективов ………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Социально-культурная деятельность как крупный блок родственных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта, теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.
Досуг традиционно
является одной из важнейших сфер
жизнедеятельности молодежи. Трансформации
всех сторон жизни российского общества
привели к изменению
Актуальность темы работы заключается в том, что культурно – досуговая деятльность для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Степень разработанности проблемы. Проблематика, рассматриваемая в работе, имеет свою историю изучения. В зарубежной и отечественной науке она представлена именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент исследований данного направления и во многом определивших основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.
В последнее время внимание ученых к досуговой деятельности возросло. Это подтверждается увеличением количества монографий и научных статей, посвященных рассмотрению данной проблемы. В числе исследователей этого направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу, В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин, Т.З. Зурабишвили).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.
Объект исследования – молодежный досуг.
Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга.
Цель работы – изучить особенности организации молодежного досуга творческих союзов и коллективов и выработать практические рекомендации по его совершенствованию. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Структура работы – обусловлена целями, задачами, актуальностью работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Примером учреждения культуры является клуб ОАО «Чебоксарский агрегатный завод».
Термин
«социально-культурная деятельность»
в обыденной жизни
Возникновение
и диалектика развития категории
«социально-культурная деятельность»
связаны с философским, культурологическим,
педагогическим, социально-психологическим
обоснованием термина. Понятие социально-культурной
деятельности пришло в отечественной
науке на смену понятию «культурно-
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.
Как самостоятельная,
самодостаточная область
В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.
По мнению
авторов, термин «культурно-досуговая
деятельность» правомерно рассматривать
как обозначение «досуговой»
части общей «социально-
Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.
В широком
смысле социально-культурную деятельность
следует рассматривать как
В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается человек, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой деятельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению, освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.
Взаимодействие
людей служит главным признаком
любого социального явления. Под
социально-культурным взаимодействием
подразумевается процесс
Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.
Основу
содержания социально-культурной деятельности
составляют общечеловеческие ценности.
По мнению целого ряда педагогов-исследователей
(В.А. Караковский и др.), в социально-культурной
деятельности необходимо базироваться
на фундаментальных ценностях, благодаря
которым у человека формируются
добрые черты, рождаются высоконравственные
потребности и поступки. Это Человек,
Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество,
Земля, Мир. Каждая из этих ценностей
обладает огромной значимостью для
содержания и организации социально-
Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2) по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).
Многие
культурные ценности и организации
культуры входят в состав культурного
достояния народов Российской Федерации
и имеют эталонное, уникальное значение
в истории, культуре и искусстве
Российской Федерации. Они отнесены
к числу особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской
Федерации, пользующихся особыми формами
государственной поддержки. Порядок
отнесения к особо ценным объектам
культурного наследия, особые формы
государственной поддержки, особенности
владения, использования и распоряжения
особо ценными объектами
К важнейшим
сферам культурной деятельности относятся:
выявление, изучение, охрана, реставрация
и использование памятников истории
и культуры; художественная литература,
кинематография, сценическое, пластическое,
музыкальное искусство, архитектура
и дизайн, фотоискусство, другие виды
и жанры искусства; художественные
народные промыслы и ремесла, народная
культура в таких ее проявлениях,
как языки, диалекты и говоры, фольклор,
обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное
творчество; музейное дело и коллекционирование;
книгоиздание и библиотечное дело,
а также иная культурная деятельность,
связанная с созданием
Социально-культурная
деятельность отличается глубокой личностной
направленностью, поскольку несет
в себе черты индивидуальности, определяемые
ее биологическими особенностями и
социально-психологической
Рассматривая
ведущие черты социально-