Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:07, курсовая работа
Актуальность темы работы заключается в том, что культурно – досуговая деятльность для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты и особенности культурно – досуговой деятельности творческих союзов и учреждений ……………………………….6
2. Анализ культурно – досуговой деятельности творческих коллективов……………………………………………………………………...26
3. Рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности творческих коллективов ………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...36
Социально-культурную
деятельность в определенном смысле
можно отождествить с целенаправленно
организованной активностью, связанной
с сохранением, созданием, распространением
и освоением культурных ценностей.
Такую активность, мотивированную определенными
интересами, потребностями, а также
задачами, правилами и требованиями,
человек проявляет и в сфере
труда (в рамках своего рабочего времени),
и в сфере досуга, свободного времени.
Именно поэтому правомерно выделить
два параллельно
Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную социально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.
Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой - предполагает их усвоение человеком и социальной группой.
Одновременно
она является важнейшей функцией
государственных и
Принято
считать, что культурная среда творится
профессиональными работниками
культуры, художниками, дизайнерами, другими
представителями творческой интеллигенции,
специализированными
Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предложением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.
Среда досуга
и общения имеет ярко выраженный
социальный характер. Понятие «социально-культурная
среда» означает, таким образом, конкретное
своеобразие и проявление общественных
отношений в сфере культуры и
досуга. Эти отношения между
В отличие
от широкой социально-культурной макросреды,
в которой действуют факторы,
закономерности и институты
Социально-культурная
микросреда, ближайшее окружение
человека, включает в себя множество
составных элементов —
Личность
может менять свое место в социально-культурной
среде, постоянно переходить из одной
микросреды досуга и общения в
другую и тем самым конструировать
в определенной мере свою социально-культурную
среду. Естественно, подобная и, на первый
взгляд, ничем не ограниченная мобильность
человека в социально-культурной среде
на самом деле не является абсолютной.
Она имеет определенные пределы,
обусловленные общественно-
Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений.
Полноценная,
социально открытая культурная среда
жизненно необходима для человека,
для его повседневной деятельности.
С одной стороны, она предоставляет
широкий простор для
В этой среде
постепенно изживают себя традиционные
подходы, основанные только на потреблении
предлагаемых готовых культурных благ.
Этот процесс естественный и необратимый,
поскольку время постоянно
Важнейшим
условием развития и практического
использования социально-
Социально-культурную
ситуацию, исходя из сказанного, правомерно
рассматривать как характерную
для конкретного отрезка
Современная
социально-культурная ситуация характеризуется
значительным усложнением структуры
и содержания взаимоотношений людей,
когда остро встает вопрос о последовательном
освоении культурного потенциала и
активном включении основной массы
населения в социально-
Именно
на решение этой задачи направлен
Государственный
В процессе
разработки Государственного образовательного
стандарта «Социально-
По существу,
возникло новое направление высшей
школы, обусловленное нынешней социально-культурной
ситуацией и органично
Сегодня
культурологический и социально-педагогический
компоненты присутствуют практически
в каждой из специальностей, которыми
вуз культуры вооружает своих
выпускников. По существу, функции менеджера,
педагога, технолога, работающего в
самых различных областях современного
социума (учебного, досугового, производственного
и др., с детьми, подростками, взрослыми),
выполняет любой специалист - хореограф,
постановщик спортивно-бальных
В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социальных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравственным, воспитательным смыслом.
При изучении курса, освоении профессиональных знаний, умений и навыков важно научиться ориентироваться в характерных особенностях социально-культурной ситуации, в закономерностях её возникновения и возможных последствиях, выстраивать в процессе её развития возможные варианты поведения субъектов и межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств и понятий, с которыми эта ситуация прямо или косвенно связана. Особенно велика роль ситуационного мышления организаторов, педагогов благодаря которому они лучше понимают, какие приемы, методы и технологии будут в большей степени способствовать достижению цели в конкретной ситуации.
Как видим, ситуационный подход в равной степени значим как для управленческих, так и для технологических аспектов социально-культурной деятельности. Каждая из социально-культурных технологий, каждый из методов управления имеют свои сильные и слабые стороны в той или иной ситуации. Отсюда необходимость своевременного предвидения вероятных последствий их применения, и положительных, и отрицательных.
Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований в области семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства.
Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных институтов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.
Эволюция социально-культурной деятельности — это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.