КДД творческих союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что культурно – досуговая деятльность для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты и особенности культурно – досуговой деятельности творческих союзов и учреждений ……………………………….6
2. Анализ культурно – досуговой деятельности творческих коллективов……………………………………………………………………...26
3. Рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности творческих коллективов ………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, КДД твор.союзов 2011.docx

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Социально-культурная деятельность характеризуется многообразием  занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и  самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся  здесь ресурсы используются недостаточно полно и эффективно. Это связано  с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий между  демократической природой культуры и авторитарно-бюрократической системой управления ею; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.

В условиях динамично развивающегося мира существенно  возрастает влияние социокультурной  ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей  социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимодействуют  различные направления общественного  воспитания детей, подростков и взрослых. Наравне с профессиональными  социально-культурными услугами интенсивно развивается любительство. В подростково-молодежной, национально-этнической, профессиональной среде по-прежнему возникает множество  традиционных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.

Что касается участия государственного (муниципального), экономического (делового) и общественного  секторов в духовных процессах, то они  также являются субъектами, но иного  рода. Их социальная миссия состоит  в создании условий, необходимых  для развития инициативы, активного  творчества народа в области культуры, искусства, досуга.

Действующие в социально-культурной сфере государственные  и общественные структуры сосредоточивают  свои усилия на распространении и  развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного  общения и культурного отдыха населения. Однако при этом подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов.

В условиях жесткой борьбы за экономическое  выживание учреждения культуры и  досуга вынуждены прибегать к  различным источникам добывания  необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений  и оборудования клубов и Домов  культуры в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений  и т.д.

В плену  вчерашних стереотипов и установок  оказалась сама система управления социальной культурно-досуговой сферой на уровне района, города, области. Именно здесь, как известно, складывается местная стратегия развития сферы культуры и досуга с учетом социально-экономических особенностей региона, интересов и культурных запросов населения различных категорий, состояния профессионального искусства и традиций народного творчества. Однако на деле стратегическая региональная социально-культурная политика часто подменялась администрированием. Ограниченные текущие задачи, как правило, организационного характера превращались в самоцель и решались вне связи с конечным результатом - развитием инициативы и самодеятельности населения. Бесконечные проверки, чрезмерный контроль сковывали творческую инициативу на местах, воспитывали исполнителей, способных работать лишь в четко ограниченных рамках требований и указаний вышестоящих инстанций.

Совокупность  социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

В качестве одного из главных оснований для  классификации функций следует  принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

Каждая  из них, имея свою цель и направленность, так или иначе подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному  самоутверждению.

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Одной из характерных для социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание  коммуникативной функции применительно  к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и  декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

Наиболее  полно развивающее начало воплощает  в себе и информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью.

С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.).

Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятельности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале  ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая направленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида педагогически организованной творческой деятельности детей и  взрослых. На выбор содержания и  форм досуга активно влияют кино и  телевидение.

Культуротворческая  деятельность людей решает целый  ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более  полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого  человека. Такой дефицит весьма распространен  среди работающих на предприятиях.

Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функции образуют систему  содержания и технологий социально-культурной деятельности.

Содержание  функции обеспечения досуговых форм самодеятельности населения заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учреждений, защищая их от некомпетентного, порой сугубо административного вмешательства.

Анализ  уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует  о том, что существующая система  их обучения недостаточно соответствует  требованиям времени, нуждается  в совершенствовании.

Особую  ролевую функцию специалиста  социально-культурной сферы можно  определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста-организатора досуга является важным связующим звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, действующими в сфере свободного времени.

Каждая  из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим  содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение  непрерывного образования и духовного  обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий  для полноценного социально-культурного  творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты  времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную  возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных  предпринимательских структур сферы  досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление  и творческое использование совпадающих  или частично сходных функций  различных типов социально-культурных институтов.

Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество  социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так  или иначе неизменно приобретает  статус педагогических задач. Их решение  зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. К ним относятся:

- межсубъектное  сотрудничество партнеров, учет  влияния окружающей среды и  факторов воспитания, выбор наиболее  эффективных педагогических методов и технологий, выявление их социальной направленности, педагогически продуманная организация деятельности от планирования до контроля и оценки ее результатов;

- наличие  сенсорных качеств (обилие и  острота ощущений и восприятий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), память, способность  узнавания, экстравертивность - интровертивность;

- наличие  характера как совокупности отличительных  психических особенностей (черт), приобретенных  личностью в процессе её формирования; главными характерологическими  чертами являются интеллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие  логического мышления, интуиции, ассоциативного  мышления, фантазии, воображения; владение  речью;

- этические  отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть, чувство долга,  самолюбие, честолюбие); к другим  людям (доброжелательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость, подозрительность, откровенность);

Информация о работе КДД творческих союзов