Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:29, реферат
Побережье Средиземного моря послужило некогда колыбелью первых европейских цивилизаций. Это были города-государства (полисы), разбросанные по западным окраинам Малой Азии, югу Балканского полуострова и многочисленным островам между ними. Сама природа позаботилась о том, чтобы ограниченные участки суши, пригодные для земледелия, были надёжно изолированы друг от друга ¾ горами или морскими проливами.
5.1. Природные условия.
Побережье Средиземного моря послужило некогда колыбелью первых европейских цивилизаций. Это были города-государства (полисы), разбросанные по западным окраинам Малой Азии, югу Балканского полуострова и многочисленным островам между ними. Сама природа позаботилась о том, чтобы ограниченные участки суши, пригодные для земледелия, были надёжно изолированы друг от друга ¾ горами или морскими проливами. Благодаря этому в течение многих веков Греция была, по сути дела, конгломератом множества небольших государств, между которыми шли нескончаемые войны, а также существовали тесные межкультурные и торговые связи. В результате, в течение многих сотен лет, культура греческих полисов приобрела общие черты по двум, по крайней мере, важнейшим показателям: языку общения и религии. Это и позволяет нам рассматривать их в рамках единой культуры, выделяя лишь некоторые (например, Спарту) по особым признакам.
Лишь на последнем этапе существования Древней Греции, начиная с эпохи завоеваний царя Филиппа II и затем его сына Александра Македонского, раздельно управляемые территории сделались составными частями единого государства.
Мягкий благодатный климат Восточного Средиземноморья как нельзя более способствовал земледелию. Однако земли, пригодной для возделывания, в гористой местности не так уж много, да и сама эта земля требует немалого искусства для надлежащей обработки. Этим почва на территориях, обитаемых древними греками, сильно отличалась от пахотных земель Египта и Месопотамии, где, при хорошей ирригации, можно было получать по два урожая в год, не особенно утруждая себя техническими проблемами в процессе обработки этих земель. Греки же, стремясь обеспечить стабильный урожай, вынуждены были совершенствовать агротехнику, а вместе с нею ¾ и ремесленное производство, благодаря чему довольно рано в недрах этой цивилизации сформировался класс ремесленников. Это повлекло за собою и рано сформировавшуюся специализацию производства, а следовательно, и развитие товарно-денежных отношений. Всё, это, как мы убедимся позднее, послужило базой для социальных преобразований, имевших огромные последствия не только для Греции, но и для всей Европы.
5.2. Краткий исторический очерк.
Историю культуры древней Греции принято делить на шесть периодов:
¾ критский,
¾ микенский,
¾ гомеровский (тёмные века),
¾ архаический,
¾ классический,
¾ эллинистический.
Ряд исследователей объединяют первые два периода в один, называя его «Крито-Микенским» или «Крито-Минойским». Эта позиция, однако, основана лишь на том факте, что Критская и Микенская цивилизации долгое время существовали параллельно одна с другой. Но это были две существенно разные культуры, носителями которых были разные этносы, отличающиеся друг от друга по своей ментальности. Поэтому правильнее, на наш взгляд, различать их, попутно выделив те их особенности, которые позднее образовали тот блестящий культурный синтез, который мы называем античной цивилизацией.
Первое древнегреческое государство (вероятно, первая вообще европейская цивилизация) сформировалось в начале III тыс. до н.э. на острове Крит, расположенном в Средиземном море к югу от Балканского полуострова. Мы до сих пор не знаем, люди какого племени населяли этот остров и на каком языке они говорили. Они построили величайший в мире дворец в городе Кноссе, посылали морские торговые корабли во все страны обитаемого тогда мира, поклонялись Богине-Матери и божеству в образе Священного Быка, знали письменность. Загадочные таблички с письменами, расположенными по спирали («линейное письма А») до сих пор не расшифрованы.
Предполагают, что на острове существовала монархия, где царь исполнял функции верховного жреца. Изображения на фресках и на вазах не содержат никаких сцен войны. Вокруг критских городов не найдено развалин крепостных стен. Вероятно, критяне долго жили в условиях относительного мира, не зная иноземных вторжений (военный морской флот в те далёкие времена ещё не существовал).
О жизни на Крите мы можем судить, главным образом, именно по этим сохранившимся живописным изображениям на вазах и фресках, и по характеру архитектуры. Прежде всего, обращает на себя внимание блестящая эстетическая культура этого народа, в основе которой ¾ любовь к природе, тонкое ощущение свободной пластики и цветовой гармонии. Женщины, изображённые на фресках, носят изысканные наряды и украшения. Краски на рисунках ¾ лёгкие и праздничные. Природа воспринималась критянами не как вместилище таинственных сил и не как повод для суеверного страха, а как живая красочная среда, предмет восхищения и любования. Любопытно, что гармония Кносского дворца образована не прямоугольной монументальностью и не строгой симметрией (как это характерно, например, для Египта), а живописным равновесием свободно сочетаемых форм.
Итак, культурным основанием Критской цивилизации, судя по сохранившимся её артефактам, присущи такие особенности, как любовь к жизни, свобода, жизнерадостный реализм, эмоциональность, близость к природе, чувство изящества и красоты. Мы обращаем особое внимание на эти качества потому, что много позже они были органично включены в контекст античной культуры.
История этой цивилизации, после полутора тысячелетий безмятежного процветания, кончилась, можно сказать, в одночасье: примерно в середине II тыс. до н.э. на маленьком островке Фера, рядом с Критом, случилось катастрофическое извержение вулкана, и гигантская волна цунами, в купе с сильным землетрясением, произвели на Крите большие опустошения. Вскоре после этого к острову причалили боевые корабли ахейцев ¾ воинственного племени, прибывшего с континента. У критян не было ни сил, ни средств сопротивляться этому вторжению. Критская культура перестала существовать.
Ахейцы, населявшие юг Балканского полуострова, были воинственным племенем (именно эти люди впоследствии сделались героями мифических сказаний, послуживших основой для гомеровской «Илиады»). На полуострове они образовали содружество городов, самыми мощными среди которых были Микены и Тиринф. Вероятно, уже в Микенской Греции складывается тип отдельно существующих поселений-государств (прообразы будущих полисов): зона жилых домов и укреплённый кремль-акрополь, где стоит дворец правителя. Раскопки в Микенах обнаружили остатки дворца и крепостных стен, сложенных из гигантских каменных блоков, словно бы их строили сказочные великаны-циклопы… Центральным помещением дворца служил большой прямоугольный зал мегарон, посередине которого горел очаг. Отдельных храмовых помещений в Микенах (как и на Крите) не обнаружено, ¾ видимо, и микенский дворец (так же как Кносский) служил одновременно храмом, а царь («ванака») ¾ верховным жрецом.
Микенская цивилизация, расцвет которой приходится на XV ¾ XII вв. до н.э., была цивилизацией воинов: об этом свидетельствует роспись на микенских вазах, где изображались, в основном, сцены охоты или войны. В этом обществе в большом почёте была идея героизма и культ силы. Ахейцы хоронили знатных воинов в грандиозных купольных гробницах, а также в гробницах-шахтах, вырубаемых в скальном грунте. Рядом с почившим воином хоронили самое драгоценное его достояние: оружие, богато украшенное, а на лицо помещали золотую маску, повторявшую черты лица покойного.
Некоторые сохранившиеся остатки фресок на стенах микенского дворца выдают сильное влияние критских мастеров (вероятно, ахейцы некоторых из них, увезённых в плен, привлекали для художественных работ). Микенцы знали и письменность: так называемое «линейное письмо Б». Таблички с этой письменностью удалось расшифровать, причём на них уже значатся имена богов ¾ Диониса и Зевса. Вероятно, уже в те времена начал формироваться культ олимпийских божеств.
При изучении микенской культуры складывается впечатление, что ахейцы были весьма энергичными и воинственными людьми, осуществлявшими экспансию во все сопредельные земли. При этом они были, вероятно, блестящими мореходами, сумевшими построить морские боевые корабли, позволявшие им совмещать торговлю с пиратством.
Конец
Микенской цивилизации был
XI, X и IX века до н.э. известны в истории древнегреческой культуры как «гомеровский период». В это время в Греции, на обломках разрушенной цивилизации, влачили скудное существование архаические племёна, едва перешагнувшие стадию первобытно-родового строя. Во многих областях жизни, по сравнению с микенским периодом, здесь наблюдается очевидный упадок: забыта письменность, каменное строительство, искусство кораблевождения (впрочем, нет и морского флота); процветают родовая вражда и кровная месть; вместо торговли ¾ натуральное хозяйство и военный разбой. Даже сами цари, ¾ «басилеи», ¾ являвшиеся выборными военными вождями племён, жили в деревянных домах с земляным полом и соломенной крышей. В могилах этого периода археологи не обнаружили почти никаких ценных вещей. Упадок культуры сказался и на росписи глиняных сосудов: вместо изящных изображений воинов или животных ¾ примитивный «геометрический» стиль.
Таким образом, дорийское завоевание отбросило культуру материковой Греции на много столетий назад, к тому состоянию, в котором она находилась ещё до зарождения Микенской цивилизации.
Тем не менее важно отметить, что появилось в этот период и нечто новое, ¾ то, что позже послужило стартовой площадкой для триумфального расцвета новой культуры (её-то, собственно, и подразумевают под термином «греческая античность»). В первую очередь, это был железный плуг, позволивший существенно улучшить земледелие. Дорийцы умели добывать и обрабатывать железо, что позволило им использовать орудия из этого металла как в хозяйственных, так и в военных целях. Далее, именно дорийцы начали строительство специальных храмов, «домов бога», с деревянными колоннами и двускатной крышей (прообраз будущих беломраморных шедевров эпохи классики). Вероятно, именно дорийцы привели в некоторую систему древние мифы, что позволило двум поэтам, Гомеру и Гесиоду, на их основе создать знаменитые эпические поэмы. Вообще тяготение дорийцев к системе и порядку можно уловить хотя бы в манере геометрического орнамента на вазах, где наличествует обдуманный графический рисунок и чёткий ритм.
Дорийцы же, с их тяготением к замкнутой земледельческой общине, сформировали и некоторые полисные образования на полуострове. Однако в Гомеровский период ещё не было существенной разницы между «городом» и «деревней». Основную массу общины («демоса») составляли земледельцы и скотоводы, а не ремесленники. Главной экономической ячейкой гомеровского общества была патриархальная моногамная семья.
В течение этих трёх «тёмных» веков подспудно копились силы для нового расцвета, ¾ и наконец он произошёл.
VIII век до н.э. ¾ рубеж, с которого начинается стремительный взлёт древнегреческой культуры, продолжавшийся три века (эпоха архаики). Началом этого взлёта послужило возобновление торгового мореплавания. Греки начали совершать длительные путешествия в доступные их кораблям области ойкумены (обитаемого мира). Они искали земли, удобные для новых поселений, и находили их: в приморских областях Африки, на италийских землях, на побережье Крыма и Малой Азии. Освоение этих земель послужило поводом называть эту эпоху эпохой великой колонизации.
Кроме освоения новых земель, греки познакомились с великими цивилизациями: Вавилоном, Финикией, Египтом. Эти цивилизации уже имели свою многотысячелетнюю историю, здесь было чему поучиться. Греки оказались весьма способными учениками: в Египте они учились каменному строительству, геометрии, медицине и искусству ваяния каменных статуй; в Вавилоне ¾ математике и астрономии, из Финикии они взяли идею фонематического письма (добавив в алфавит гласные буквы). Благодаря этому стала возможной запись поэм Гомера и Гесиода, и следовательно, ¾ оформление и фиксация обширной древнегреческой мифологии, что способствовало окончательному становлению культа олимпийских богов.