КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Побережье Средиземного моря послужило некогда колыбелью первых европейских цивилизаций. Это были города-государства (полисы), разбросанные по западным окраинам Малой Азии, югу Балканского полуострова и многочисленным островам между ними. Сама природа позаботилась о том, чтобы ограниченные участки суши, пригодные для земледелия, были надёжно изолированы друг от друга ¾ горами или морскими проливами.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Древней Греции.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

      В Афинах существовал народный суд ¾ гелиэя. Этот суд выбирался по жребию из списка кандидатов, в которые мог записаться любой свободный гражданин Афин, достигший 30 лет. При разборе дела председательствовал один из архонтов. После аргументации сторон, в которой главную роль играли свидетельские показания, суд без дебатов тайным голосованием решал вопрос о виновности обвиняемого и простым большинством голосов определял наказание. Опротестовать приговор или как-нибудь повлиять не решение суда (например, со стороны властей) было невозможно. В этом смысле афинский суд обладал полной независимостью. Печальная история знаменитого древнегреческого скульптора Фидия, личного друга самого Перикла, подтверждает этот факт: обвинённый в святотатстве (скульптор якобы изобразил собственный профиль на щите изваянной им для Парфенона статуи Афины), Фидий был посажен в тюрьму и там бесславно кончил свои дни. Перикл ничем не мог помочь своему другу.

      Таким было внутриполитическое устройство Афин, ¾ первого в мире демократического государства.

      5.4. Социальное и политическое  устройство Спарты.

      Наряду  с Афинским полисом, среди древнегреческих  государств был ещё один, обладавший таким же могуществом, но в социальном плане являвший собою полную противоположность Афинам. Речь идёт о Спарте, главном политическом и военном сопернике Афин.

      Подобно Месопотамии времён III династии Ура, мы с полным основанием можем назвать Спарту государством-казармой, ¾ правда, здесь в казармах содержались не рабы, а избранная каста господ: спартиаты.

      Ещё в период Тёмных веков их предки, дорийцы, завоевали две смежных  области, Лаконию и Мессению, и  обратили местных жителей в рабство. Рабов в количественном отношении  оказалось больше, чем завоевателей, и, кроме того, эти потомки некогда гордых и сильных ахейцев часто восставали. Перед спартиатами стояла задача: во что бы то ни стало удержать власть на завоёванной ими земле. Чтобы этого достичь, им пришлось превратить свою страну в сплошной военный лагерь.

      Легендарный правитель спартанцев, царь Ликург, явился своеобразным реформатором: он издал законы, которые неукоснительно выполнялись спартиатами в течение столетий. Вся пригодная к обработке земля Спарты была поделена на 9000 одинаковых наделов. Их запрещалось дарить, продавать, делить на части, передавать по наследству. Они принадлежали семье спартиата; земля обрабатывалась прикреплёнными к ней государственными рабами ¾ илотами. Каждый мужчина в спартанской семье, начиная с 7 лет, забирался из дома и воспитывался в казарме. Дети в этих казармах подвергались зверской муштре: помимо ежедневных физических упражнений, они должны были сами себе добывать пищу, рвать голыми руками тростник для постелей, зимой и летом ходить босыми в одной лёгкой накидке и т.д. За малейший проступок следовала порка, а раз в году устраивалась коллективная экзекуция в храме Артемиды: мальчиков пороли не в качестве наказания, а лишь для того, чтобы они учились стоически переносить боль (некоторые, не проронив ни звука, умирали под ударами).

      Спартиатам  была запрещена любая производительная деятельность: они не могли заниматься ни земледелием, ни ремеслом, ни торговлей  как профессией; их «делом» была война, а в мирных условиях ¾ спорт и военная подготовка. Вместо них на земле работали илоты, а ремеслом и торговлей занимались периэки ¾ свободная часть населения, не принадлежавшая к избранной касте спартиатов.

      Идеалом этих людей было полное равенство, но не «равенство возможностей», которое  отличает демократический тип общества, а равенство образа жизни: они носили одинаковую одежду, ели в общественных помещениях одну и ту же грубую пищу, владели одинаковыми участками земли, пользовались одинаковой и самой простой домашней утварью. Никто из спартиатов не имел никакой возможности к обогащению. Предметы роскоши нельзя было ни производить, ни ввозить; в качестве денег («оболов») использовались неудобные в употреблении железные стержни. Государство регламентировало абсолютно все стороны жизни граждан, вплоть до супружеских отношений и формы бород и усов.

      Конечно, ни эстетика, ни философия не могли  быть популярны в таких условиях. В суровой жизни спартиатов не было места даже искусству красноречия: разговорчивость не была у них  в ходу. Согласно известной легенде, одна спартанская мать, провожая сына на войну, вручив ему щит, сказала: «С ним или на нём!», что означало ¾ «Вернись с победой или погибни с честью». В этом и состояло всё напутствие. Неудивительно, что Спарта не оставила миру ни поэтов, ни мыслителей, ни сколько-нибудь известных произведений искусства; в духовном отношении такое общество было обречено на полное бесплодие. Зато на театре военных действий спартиаты заслуженно прославились как непревзойдённые воины.

      В противоположность Афинам, в Спарте, в течение всех веков её существования, сохранялся аристократический тип правления. Но даже и в самом принципе аристократизма идея равенства была главенствующей. Во главе государства стояли два царя, представители двух параллельных династий, наделённые одинаковыми правами (никто из них, таким образом, не мог бы узурпировать власть). Совещательным органом была герусия ¾ совет старейшин, имевший весьма широкие полномочия. Наибольшей властью обладали эфоры (надзиратели): их было пятеро, они следили за порядком в государстве и за неукоснительным соблюдением всеми гражданами полиса законов Ликурга.

      К этому ещё следует добавить, что  полноправные жители этой страны были абсолютно замкнутым обществом: они не общались с посторонними, не принимали у себя гостей, не обменивались с соседями идеями или произведениями искусства. Должны ли мы удивляться, что замкнутая в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта становится главным очагом политической реакции среди греческих государств, опорой всех врагов демократии? Однако ни её бесспорная военная мощь, ни даже победа над Афинами в Пелопонесской войне не позволили Спарте стать гегемоном в Греции: не только в культурном, но и в экономическом отношении она сильно отставала от своих соседей. Установление «ликургова строя» резко затормозило развитие спартанской экономики, вернув её вспять, почти на стадию натурального хозяйства гомеровской эпохи.

           5.5. Основы духовной жизни

      По  крайней мере, три сферы духовного  творчества древних греков оказали  огромное (если не сказать: решающее) влияние на всё последующее развитие культурной жизни Европы ¾ мифология, философия, искусство.

      Сюжеты  древнегреческих мифов стали  основой для бесчисленного множества  литературных, музыкально-театральных, изобразительных и других произведений искусства не только в античную эпоху, но и во все последующие века. Популярность этих мифов объясняется отчасти тем, что они дошли до нас в художественной обработке величайших древнегреческих поэтов ¾ Гомера и Гесиода. Волею судеб «священным писанием» древних греков стали «Илиада» и Одиссея», два литературных памятника, на которых воспитывался эстетический вкус многих поколений. Поэтому античная религия, начинавшая когда-то с поклонения дубам, оливам и даже деревянным чурбанам, а затем и зооморфным божествам, породив великое множество химерических созданий (сатиры, сирены, сфинксы и т.п.), пришла к человекоподобным, солнечноликим олимпийцам, воплощавшим идею могущества и телесной красоты.

      Согласно  древнегреческим мифам, олимпийцы  принадлежат лишь к третьему поколению богов. В начале, из хаоса, рождается Гея (божество земли), и в свою очередь порождает Урана (божество неба). Затем эта пара богов порождает титанов и титанид, а также циклопов и сторуких великанов. Младший сын Урана Кронос, свергнув отца с небесного престола, всех своих детей (от титаниды Реи) глотал, чтобы избежать участи своего отца, но Рея сумела сохранить своего младшего сына Зевса и в тайне от Кроноса вырастить его, ¾ и теперь уже возмужавший Зевс, сразившись с Кроносом и его небесным воинством, заключил своих врагов в преисподнюю и воцарился на горе Олимп, окружённый антропоморфными, прекрасными лицом и телом божествами.

      Борьба  богов (теомахия), в ходе которой более совершенные, «цивилизованные» боги одерживают верх над звероподобными чудищами древних примитивных верований, уже не нова для нас: подобный сюжет мы встречали в вавилонском мифе о Мардуке и Тиамат. Именно эти вечно юные боги, живущие на горе Олимп и почти во всём, кроме могущества и бессмертия, похожие на людей, вкушающие амброзию и нектар на своих ежедневных пирах, явились главными персонажами знаменитых древнегреческих мифов. Среди них особым вниманием пользовались:

      Зевс ¾ глава пантеона, бог-громовержец;

      Гера ¾ сестра и жена Зевса, богиня домашнего очага;

      Деметра ¾ сестра Зевса, богиня плодородия;

      Персефона ¾ дочь Деметры и Зевса, богиня растительности;

      Аид ¾ брат Зевса, бог подземного царства;

      Арес ¾ сын Зевса и Геры, бог войны;

      Афина ¾ дочь Зевса, богиня ремесла, мудрости и справедливой войны;

      Афродита ¾ богиня любви и красоты;

      Аполлон ¾ бог солнечного света, сын Зевса;

      Артемида ¾ его сестра, богиня охоты и живой природы;

      Гермес ¾ сын Зевса, бог торговцев и путешественников, бог красноречия, «вестник богов»;

      Гефест ¾ сын Зевса и Геры, муж Афродиты, бог огня и кузнечного ремесла;

      Посейдон ¾ брат Зевса, бог моря;

      Дионис ¾ сын Зевса, бог виноделия.

      Эти и многие другие божества были в  глубокой древности покровителями  отдельных земледельческих общин; за пределы каждой такой общины их власть не распространялась. Если община терпела поражение в войне, «поражение» вместе с нею терпел и её бог-покровитель. Ему переставали приносить жертвы, его святилище приходило в запустение. Однако совсем отвергнуть поверженное божество не решались: статую переносили в храм бога-победителя.

      Так постепенно, в ходе борьбы древнегреческих полисов за гегемонию, начала выделяться группа главных богов, а божества второстепенных общин отодвигаются в тень, занимая подчинённое положение. Причём, ко многим из них уже не применяли слово «боги», их стали называть нимфами, демонами, полубогами. В то же самое время растёт значение общегреческих святилищ; все полисы принимали на себя обязательства защищать такие храмы от нападений. Это делало их земли наиболее безопасными для обмена и торговли. Под защиту брались и паломники, направлявшиеся к храмам. Праздники в общегреческих святилищах, для проведения которых полисы заключали временный мир, сопровождались спортивными играми, художественными состязаниями и ярмаркой.

      Особенно  почитаемыми были священные города, центром каждого из них был  общепочитаемый бог, житель Олимпа. Среди них выделялись Афины, Элевсин, Олимпия и Дельфы.

      В Афинах, в специально укреплённом  месте ¾ Акрополе ¾ стоял комплекс храмов, среди которых самым известным был Парфенон: храм, посвящённый Афине-деве. Храм был воздвигнут в эпоху классики, в годы правление Перикла. Его строителями были знаменитые зодчие Иктин и Калликрат. Целла храма была украшена беломраморной статуей Афины. Богиня в одной руке держала золотой щит, а в другой ¾ фигуру богини победы Нике. Ваятелем этой статуи был гениальный Фидий. Во время праздника, посвященного этой богине и проводившегося раз в 4 года (Великие Панафинеи) устраивались музыкально-танцевальные представления, а накануне ночью ¾ факельные шествия. Центральным эпизодом праздника была большая процессия с жертвенными животными и новыми роскошными одеждами для небольшой деревянной статуи Афины, находившемся в соседнем храме Эрехтейоне: афинские девушки ткали их специально для этого праздника в течение нескольких месяцев.

      Другим  священным городом была Олимпия ¾ место проведения олимпийских игр. Там стоял храм, посвящённый Зевсу. По преданию, святилище основал в честь своего отца знаменитый герой Геракл. В храме, заново отстроенном после пожара в середине V в. до н.э., находилась знаменитая статуя Зевса ¾ из золота, дерева и слоновой кости, работы того же Фидия. Это была вершина его искусства: она считалась одним из 7 чудес света.

      Местом  торжественных мистерий, посвящённых  Деметре, считался Элевсин. Это был тот самый город, куда богиня плодородия, возмущённая коварством Зевса, отдавшего без её ведома в жёны богу Царства мёртвых Аиду единственную её дочь Персефону, ¾ ушла с Олимпа, переодевшись в платье простой женщины. Согласно преданию, она какое-то время работала служанкой в доме царя Келея, а затем, вынужденная открыть ему своё настоящее имя, повелела поставить храм в её честь. В Элевсине проводились специальные торжественные действа для посвящённых (мистерии). Считалось, что участникам этих таинств гарантируются нравственное очищение, духовное возрождение и блаженство в загробной жизни.

Информация о работе КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ