Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть религиозно-обрядовые праздники и обычаи Китая.
Объектом исследования является – Китай.
Предмет исследования – религиозно-обрядовые праздники и обычаи Китая.
ВВЕДЕНИЕ
Религиозные праздники играли большую роль в Китае ещё со времён древности. Китайцы на протяжении тысячелетий пользовались лунным календарем для определения точных дат религиозных праздников. И не смотря на то, что после провозглашения Китайской Народной Республики было решено ввести солнечный календарь, религиозные праздники основываются на данных лунного календаря. Срединное государство принадлежит к числу тех стран, где обычаю и обряду отводится важное и почетное место.
Знаменитые «китайские церемонии», о которых в Европе сложилось так много былей и небылиц, далеко не изжиты в гуще китайского народа, и можно с уверенностью сказать, будут существовать еще долго.
Каждый, крупный китайский праздник – своеобразный универсум, в котором присутствуют элементы ликования и страха, магии и карнавала, религиозного таинства и эстетического любования.
Интерес к традиционной культуре народов
мира, а также борьба за сохранение
лучшего из ее достояния в наши
дни стали очень актуальными.
На современном этапе развития науки
отсутствует жесткое
Богатые по содержанию религиозные
китайские праздники имеют
Китайцы – чрезвычайно трудолюбивая нация. Но в череде серых будней, когда приходилось работать от зари до зари, всегда находилось место яркому празднику – ведь это неотъемлемая составляющая духовной жизни любого народа. И несмотря на то, что человек, побывавший в Пекине 10-15 лет назад, сегодня, возможно, не узнал бы город, а Шанхай со своими небоскребами давно напоминает современный западный мегаполис, – большинство жителей Поднебесной помнят и чтут старые обычаи, соблюдают обряды, отмечают религиозные праздники.
В дошедших до наших дней традициях
и празднествах, составляющих мощный
пласт китайской культуры, живет
история нации. В них переплелись
отголоски мировоззрения
Вопросы, посвященные религиозным праздникам, исследованы в работах: Н.В. Абаева, В.С Куликова, В.В Малявина, А.А Маслова.
Понятие религиозного туризма, раскрыты в работах: И.В Зорина, В.А Пронникова, А.Г Шемарина.
Истории и традиции проведения Китайского нового года посвящены работы: Л.Л Гражковской, К.С Васильева, В.С Боголюбова, М.Е Кравцова.
Сущность религиозных
Цель работы – рассмотреть религиозно-
Объектом исследования является – Китай.
Предмет исследования – религиозно-обрядовые праздники и обычаи Китая.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ учебно-методической, отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме, метод сравнения, социологического опроса, а также количественный анализ результатов, полученных в ходе исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 22 источников.
1 РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ КИТАЯ
Богатые по содержанию религиозные
китайские праздники имеют
К эпохе династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) произошло почти окончательное оформление основных праздников. Хань – первая после объединения Китая эпоха, в которую Китай добился значительного всестороннего развития.
Эпоха династии Тан (618 – 907 гг.) стала периодом наивысшего расцвета в истории Китая. К этому времени праздники утратили первоначальное значение обрядов жертвоприношения, проникнутых таинственной аурой, и стали приобретать увеселительный и ритуальный характер. С тех пор праздники стали веселыми, а праздничные обряды – разнообразными и многокрасочными. Некоторые праздники и связанные с ними традиции и обычаи сохранились до наших дней, но некоторые с течением времени утратили колорит или исчезли совсем.
Процесс формирования праздников в Китае – это длительный процесс обогащения истории и культуры нации или государства. В дошедших до наших дней обычаях религиозных праздников живет история нации. Первобытное поклонение, суеверные запреты, светская жизнь, дух народа, влияние религии, все это переплетается в обычаях и традициях праздников.
Героями некоторых праздников стали исторические личности. Справляя эти праздники, китайский народ хранит память о них. Большое влияние на формирование многих праздников оказала смена сезонов по лунному календарю. Согласно традиционному китайскому календарю, год делится на 24 сезона. Эти точные разграничения смены сезонов служат для крестьян важным руководством в ведении сельского хозяйства. 24 сезона лунного календаря почти полностью сформировались к эпохе Воюющих царств «Чжаньго» (475 – 221 гг. до н.э.) [5]
В Китае Новый год издревле был и остается главным, истинно всенародным праздником – самым торжественным, самым радостным, самым шумным и продолжительным. Одна из важнейших, черт традиционной китайской культуры является акцент на органической связи человека и природного мира.
В новогоднем празднике отражаются многие стороны культуры и быта китайцев – от религиозных верований и семейного уклада до хозяйственной деятельности и эстетических вкусов: мифологические представления и культы, фундаментальные жизненные ценности и принципы социальной организации китайцев.
Религиозной основой новогодних празднеств китайцев являлась, магия плодородия, призванная обеспечить победу животворного тепла над смертоносным холодом.
Обычай праздновать Новый год в конце зимы восходит в Китае к древнейшим временам. Однако дата Нового года и формы праздничной обрядности, разумеется, не оставались неизменными в ходе исторического развития китайской цивилизации. [7]
Празднование Нового года служит наглядным примером единства и многообразия китайской цивилизации. При общности основных черт новогодней обрядности во всех слоях китайского общества и на всей территории Китая конкретные формы обрядов и даты их проведения имели множество сословных, региональных и локальных особенностей.
Подготовка к встрече Нового года занимала большую часть последнего месяца уходящего года «месяца ла», следовавшего свое название от древнего праздника Нового года.
На рынках и улицах городов день
ото дня росло число торговцев,
продававших специальные
Кредиторы использовали все средства для того, чтобы вернуть данное в долг, вплоть до устройства на ночлег у дома должника и даже физической расправы над ним, а должникам, не имевшим надежды «спасти лицо», приходилось скрываться вдали от дома или в местном храме, жертвуя церемонией встречи Нового года в кругу семьи.
В императорском Китае в один из трех дней, с 19-го по 21-е число последнего месяца, все государственные канцелярии и учреждения закрывались на новогодние каникулы, длившиеся целый месяц. На месяц прерывались и занятия в школах.
На Севере и во многих районах
Южного Китая существовал обычай
украшать вход ветками ели, кипариса
или сосны, связанными красными бумажными
лентами, потому что кипарис и
сосна издревле были в Китае символами
бессмертия и душевного благородства.
Внутренние покои дома также украшались
многочисленными
Наибольшей популярностью
Благопожелательный смысл
Особенной популярностью пользовались изображения золотой рыбки и карпа, означавшие «прибыль и достаток».
Среди новогодних украшений дома почетное место отводилось цветам, в первую очередь пионам, символизировавшим богатство и знатность. Обычай требовал в Новый год ставить по обе стороны семейных алтарей вазы с цветами.
Многие выставляли целые букеты из пионов, орхидей, веток айвы и корицы, поскольку сочетание их названий, произнесенное вслух, можно было воспринять как фразу с хорошим смыслом: «богатство и знатность яшмовых покоев».
Обычай требовал в Новый год ставить по обе стороны семейных алтарей вазы с цветами. Многие выставляли целые букеты из пионов, орхидей, веток айвы и корицы, поскольку сочетание их названий, произнесенное вслух, можно было воспринять как фразу с хорошим смыслом: «богатство и знатность яшмовых покоев».
На Новый год в доме устраивали «дерево», с которого трясут деньги. В чашу насыпали горкой вареный рис, обкладывали его фруктами, а поверх клали хурму, в которую вставляли ветку кипариса. К ветке с помощью красных нитей привязывали медные монеты. «Денежное дерево» было призвано обеспечить богатство и благополучие в будущем году.
Обязательной принадлежностью новогоднего убранства дома были масляные фонари, нередко с начертанными на них «счастливыми" иероглифами». Фонари играли двоякую роль: изначально они воплощали благородную силу света, разгонявшего темные силы, со временем же их стали воспринимать в первую очередь как украшение новогодних торжеств. [6]
После того как дом и все, что в нем находилось, было надежно защищено от посягательств нечисти и надлежащим образом украшено, следовало отдать последнюю дань уходящему году. Во многих районах Китая 29-й день последнего месяца был днем для визитов к родственникам и друзьям. Для того чтобы "проститься с годом" ученикам полагалось посещать своих учителей. Замужние дочери должны были навестить своих родителей. Это был день всеобщего прощения и благотворительности, когда следовало помогать нуждающимся.
Как только заканчивается праздник Нового года, в ночь на 15 число первой луны начинается другой веселый и торжественный праздник – Праздник Фонарей «Дэнцзе». Ночью, во время этого праздника, весь Китай залит огнями разноцветных фонарей.
Чем искуснее сделан фонарь, тем выше престиж семьи, которая его демонстрирует. Поэтому каждый год можно найти тысячи типов фонарей и еще больше нововведений и новых образцов.
Бывают фонари в виде больших шаров, в форме правильных кубов и других геометрических фигур, бумажные и стеклянные, фонари в виде китайских вееров, домов и нынешние новшества – автомобилей, аэропланов и трамваев. Также распространены фонари с движущимися фигурами внутри, например, со скачущими конями: фигуры животных вырезаются из бумаги, вставляются в фонарь и перемещаются по кругу механизмом, приводимым в движение теплом свечи.
Начинается великий праздник фонарей,
который еще более