Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть религиозно-обрядовые праздники и обычаи Китая.
Объектом исследования является – Китай.
Предмет исследования – религиозно-обрядовые праздники и обычаи Китая.

Вложенные файлы: 1 файл

kitay (1).docx

— 70.54 Кб (Скачать файл)

В Пекине, в это время на улицах устраиваются процессии, напоминающие последний день карнавала с танцорами на ходулях, в фантастических одеяниях, служащими особой приманкой для публики. Все это время люди любуются волшебно красивыми фонарями и многоцветным фейерверком.

В ночь на праздник «юаньсяо» наступает первое полнолуние в новом году по лунному календарю. Огни фейерверка из зажженных фонариков на фоне круглой Луны на небосводе приобретают особое очарование. [2]

В народе сохранился обычай готовить на праздник Фонарей «юаньсяо» круглые галушки из рисовой муки с разнообразной начинкой – это может быть начинка из смеси сахара, масла, роз, кунжута, пюре из фасоли, грецких орехов или пюре из фиников. «Юаньсяо» варят, парят или обжаривают и подают в качестве десерта. Существует поверье, что, вместе отведав «юаньсяо», вся семья будет всегда вместе и жить счастливо.

Во многих провинциях Китая день «Юаньсяо» также называется днём «изгнания ста болезней», каждый год женщины вешают на стену дома узелок, в который вплетены пути всех несчастий, чтобы они там, внутри узелка, блуждали и не могли выбраться наружу. В наши времена Праздник Фонарей повод для семейного ужина в уютной гостиной, с подачей к столу белых шариков «Юаньсяо» на десерт. Улицы городов украшены фонариками, люди желают друг другу здоровья и счастья.

Самая важная традиция этого праздника  – любование фонарями. В эпоху Хань (206 век до нашей эры - 220 век нашей эры) буддизм широко распространился в Китае. Узнав, что у монахов существует традиция медитировать на мощи Будды 15 числа первого месяца и в знак почтения к основателю учения нужно зажигать фонари, император приказал в этот день вечером зажигать фонари у себя во дворце и храмах в знак уважения к Будде. Впоследствии этот ритуальный буддийский праздник полюбился простому народу, постепенно стал торжественным религиозным народным праздником и распространился по всему Китаю. «Эти красочные и веселые ночи праздника фонарей под луной, которая светит ярче, чем все фонари, завершают праздник – после более чем месяца церемоний, пышных зрелищ и торжеств. Так китайцы проходят «цикл очищения», начинается изгнанием духов и продолжается подготовкой, принять благоприятные знаки и духовные силы. Этот праздник был, есть и будет религиозным, не смотря на то, что великолепные выставки фонарей, заставляют жителей покинуть свои дома.[8]

 

 

    1. Праздник поминовения усопших

Главным религиозным праздником является праздник «Цинмин», праздник «чистого света», отмечающийся спустя 105 дней после зимнего солнцестояния (5-6 апреля по новому стилю). Праздник «Цинмин» – самый важный в Китае праздник «поминовения усопших». Ханьцы совершают обряды поминания предков и посещают могилы умерших родственников. Праздник «Цинмин» своеобразный китайский аналог родительского дня в России.

В простонародье «Цинмин» называется Праздником подметания могил, поскольку он непосредственно связан с китайской культурной традицией культа предков. Каждый год в этот день в разных краях Китая происходят массовые посещения могил. На кладбищах собирается множество людей, дороги, ведущие к кладбищам, тоже переполнены народом.

В древности же обряд поминовения  усопших происходил по другому, более  сложному сценарию. «В день посещения  могил глава семейства с утра отбивал поклоны предкам у  домашнего алтаря, принося в жертву: пять, восемь или десять блюд с мясом, пельмени и вино. Затем члены семьи, захватив с собой заготовленную провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения: курительные палочки, жертвенные деньги, хлопушки и прочее, отправлялись к семейному кладбищу. В большинстве районов Китая на эту прогулку семьи выходили в полном составе, что для незамужних девушек предоставляло редкую возможность прервать домашнее затворничество и побывать на людях.

Придя на место, участники церемонии  первым делом приводили в порядок  могилы (иногда это делалось заблаговременно) убирали сорную траву, поправляли могильный холмик, обновляли надписи на могильных плитах и прочие. По правую руку от могилы выставляли подношения небесному владыке и Божеству земли: три мясных блюда, три чашки вина, пару свечей и три курительные палочки. Закончив чествование Божества земли, глава семейства и его помощники ставили по обеим сторонам надгробной плиты зажжённые свечи. Каждая семья старалась как можно лучше угостить своих предков.

Весьма желательными считались  в данном случае «три животные жертвы»  свинина, баранина и курица. Богатые люди нередко преподносили зажаренных целиком свинью, барана и курицу. Жертвовались разнообразные блюда: рыба, овощи, фрукты, сладости, чай, вино. Глава семьи, опустившись перед могилами на колени, произносил короткую молитву и отбивал три поклона. Вслед за ним поклонение совершали по очереди все домочадцы. В дар душам умерших, а также богам сжигались пачки жертвенных денег, причём на них нередко выливали чашку вина.

В наши дни обряд поминовения  усопших гораздо проще, чем был  в древности: обычно люди приходят на могилы предков, приводят могилы в порядок, приносят цветы, пищу и любимые вещи умерших, зажигают курительные палочки, жгут «жертвенные деньги», почитают память поклонами перед табличками с именами умерших.

В древности же обряд поминовения усопших проходил по-другому. «В день посещения могил глава семейства с утра отбивал поклоны предкам у домашнего алтаря, принося в жертву: пять, восемь или десять блюд с мясом и вином. Затем члены семьи, захватив с собой заготовленную провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения: курительные палочки, жертвенные деньги, хлопушки и прочее, отправлялись к семейному кладбищу. [13]

В большинстве районов Китая  на эту прогулку семьи выходили в  полном составе, что для незамужних девушек предоставляло редкую возможность  прервать домашнее затворничество и  побывать на людях. Придя на место, участники церемонии первым делом приводили в порядок могилы. По правую руку от могилы выставляли три мясных блюда, три чашки вина, пару свечей и три курительные палочки. Закончив чествование Божества земли, глава семейства и его помощники ставили по обеим сторонам надгробной плиты зажжённые свечи.

По всему Китаю принято оставлять  на могилах пачку жертвенных денег. Все эти обряды, символизируют  преданность потомков их предкам. Бумажные деньги или импровизированные изгороди из остатков пищи свидетельствуют о том, что могилы находятся под присмотром живых.

Праздник Цинмин приходится на весенние дни, когда начинает проступать первая зелень и повсюду чувствуется свежее дыхание весны. С древности в Китае сохранилась традиция совершать на праздник Цинмин весенние прогулки. Раньше весёлые пикники в день весеннего праздника называли в Китае «гулять по весне, любоваться пейзажем». Многие спешили посетить памятные или известные своей красотой места, другие просто отдыхали среди расцветавшей природы.

Запуск бумажных змеев – одно из самых любимых развлечений в дни праздника Цинмин. Их запускают и в другие дни, но именно в Цинмин змеев запускают и днем и ночью. К змеям или вдоль нити привешивают гирлянды разноцветных маленьких фонариков, которые сверкают в ночном небе, словно яркие звезды. Эти фонарики называют «волшебными».

Праздник Цинмин является одним из важнейших праздников китайского народа. Сейчас он больше похож на родительский день в России, когда родственники и близкие отдают дань памяти своим близким и друзьям. [9]

1.4 Праздник лета

Этот праздник также называют праздником «Лодок-Драконов». Раньше его называли «Дуньянцзе» (праздник Летнего солнцестояния, праздник нахождения солнца в зените). Настроение этого праздника заметно отличается от оптимистического тона новогодних и весенних торжеств. Теперь, когда в полях зреет новый урожай, а год прошел уже почти половину своего пути, люди должны защищать себя от темных сил, угрожающих их благополучию. «С древности 5-й месяц был в народе несчастливым, поэтому праздник «двойной пятерки» всегда сопровождался изготовлением разного рода талисманов и оберегов.

Наибольшей популярностью традиционно  пользовались листья полыни и пальмового дерева, ветви персика, ивы, гранатового  дерева, кусочки пестрого шелка.

Существовал обычай на дверях дома к  этому дню вешать изготовленные  из полыни фигурки человечков или  тигров, обвязывать руку, разноцветными шелковыми нитями».

В наши дни также принято в  этот день на шею детям надевать разноцветные амулеты, изображающие тигра  и наполненные полынью, которые  отгоняют злых духов и приносят удачу.

Главным обрядом праздника «двойной пятерки» является гонки лодок с  фигурами драконов на носу, так называемых лодок-драконов. По легенде возникновение  этого праздника связано с  памятью о китайском поэте-патриоте Цюй Юане, который служил министром при правителе государства Чу. Он имел огромное влияние, у него было куча завистников при дворе. Цюй Юань много раз обращался к царю с предложениями о реформах, направленных против коррупции, упадка и политической деградации. Но тот, поверив доносам завистников Цюя, выгнал его из столицы. На чужбине поэт, угрызаемый тоской по своей родине, и создал самые выдающиеся свои произведения, отразившие его любовь к родине и беспокойство по поводу её будущего. В 278 году до нашей эры войска царства Цинь захватили столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, не смог этого перенести и пятого числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку Милоцзян. [10]

Теперь в этот день, в честь  памяти поэта, организуются соревнования лодок, нос и корма которых  украшены драконьей головой и  хвостом. Этим гонкам примерно столько  же лет, сколько Олимпийским играм. Они зародились более 2 500 лет назад на берегах великой реки Янцзы и были частью программы праздника в честь водного дракона.

Начинается парад лодок – драконов. Эти лодки отличаются от обычных; «они велики – до ста футов в длину – и так узки, что двое членов команды едва усаживаются рядом. Корпус лодки имеет форму дракона, а высокий ее нос сделан в виде жадно распахнутого рта зверя с его опасными клыками. Бока пестро раскрашены и позолочены. Команда состоит не только из гребцов, но и из других людей, размахивающих флагами, играющих на цимбалах или бьющих в гонг».

Парад лодок – драконов сопровождается оглушительным шумом, волнующим как команды лодок, так и зрителей. Команды лодок представлены различными гильдиями или клубами либо членами любых двух команд.

 Данные соревнования – это волнующее эстетическое зрелище: стройные, блестящие лодки, проносящиеся по воде, как стрела. Движения команды в высшей степени согласованы и ритмичны, одна единственная ошибка любого из гребцов опрокинет лодку.

Вечером, после гонок, происходит другое событие праздника, когда по реке идет парад лодок, украшенных разноцветными  фонарями. «Они медленно проходят мимо толп, появляясь на тихой, тепловатой, темной воде, как феи, и снова исчезая  в фосфоресцирующих отблесках летней ночи». [20]

1.5 Праздник середины осени

Праздник середины осени «Чжунцюцзе» известен в Китае с глубокой древности и завершает сезон полевых работ, уборки и обмолота урожая. Он празднуется 15 числа 8-го месяца по лунному календарю. В этот день вечером на небе светит полная луна, китайцы говорят, что именно в эту ночь она самая полная и самая красивая. С этим праздником тесно связана одна легенда. В глубокой древности на небе было 10 солнц. Они так сильно нагревали Землю, что вся вода испарялась, и земля ссыхалась и трескалась, люди жили в очень суровых условиях. Однажды это обстоятельство сильно тронуло могучего стрелка Хоу И.

Он поднялся на вершину горы Куньлунь, натянул свой лук и одним выстрелом сбил 9 солнц. А оставшемуся солнцу он приказал через определённое время заходить и восходить. Температура на Земле нормализовалась, и у людей появилась благоприятная среда для существования. Хоу И назвали великим героем Поднебесной, избавившим людей от страданий. Вскоре после этого Хоу И взял в жёны красавицу жену Чан Э и стали они жить в мире и согласии.

Однажды Хоу охотился в лесу и встретил пожилого даоса. Его доброта и благородство очень понравились даосу, и он дал стрелку пилюлю бессмертия, сказав, что если её проглотить, то станешь Святым, вознесёшься на Небо и никогда не умрёшь.

Через некоторое время о пилюле узнал ученик Хоу, Пэн Мэн, который, воспользовавшись моментом, когда хозяин был на охоте, пробрался в комнату Чан Э и, угрожая ей расправой, стал требовать отдать ему пилюлю.

Понимая, что она не сможет противостоять  силе Пэна, и что он, в конечном счёте, заберёт пилюлю, Чан Э сама проглотила её. Как только она это сделала, она сразу почувствовала, что стала лёгкой, как облако. Затем она взлетела и вылетела в окно, устремившись в небо. Ей очень не хотелось расставаться с мужем, поэтому она выбрала место самое близкое к человеческому миру – луну и стала Богиней луны. Когда Хоу вернулся с охоты, служанки со слезами рассказали ему о случившемся. Это было 15 числа 8 месяца. Он впал в сильное отчаяние и вышел на балкон. На небе светила полная луна, он вознёс руки к луне и, рыдая, громко стал по имени звать свою любимую.

В этот миг он увидел, что лунный диск – красивый и яркий как никогда и на нём видна движущаяся тень, похожая на образ его жены. Хоу И приказал слугам поставить специальный стол, а на стол положить свежие фрукты, которые так любила Чан Э. После того, как люди узнали, что Чан Э стала Богиней луны, они стали радоваться, делать подношения из фруктов и молить Чан Э, чтобы она несла им счастье и благополучие. [3]

Каждый год праздник Середины осени совпадает с полнолунием, а луна, как главный носитель одного из двух видов энергии в китайском миропонимании, в символическом плане связана с жизнеохраняющим вектором, со сменой фаз и циклов, с началом нового отрезка времени. Полная луна – это символ всех воссоединившихся членов семьи, собранных вместе.

Информация о работе Китай