Классический танец как средство формирования исполнительской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время самодеятельное творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве

Содержание

I. Введение
II. Глава I. Исследование состояние проблемы развития самодеятельного хореографического творчества.
1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов
1.2. Структура ансамбля народного танца
1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца
III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца
2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев
2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры
Ансамбль народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
IV. Заключение
V. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 120.91 Кб (Скачать файл)

3. Выявить элементы классического  танца, восполняющие недостающий  эффект в формировании исполнительской  культуры народных ансамблей.

Методы исследования: поиск первоисточников народного и классического танцев, практический анализ, синтез.

Данная курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы использованного в работе, приложения.

 

 

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется: необходимостью многоаспектной характеристики детского хореографического творчества; выявлением закономерностей и особенностей в его историческом развитии; а также отсутствием специальных работ, посвященных рассмотрению и анализу этой проблемы в целом.  
 
Степень научной разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли в исследовании закономерностей развития искусства танца. Приступить к изучению обозначенной в диссертации проблемы позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, Ю.М. Чурко, А.М. Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.  
 
Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные психологии искусства и вопросам художественного восприятия. Для данной работы ключевыми являются проблемы соотношения «психологического» и «художественного» как фундаментальных категорий теории искусства и психологии искусства (Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев и др.), значения эмоциональных переживаний в процессах художественного творчества и художественного восприятия (Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, Т.Е. Шехтер и др.), выявления специфических особенностей эстетического восприятия (М.С. Каган и др.), а также психофизиологических особенностей восприятия художественного творчества (В. Зигфрид).  
 
Проблеме детского самодеятельного хореографического творчества, различным его аспектам посвящено значительное количество трудов. Анализ указанной литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методики преподавания хореографических дисциплин, методических указаний по формированию детского репертуара.  
 
Объект исследования – детское самодеятельное хореографическое творчество.  
 
Предмет исследования – специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста.  
 
Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса о специфике работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста.  
 
Основные задачи исследования:  
 
- рассмотреть детское хореографическое творчество в пространстве современного хореографического искусства;  
 
- изучить многожанровость репертуара как основная тенденция детского хореографического творчества;  
 
- рассмотреть особенности методики работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста;  
 
- изучить влияние хореографии на психологическое и физическое здоровье учащихся.  
 
Теоретико-методологически основанием данного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии искусства и педагогике искусства. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:  
 
- понимание искусства как сферы особого культурного опыта (Д.С. Лихачев, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, М.С. Каган, В.В. Бычков, О.А. Кривцун, Ю.Б. Борев, Е.Г. Яковлев и др.);  
 
-психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Л.Я. Дорфман, О.А. Кривцун, М.С. Каган, Ю.Б. Борев, П.В. Симонов, В. Зигфрид и др.);  
 
-понимание культурной традиции как способа осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для современного развития (Д.С. Лихачев, А.С. Запесоцкий, В.Г. Лукьянов и др.);  
 
Важной теоретико-методологической основой является литература, посвященная истории и теории балета, закономерностям развития искусства хореографии, в целом искусству сценического танца (Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухов, В.М. Красовская, Ю.И. Слонимский, К.Я. Голейзовский, Ю.А. Бахрушин, Е.Я. Суриц, В.В. Ванслов, В.М. Гаевский, А.А. Соколов-Каминский, Ю.М. Чурко, Г.Н. Добровольская, Н.Е. Шереметьевская, Н.Ю. Чернова, И.В. Ступников, А.П. Кириллов, А.А. Сапогов, Д.Н. Катышева и др.).  
 
 
 
Источники исследования:  
 
- научные труды, соответствующие теме нашего исследования (теория и история искусства, эстетика, психология искусства, педагогика искусства);  
 
- литература, посвященная истории зарождения, становления и развития самодеятельного хореографического творчества (Н. Каржанский, М.Д. Яницкая, А.А. Жуков, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, В.И. Уральская, Т.В. Пуртова, В.М. Захаров, А.Л. Сокольская, Ю.М. Чурко, Б.Н. Соколкин и др.);  
 
- учебно-методические пособия, статьи, обобщающие опыт работы с детьми по танцу в разные годы, репертуарные сборники, предназначенные непосредственно для детского самодеятельного хореографического творчества (Е.В. Конорова, В.В. Окунева, В.Н. Светинская, В.П. Ивинг, Е.В. Голикова, Л.Н. Богаткова, В.С. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Ю.И. Громов, Т.Б. Хазанова-Нарская, М.С. Боголюбская, Т.В. Пуртова и др.);

Заключение:

Заключение На основании вышеизложенного в данной работе мы пришли к выводу, что история развития детского самодеятельного творчества – это не только история изменений, но и история накопления художественных ценностей. Эволюция развития детского танцевального творчества являет собой пример постепенного движения по восходящей, так как связана не только с распространением детской хореографической культуры вширь, охватывая своим влиянием все большее количество подрастающего поколения, но и вглубь, неуклонно повышая уровень освоения художественных ценностей. Рассматривая многожанровость репертуара как ведущую тенденцию современного детского хореографического творчества, мы считаем, что закономерность и актуальность ее становления заключается не только в стремлении найти формы отражения быстро меняющегося мира, но в живом влечении «современности к непрестанной смене переживаний, к нервной концентрации возможно многоликих и многообразных ощущений на протяжении наименьшего извива времени, обусловленном возрастанием на современном этапе духовных факторов развития. Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Использование хореографии как предмета образовательной области «Искусство» в учебном плане общеобразовательной школы и разработка программы по этому предмету, включающей минимальный и оптимальный объём изучаемого материала для каждой ступени обучения, диктуется острой необходимостью, обусловленной существующем положении со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед школой задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности. 2. Эффективность влияния занятий танцем на разностороннее развитие ребёнка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования. 3.Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребёнка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребёнка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека. 4. Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъём, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у учащихся специальных хореографических способностей. 5. Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание. 6. Предложенные пути и способы интеграции учебного материала предмета «Хореография» с предметами гуманитарного цикла, позволяют гармонично включить этот предмет в образовательное пространство школы. Также мы пришли к выводу, что основным в работе хореографа-педагога, можно считать воспитание полноценной творческой личности путём создания условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся, используя разнообразные формы работы с ними, которые могут дать высокие результаты только в комплексном применении.

 

Глава I.

1.1. Состояние, проблемы, перспективы  развития современного  самодеятельного художественного  творчества.

 

     Как свидетельствует  практика многих российских регионов, общество прирастает новыми театрами, государственными и общественными  музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств - словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.

     Но, к сожалению, трансформация политической, экономической и социальной систем России, не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами «транслирования» достояний культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации - радио, телевидение и многое другое. С другой - значительное место в подготовке и передаче «продуктов» культуры по-прежнему занимают самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры, которые переживают нынче тяжелые времена. Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительной работы; они либо отданы в аренду случайным организациям, либо того хуже - проданы с молотка. Многие из них потеряли часть структурных художественных подразделений, возникли новые виды творческих коллективов типа клубов любителей гитары, джаза, авторской песни и т.п. Однако «классические» творческие объединения, среди которых ведущее место принадлежит хоровым и хореографическим коллективам, оркестрам народных инструментов, по-прежнему активно занимаются удовлетворением и развитием художественно-эстетических запросов населения благодаря творческому потенциалу участников этих коллективов.  
      Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры.   Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм.. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.

     С переводом  культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения, и тем самым самодеятельное художественное творчество. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".

     Но ведь  сущностный смысл самодеятельных  художественных коллективов, профессий  культработника как раз и кроется  в умении привлечь людей и  помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и  самообразования.

     В деятельности  очагов культуры есть не только  тупики, заставляющие напрочь отказаться  от вчерашней практики и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого самодеятельного творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.

 

1.2. Влияние художественной  самодеятельности на развитие        современного    общества.

     Художественная  самодеятельность справедливо рассматривается  в наше время как мощное  массовое движение в области  искусства, как процесс создания  условий для мотивационного выбора  личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется  потребностями личности, ее интересами.

     Наслаждение, получаемое от культурно-творческой  деятельности, расширяет художественный  кругозор личности, а также способствует  реализации социальных функций  культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Именно художественное самодеятельное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

     Одной из  активных форм культурно-творческого  аспекта деятельности является  неорганизованное любительское  исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих запросов и интересов в самодеятельном художественном творчестве. Первым шагом к художественному самодеятельному творчеству, безусловно, является инстинктивное поведение личности. Непроизвольно проникающее искусство, как в массовое действо, так и во внутренний мир человека, отражается на неоднородность восприятия его и определяется той меркой, какая наиболее приемлема имеющейся среде обитания. Передаваемые традицией культурные ценности имеют воздействие на формирование «идеала», так как жизненный путь их бесконечен.

    Таким образом, сущность и смысл современной  художественной самодеятельности  состоит в непосредственном приобщении  широких слоев населения к  занятиям искусством, совладению  навыками художественного творчества, во внедрении творчества в  повседневный быт.

     Термин “художественная  самодеятельность” можно толковать  двояким образом — в широком  смысле и в более узком, конкретном. Художественная самодеятельность  в широком смысле — это вообще  вся сумма первичных проявлений  художественной инициативы масс, не предполагающая никаких специальных  форм организации. С этой точки  зрения все, что создается за  пределами профессионального искусства, можно назвать самодеятельностью. Работа в клубных и школьных  кружках, деятельность агитбригад, творчество “неорганизованных”  авторов, песни современных “рапсодов”, как окрестил их Ю. А. Андреев,—  все это самодеятельность, самодеятельность  в широком смысле. Самодеятельные  коллективы организуются при  заводах, клубах, дворцах культуры, воинских частях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и т. д. Они состоят из любителей, совмещающих занятия в кружках со своей основной профессией.

     Художественная  самодеятельность выступает как  своеобразная форма занятий искусством, приобщения к нему, как новая  форма организации масс в целях  вовлечения их в художественное  творчество. Основная специфика  этой формы состоит в том, что  массы людей, профессионально занятых  в различных сферах производства  и обслуживания, не порывая своих  производственных связей, в то  же время систематически и  постоянно отдают занятиям искусством, творчеству часть своего времени  и как бы получают дополнительную  — художественную — специальность.

     Не всякое  любительское занятие искусством  может быть отнесено к художественной  самодеятельности. Художественная  самодеятельность в собственном  смысле слова начинается там, где занятия искусством перестают  быть личным делом, ограниченным  семейным или Дружеским кругом, и приобретают более или менее  широкий общественный характер  и общественную направленность. Другими словами, художественная  самодеятельность предполагает, во-первых, определенную степень общественной  организации и, во-вторых, обращение  к определенной аудитории зрителей  или слушателей. А это в свою  очередь предполагает такой уровень  художественной подготовки, при  котором участники самодеятельности  способны ответить своим искусством  на эстетические требования времени.

Информация о работе Классический танец как средство формирования исполнительской культуры