Классический танец как средство формирования исполнительской культуры
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:54, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время самодеятельное творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве
Содержание
I. Введение II. Глава I. Исследование состояние проблемы развития самодеятельного хореографического творчества. 1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов 1.2. Структура ансамбля народного танца 1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры. 2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры 2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца 2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев 2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры Ансамбль народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества. IV. Заключение V. Список используемой литературы
27. О партийной и советской
печати (сборник документов). М.:-1954.-344с.
28. Пасютина В. Волшебный мир
танца. М.:-1985.-223с.
29. Повесть временных лет.
Ч. 1. М-Л.:-1950.
30. Рогозин И.В. Танец в
коллективе художественной самодеятельности.
М.:-1960.-160с.
31. Русские народные танцы.
М.:-1957.-184с.
32. Соковикова Н.В. Ст. Кризис
хореографии в России. Взгляд изнутри./Ввдение
в психологию балета. Новосибирск. 2006.
33. Соковикова Н.В. Рукопись,
лекция.
34. Станиславский К.С. Собрание
сочинений. Т 3.
35. Стенюшина А., Ткаченко Т.С.
Танцевальный коллектив в клубе. М.:-1962.
36. Тарасов Н. Школа мужского
исполнительства. 2-е издание. М.:-1981.-479с.
37. Ткаченко Т.С. Народный
танец. М.:-1967.-656с.
38. Уральская В.И. Природа
танца. М.:-1881.-112с.
39. Уральская В.И. Поиски и решения.
М.:-1881.
40. Устинова П. Русский
народный танец. М.:-1976.-151с.
41. Чижова А. Танцует «Берёзка».
М.:-1983.
42. Франгопуло М. На уроке
А.Я. Вагановой.
С детьми занимаются
высококвалифицированные педагоги-хореографы
и педагоги-репетиторы. В коллективе ведется
активная работа по совершенствованию
профессионального уровня исполнительского
мастерства. Помимо этого, педагогами
ансамбля проводится большая воспитательная
и организационная работа.
Занятия в ансамбле
проводятся по возрастным группам. Каждая
группа занимается по своей специально
разработанной программе, учитывающей
психофизические и возрастные особенности
каждой отдельно взятой группы.
Обучение
проводится в 3 этапа:
Освоение азов ритмики,
азбуки классического, а также народного
танца. Формирование музыкальной и танцевальной
культуры.
Совершенствование
полученных знаний, музыкального мышления,
воображения, вкуса. Продолжение изучения
классического экзерсиса (как основы правильного
физического развития и ритмического
воспитания).
Изучение и исполнение
народно-характерных танцев.
Знакомство с современными
танцевальными направлениями.
Экзерсис на полу (гимнастика
«par terre») – для развития физических
данных ребенка; укрепления мышц спины
и брюшного пресса, внутренние группы
мышц бедер, а также релаксации связок голеностопа, коленных и тазобедренных суставов; способствует развитию таких необходимых для занятия танцем данных как шаг, выворотность, подъем и гибкость.
Концертно-сценическая
деятельность.
Творческая жизнь участников
ансамбля «Сувенир» богата концертами,
фестивалями, конкурсами. Коллектив ансамбля
не раз был отмечен грамотами и дипломами
городских и окружных программ, а также
становился победителем международных
конкурсов и фестивалей.
Обоснование культурной
значимости и необходимости функционирования
данного коллектива в клубных учреждениях.
Среди множества форм
художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое
место. Занятие танцем не только учат понимать
и создавать прекрасное, они развивают
образное мышление и фантазию, дают гармоничное
пластическое развитие.
Хореография, как никакое
другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического
совершенствования ребенка, для его гармоничного
духовного и физического развития. Танец
является богатейшим источником эстетических
впечатлений ребенка, формирует его художественное
«я» как составную орудия «общества, посредством
которого оно вовлекает в круг социальной
жизни самые интимные и самые личные стороны
нашего существа» (Выготский Л.С. «Психология
искусства» М.1968 г. С.317).
Синкретичность танцевального
искусства подразумевает развитие чувства
ритма, умение слышать и понимать музыку,
согласовывать с ней свои движения, одновременно
развивать и тренировать мышечную силу
корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия хореографией
дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Используемые
в хореографии движения, прошедшие длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное
воздействие на здоровье детей.
Занятия танцем формируют
правильную осанку, прививают основы этикета
и грамотной манеры поведения в обществе,
дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное
значение как средство воспитания национального
самосознания. Получение сведений о танцах
разных народов и различных эпох столь
же необходимо, как изучение всемирной
истории и этапов развития мировой художественной
культуры, ибо каждый народ имеет свои,
только ему присущие танцы, в которых отражены
его душа, его история, его обычаи и характер.
Изучение танцев своего
народа должно стать такой же потребностью,
как изучение родного языка, мелодий, песен,
традиций, ибо в этом заключены основы
национального характера, этнической
самобытности, выработанные в течении
многих веков.
Сегодня в нашей стране
в многочисленных кружках, ансамблях народного,
классического, современного танца занимаются
сотни тысяч детей. Проводятся фестивали
и конкурсы, демонстрирующие достаточное
количество хорошо обученных, хореографически
грамотных ребят. В самодеятельность приходят
профессиональные педагоги, передающие
подрастающему поколению юных танцоров
свои знания и опыт.
1.1 Автобиографические
сведения об авторе программы
и его профессиональной деятельности
Казарян Елена Владимировна.
Образование – Московское областное культурно-просветительное
училище. Специальность: клубный работник,
руководитель самодеятельного хореографического
коллектива. Прошла повышение квалификации
в Научном Центре «Университет» на базе
факультета «Дошкольная педагогика и
психология МГПУ».
Места работы:
1979-1980 гг. – артистка балета Московского
Государственного цирка на Проспекте
Вернадского;
1984-2005 гг. – артистка балета МКО «Эстрада»;
1998-по настоящее время – художественный
руководитель хореографического ансамбля
«Сувенир».
Стаж работы: 35 лет 5 месяцев.
Во время работы в МКО
«Эстрада» участвовала во Всероссийских
и Международных конкурсах и программах,
проходивших в Москве, США, Египте, Румынии,
Японии, Иордании.
2. Методическая
часть программы:
2.1. Паспорт
программы.
Название
программы: Хореографический
ансамбль «Сувенир».
Цели:
Воспитание всесторонне
развитой личности ребенка и развитие
ее потенциала средствами хореографии;
Организация творческого
досуга детей и подростков;
Пропаганда национальной
культуры и искусства;
Поддержка и развитие
Народного коллектива хореографического
ансамбля «Сувенир».
Место проведения:
ДК «Зодчие», сцена ДК «Зодчие», сценические
площадки города Москвы, России, стран
ближнего и дальнего зарубежья.
Техническое
обеспечение:
Хореографические залы, оборудованные
зеркалами и станками, музыкальный центр,
музыкальный инструмент, раздевалка, костюмерная,
сценические костюмы.
Адресат
программы:
Программа
адресована крупным учреждениям, школам,
детским садам, хореографам, культурным
и клубным работникам и всем тем, кто заинтересовался
творчеством хореографического ансамбля
«Сувенир».
Предполагаемая
широта охвата участников:
Численность постоянного состава участников
коллектива – 50 человек;
Численность временных участников коллектива
– 30 человек.
Допустимое
наполнение:
Максимально допустимое количество детей
на первом занятии, исходя из площади санитарных
и этнических норм – 20 человек.
Продолжительность
учебной программы и отдельного занятия: Продолжительность
учебной программы – 5 лет;
Продолжительность
одного занятия:
Дети 3,5-5 лет – 45 минут
(1 академический час)
Дети 6-7 лет – 1 академический
час
Дети 8-9 лет – 2 академических
часа
Дети 10-12 лет – 2 академических
часа
Дети 13-16 лет – 2 академических
часа
Расписание
занятий:
Дети 3,5-5 лет занимаются
2 раза в неделю.
Остальные группы –
3 раза в неделю.
Утренние и вечерние
занятия.
Условия
приема в коллектив:
Для работников ДК
«Зодчие» занятия бесплатные;
Льготы многодетным
семьям;
На усмотрение руководителя.
4. Обоснование деятельности
коллектива в ДК «Зодчие»
4.1 Перспективы
развития коллектива – стратегические
цели и трактовка развития.
Максимальные
задачи, воплощающие профессиональный
идеал руководителя коллектива:
Формирование интереса
к традиционной русской культуре и культуре
других народов мира
Пропаганда национальной
культуры и искусства
Формирование художественного
вкуса
Воспитание трудовой
дисциплины, физической выносливости
и организованности во время творческого
процесса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лучшие умы России
связывали воспитание подрастающего поколения
с опорой на традиционную русскую культуру.
Изучение народно-сценического
танца является и в наши дни необходимым
и актуальным элементом эстетического,
художественного и физического воспитания,
т.к. оно не только укрепляет общефизическое
состояние детей, но и обогащает их духовно-культурный
уровень.
Данная программа рассчитана
на 5 лет обучения, является образовательной
и профессионально-ориентированной, т.к.
дает глубокие знания по хореографии,
включает творческую деятельность.
Изучение народно-сценического
танца следует начинать позднее (через
1,5-2 месяца) после изучения партерной гимнастики.
Постепенно, на 2-м году обучения занятия
партерной гимнастикой заменяются элементами
классического экзерсиса.
Одной из основных
задач занятий партерной гимнастикой
и классическим экзерсисом является работа
над мышцами, связками, суставами детей.
Для исполнения хореографического материала
на середине необходим развитый суставо-связочный
аппарат.
В течение всего периода
обучения воспитанники изучают различные
элементы, композиции, комбинации, развернутые
хореографические произведения на материале
различных народных танцев. Последовательность
изучения упражнений у станка и на середине
зала строится по принципу «от простого
к сложному». Учащиеся младшего возраста
изучают самые простые элементы, движения,
а затем, по мере освоения, расширяется
объем изучаемого материала, осваиваются
более сложные танцы.
Работа над хореографическими
номерами помогает развить у детей навыки
и умения практического исполнения движений,
танцевальность, выразительность, точность
передачи характерных особенностей, национального
характера, манеры того или иного танца.
Перед началом изучения
нового материала с учащимися проводится
беседа о танцевальной культуре народа,
танец которого предполагается изучить.
Характер
занятий – групповой
Возраст детей – от
3,5 до 14 лет
Воспитанники танцевального
коллектива участвуют в конкурсах и концертах
по соответствующему плану мероприятий.
Все обучение
делится на 4 этапа:
1-й этап (1-й и 2-й год обучения) – начальная подготовка, развитие координации, гибкости, музыкального слуха.
2-й этап (3-й год обучения) – освоение простейших элементов классического и народного танца.
3-й этап (4-й год обучения) – освоение более сложных элементов классического и народного танца, концертная деятельность.
4-й этап (5-й год обучения) – совершенствование и оттачивание танцевального мастерства, концертная деятельность.
Цель программы – воспитание всесторонне
развитой личности ребенка и развитие
ее творческого потенциала средствами
хореографии.
Цель программы
достигается путем решения следующих
задач: