Классический танец как средство формирования исполнительской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время самодеятельное творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве

Содержание

I. Введение
II. Глава I. Исследование состояние проблемы развития самодеятельного хореографического творчества.
1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов
1.2. Структура ансамбля народного танца
1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца
III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца
2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев
2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры
Ансамбль народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
IV. Заключение
V. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 120.91 Кб (Скачать файл)

Предмет исследования – основные этапы развития детского хореографического творчества в художественной культуре России XX – начала XXI вв.

Цель исследования заключается в выявлении и осмыслении основных этапов развития детского хореографического творчества в художественной культуре России XX – начала XXI вв.

Основные задачи исследования:

-определить основные этапы становления  детского самодеятельного хореографического  творчества;

-проанализировать содержание каждого  из этапов, рассмотрев их в  контексте общих тенденций развития, характерных для хореографического  искусства России XX –начала XXI вв. в  целом;

-обосновать многожанровость как ведущую тенденцию современного детского хореографического творчества;

-показать отличительные особенности  и художественное своеобразие  детского хореографического творчества  на современном этапе.

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии искусства и педагогике искусства. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

-понимание искусства как сферы  особого культурного опыта (Д. С. Лихачев, Т. Е. Шехтер, Ю. М. Шор, М. С. Каган, В. В. Бычков, О. А. Кривцун, Ю. Б. Борев, Е. Г. Яковлев и др.);

-психологическое и социально-психологическое  обоснование процессов художественного  восприятия (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Л. Я. Дорфман, О. А. Кривцун, М. С. Каган, Ю. Б. Борев, П. В. Симонов, В. Зигфрид и др.);

-понимание культурной традиции  как способа осуществления преемственности  тенденций творческой деятельности  прошлого, имеющих значение для современного развития (Д. С. Лихачев, А. С. Запесоцкий, В. Г. Лукьянов и др.);

-понимание исторически сложившихся  типов эстетического сознания, где  ключевым является понятие «категории  детства», от сохранения или утраты  которого зависит творческий  потенциал личности (А. А. Радугин);

-понимание необходимости формулирования  задач всякого творческого воспитания, отталкиваясь от положения, предполагающего  наличие «высокой одаренности  человеческой природы» и «величайших  творческих возможностей человеческого  существа» (Л. С. Выготский).

Значимой для настоящего исследования представляется и первая попытка рассмотрения кинестезического мышления в когнитивном аспекте, поскольку обращает внимание на роль и функции пластических средств выражения в ситуациях познания, общения, созидания, обучения и трансформации (И. А. Герасимова).

Важной теоретико-методологической основой является литература, посвященная истории и теории балета, закономерностям развития искусства хореографии, в целом искусству сценического танца (Л. Д. Блок, Ф. В. Лопухов, В. М. Красовская, Ю. И. Слонимский, К. Я. Голейзовский, Ю. А. Бахрушин, Е. Я. Суриц, В. В. Ванслов, В. М. Гаевский, А. А. Соколов-Каминский, Ю. М. Чурко, Г. Н. Добровольская, Н. Е. Шереметьевская, Н. Ю. Чернова, И. В. Ступников, А. П. Кириллов, А. А. Сапогов, Д. Н. Катышева и др.);

В основе методологии – понимание танца как главного выразительного средства в художественном поведении детей, когда основным элементом представляются даже не сами движения танца, а тот контекст, в котором они совершаются.

Источники исследования:

-научные труды, соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, эстетика, психология искусства, педагогика искусства);

-литература, посвященная истории  зарождения, становления и развития  самодеятельного хореографического  творчества (Н. Каржанский, М. Д. Яницкая, А. А. Жуков, Т. С. Ткаченко, Т. А. Устинова, В. И. Уральская, Т. В. Пуртова, В. М. Захаров, А. Л. Сокольская, Ю. М. Чурко, Б. Н. Соколкин и др.);

-учебно-методические пособия, статьи, обобщающие опыт работы с детьми  по танцу в разные годы, репертуарные  сборники, предназначенные непосредственно  для детского самодеятельного  хореографического творчества (Е. В. Конорова, В. В. Окунева, В. Н. Светинская, В. П. Ивинг, Е. В. Голикова, Л. Н. Богаткова, В. С. Константиновский, Г. Г. Кореневский, Ю. И. Громов, Т. Б. Хазанова-Нарская, М. С. Боголюбская, Т. В. Пуртова и др.);

-учебно-методические программы  и рекомендации, разработанные Центральным  домом художественного воспитания  детей НКП РСФСР, Институтом художественного  воспитания детей АПН РСФСР, Центральным  Домом Народного Творчества имени Н. К. Крупской, Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры РСФСР и другими учреждениями культуры и образования;

-периодические издания разных  лет, профессиональные периодические  издания, в том числе и детские  хореографические журналы, общественно-педагогические  и научно-методические журналы и сборники, в которых освещаются события в области хореографии в разные годы, рецензируются концертные программы, конкурсные выступления;

-материалы бесед автора диссертации  с руководителями хореографических  коллективов, и, в частности, с художественным  руководителем ансамбля танца  «Россияночка» А. Л. Носихиным (г. Санкт-Петербург). Знакомство с деятельностью этого коллектива включало и посещение репетиционных занятий;

-изучение концертных программ, выступлений, видеозаписей конкурсов  различного уровня и статуса, материалов научно-практических  конференций по разбору конкурсных  выступлений;

-практическая деятельность втечение многих лет автора диссертации, как педагога-хореографа и руководителя хореографического ансамбля, направленная на поиск наиболее эффективных путей в формировании художественной культуры детей средствами хореографического искусства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

-впервые обосновывается понятие  детского самодеятельного хореографического  творчества как комплексного, историко-художественного  явления, приводятся новые факты, касающиеся становления этой  сферы деятельности;

-осуществлена структуризация исторического  процесса развития детского хореографического  творчества с многоаспектной характеристикой каждого из этапов;

-выявлены и проанализированы  специфические особенности детского  хореографического творчества;

-выявлено влияние русской профессиональной  школы, мастеров профессионального  театра, традиций русского народного  танцевального творчества на  формирование, становление и развитие  детского хореографического творчества;

30  
А) Основные положения рук и ног в русском танце . . . . . . . . . . . . . . .30  
Б) Шаги и дроби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35  
В) Основные движения русского народного танца и элементы мужского танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..38  
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42  
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 44  
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы. В настоящее время самодеятельное творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к хореографической культуре. В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей и подростков велика, наблюдается постоянный количественный рост детских танцевальных коллективов, увеличение числа их воспитанников. Детское хореографическое творчество на современном этапе отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций.  
     На современном этапе в детском хореографическом творчестве широко заявили о себе тенденции, связанные с обращением к многожанровости и синтезу танцевальных форм и направлений при формировании репертуара. Именно данные тенденции, а также свобода, индивидуализация творчества, продиктованные на современном этапе возрастанием роли духовных факторов развития, обусловили появление большого количества хореографических школ, стилей, направлений. Кроме того, детское танцевальное творчество в настоящий период активно входит в процесс глобализации.  
    В то же время, как показывает практика, не всегда новые тенденции, представляющие собой эволюцию традиций, понимаются правильно, подчас воспринимаются как отрицание, а иногда и незнание того художественного опыта, который накоплен в детском танцевальном творчестве в течение многих лет. Это оборачивается снижением интереса к традиционным танцевальным системам, классическому и народно-сценическому танцам, потерей в хореографических композициях танцевальной образности, бессодержательностью, однообразием, откровенным формотворчеством, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях – джаз-танце, танец-модерн, фристайл, хип-хоп, техно, и др., - которые являются наиболее привлекательными для детей.  
     Данные обстоятельства требуют все более настойчивого и внимательного обращения к истории детского хореографического творчества, к традициям, художественным ценностям, выработанным в процессе его исторического развития, осмысление которого позволит определить собственные достижения и просчеты, выработать верные ориентиры дальнейшего развития современного детского танцевального творчества, найти верное соотношение традиций и новаций, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности в ее самобытности, неповторимом своеобразии русской танцевальной культуры.

Цель дипломной работы – рассмотреть проблему  и пути развития самодеятельного хореографического творчества на примере деятельности образцового ансамбля «Сафар» Туймазинского района Республики Башкортостан и предложить меры по дальнейшему совершенствованию и развитию этой деятельности.

Задачи дипломной работы:

- изучить принципы, выявить  цели и задачи деятельности  народных ансамблей;

- выявить характерные  черты любительского творчества, его особенности;

- рассмотреть этапы развития  любительского хореографического  творчества, как явления художественной  культуры;

- изучить деятельность образцового ансамбля «Сафар», показать его вклад в популяризации и развитии хореографического творчества;

- -обосновать многожанровость,  как ведущую тенденцию современного хореографического творчества;

- сформулировать предложения  по совершенствованию деятельности  Центра современного танца Smart Dance;

- дать оценку процессам  менеджмента в Центре современного  танца Smart Dance.

Объектом исследования является любительское (самодеятельное) хореографическое творчество.

Предметом исследования является  структура и современное состояние художественной самодеятельности на примере Центра современного танца Smart Dance и перспективы ее развития.

В дипломной работе применялись следующие методы исследования:

- теоретический метод: использовался  для изучения и анализа литературы  и документов;

- эмпирический метод: использовался  в виде контент-анализа документов, изучения практической  деятельности Центра современного танца Smart Dance;

- метод обобщения: данный  метод использовался на разных  этапах исследования и позволил  сделать выводы по результатам  каждого из них и работе  в целом.

Методологической базой исследования явились работы следующих авторов: Смагин А.И. -«Организация художественного творчества. Курс лекций», Соколова М.В. – «Мировая культура и искусство», Наливайко Д.С. – «Искусство: направления, течения, стили», Гомбрих Э. – «История искусства», Аксютик М.И. – «Социально-культурная деятельность», Сидоров В. – «Современный танец», Орлов А. И. – «Менеджмент», Ансофф И. – «Новая корпоративная стратегия».

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие художественной культуры и ее основные направления. Во второй главе проведен анализ организации любительского хореографического творчества на примере Центра современного танца Smart Dance. В третьей главе  рассмотрены пути совершенствования деятельности Центра современного танца Smart Dance, сформулированы конкретные предложения.

 
Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению технического уровня и исполнительской культуры.

Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства. А в самодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.

В основе подготовки танцовщиков любителей народного танца наряду с системой «Народно - сценического танца» Т.С.Ткаченко, используется, система упражнений классического танца, в мировой практике называемая «системой А.Я. Вагановой». Но принцип двигательной деятельности исполнителя народного танца отличается от принципа двигательной деятельности классического танцовщика. Несмотря, на то, что система Т. И. Ткаченко универсальна, во многих коллективах активно применяется классический тренаж и в частности, его первый раздел, упражнения у «станка», что порождает ряд противоречий, выраженных в анатомо-физиологической проблеме восприятия классического танца «народниками». Но, тем не менее, несмотря на проблемы восприятия классического танца, именно классический танец, влияет на формирование сценической культуры, которая не всегда находиться на должном уровне. Данная проблема объясняет актуальность исследования средств классического тренажа способствующих формированию исполнительской культуры в ансамбле русского танца

Основная цель нашего исследования провести сравнительный анализ народного и классического танца и определить влияние классического танца на формирование исполнительской культуры самодеятельного хореографического коллектива.

Объектом исследования являются средства формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца.

Предметом исследования - классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца.

Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задачи:

1. Изучить принципы, выявить  цели и задачи деятельности  народных ансамблей.

2.Провести сравнительный  анализ экзерсиса дисциплин народного  и классического танцев.

Информация о работе Классический танец как средство формирования исполнительской культуры