Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 03:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968).
2. Раскройте вопрос, приведите примеры: экономическая культура.
3. Ислам и исламское искусство. Опишите особенности данной культуры, выделите ее духовные и материальные составляющие.
4. Раскройте вопрос: культурологическая мысль 30-50-х годов XIX века в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Иркутский государственный

 технический  университет»

 

Заочно-вечерний факультет

 

Кафедра общеобразовательных  дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск, 2014г.

Концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968).

 

Своеобразную концепцию  культуры развивал крупнейший русский  социолог и культуролог, проживший  большую часть своей жизни  в эмиграции в США, Питирим  Александрович Сорокин (1899-1968). В  методологическом плане концепция  П.А. Сорокина перекликается с учением  о культурно-исторических типах  О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что  Сорокин допускал наличие прогресса  в общественном развитии.

В соответствии со своими методологическими  установками П. Сорокин представлял  исторический процесс как процесс  развития культуры. В ходе этого  развития общество создает различные  культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и  т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция  их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

  1. Ценности как основа типологии культур

Питирим Александрович Сорокин  – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое  наследие настолько объемно и  многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.

Сорокин рассматривает  историческую действительность как  целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие  каждой культуры, философ вместе с  тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы. С точки  зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение отдельных  людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Культура, по Сорокину, и есть ценностная система.

А поскольку через  ценности обнаруживает себя весь спектр явлений культуры, то посредством  анализа ценностей можно типологизировать культуру, описать процесс ее развития, спрогнозировать будущее. Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу - идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью - смешанную, промежуточную между ними - идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная система - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена  суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П.А. Сорокин, как  и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам  культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы. Это: генезис (происхождение) - рост - созревание - увядание - упадок и, наконец, распад. В то же время философ  был убежден в том, что так  называемая "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта "мнимая смертная агония была бы не чем иным, как острой болью рождения новой  формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных  сил".

Упрощенно и схематично этот процесс можно представить  как движение маятника из одной крайней  точки - "идеациональной" - в другую крайнюю точку - эмпирическую, и обратно, с прохождением через промежуточную фазу "идеалистической", или интегральной, культуры.

2.Идеациональная культура

В первой, "идеациональной" фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается "сверхчувственная реальность" Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще. Оказавшаяся под этим знаком культура формируется под определяющим влиянием религии, причем конкретно-историческая форма последней в данном отношении оказывается несущественной. Такая культура развивает и совершенствует те "органы", которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальной памяти трансцендентную реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозное отношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека. Искусство, философия, право, государственность, семья и прочие культурные "константы" формируют свои традиции и каноны в религиозном ключе, при определяющем влиянии некоторой системы священных безусловных установлений. Можно сказать, что весь спектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через призму религиозного отношения к бытию. В духовной жизни мистика, в сфере мысли теология, в политике теократия расцветают самым пышным цветом. Строительство храмов и монастырей, искусство священных изображений достигает беспрецедентного масштаба и значения.

Необходимо отметить и то, что подобная культура относительно мало заботится о таких столь  привычных для нас принципах, как удобство и комфорт существования. Ведь научно-технический и технологический  прогресс, вне которого человек современной  культуры, как правило, не мыслит своего существования.

  1. Чувственная культура

Чувственная (или  сенситивная) культура является антиподом  идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV века, этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая XX столетие. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т.е. зрителю, слушателю, читателю). Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Его цель - доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение… Оно свободно от религии, морали и других ценностей, а его стиль "искусство ради искусства".

Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и  в функционировании истины. Целостное  мировоззрение в чувственной  суперсистеме культуры подменяется  мешаниной "из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки". Если период становления чувственной культуры сопровождается гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.

3. Идеалистическая культура

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая  культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

 
4. Предсказания П.А. Сорокина

Поражают воображение, высказанные еще в 1957 году в работе "Социальная и культурная динамика..." предположения о тенденциях развития культуры и общества. Сейчас иначе  как предсказаниями их и не назовешь. В целом сообразно сравнению  с маятником они укладываются в принцип: кризис, катарсис, харизма, воскресение.

Кризис

1. Чувственные ценности  будут становиться все более относительными и атомарными. Граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями начнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии.

2. Нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными, далекими от всего божественного, священного, абсолютного.

3. Когда все ценности  атомизируются, исчезнут авторитетное "общественное мнение" и "мировое сознание". Их места займут многочисленные, противоречащие друг другу "мнения" беспринципных фракций и "псевдосознания" различных групп давления.

4. Договоры и  соглашения утратят остатки своей  обязывающей власти. Построенный  западным человеком за предыдущие  столетия величественный договорный  социокультурный дом рухнет. Его падение сметет договорную демократию, договорный капитализм вкупе с частной собственностью и договорное общество свободных людей.

5. Грубая сила, циничность  и обман окажутся единственные  атрибутами всех межличностных  и межгрупповых отношений. Сила  станет правом. В результате разразятся  войны, революции, мятежи, общество  захлестнут волнения и зверства.

6. Свобода для  большинства превратится в миф,  зато господствующее меньшинство  будет пользоваться ею с необузданной  распущенностью. Перестанут существовать  неотъемлемые права, Декларации  прав или тоже отменят, или  начнут использовать как красивые  ширмы для неприкрытого насилия.

7. Дряхлые, бесчеловечные  и тиранические правительства  вместо хлеба будут давать  народам бомбы, вместо свободы  - нести смерть, вместо закона - насилие,  вместо созидания - разрушение.

8. Распад семьи  как священного союза мужа  и жены, родителей и детей продолжится.  Рост числа разводов приведет в конце концов к полному исчезновению разницы между общественно санкционированным браком и незаконными сексуальными отношениями. Дети станут отделяться от родителей все раньше и раньше. Главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она не превратится в случайное сожительство самца и самки, адом - в место, куда можно "припарковаться" на ночь, в основном для сексуальных контактов.

9. Чувственная суперсистема  нашей культуры будет все больше  напоминать "место культурного  демпинга", наполненное беспорядочной  массой элементов, лишенных единства  и индивидуальности. Превратившись  в такой базар, она окажется  жертвой случайных сил, делающих из нее скорее "исторический объект", нежели самоуправляемый и живой субъект.

10. Продолжится увядание  творческого потенциала культуры. На смену великому христианству  придет множество самых отвратительных  небылиц, состряпанных из фрагментов  науки, обрывков философии, настроенных  на примитивной мешанине магических верований и невежественных суеверий. Конструктивные технологические изобретения будут постепенно заменяться деструктивными.

11. В условиях  растущей моральной, умственной  и социальной анархии и деградации  творческие способности чувственной  ментальности, а также производство  материальных ценностей будут  убывать; участятся депрессии;  материальный уровень жизни снизится.

12. По этим же  причинам уменьшится безопасность  жизни и имущества, а, значит, покой в душе и счастье станут  редкостью. Самоубийства, психические  расстройства и преступления  будут расти. Скука поразит  все более широкие слои населения.

Катарсис

На этом пути неминуемы  банкротство и саморазрушение чувственной  культуры и чувственного человека. С исчезновением материального комфорта, ликвидацией свобод, с увеличением страданий спокойствие, безопасность, счастье превратятся в миф; достоинство и ценность человеческой личности будут безжалостно растоптаны, творческая способность чувственной культуры ослабнет; некогда построенный великолепный чувственный дом развалится; повсюду воцарится разруха; города и царства исчезнут с лица земли; человеческая кровь насытит добрую землю; все чувственные ценности будут развеяны в прах, и все чувственные грезы улетучатся. В этих условиях ничто уже не сможет помешать тому, чтобы у людей Запада открылись глаза на пустоту уходящей чувственной культуры. Они перестанут строить иллюзии на сей счет, будут все больше отворачиваться от этой культуры и дарить свою преданность идеациональным или идеалистическим ценностям. Очистившись трагедией, страданием и распятием, люди снова обратятся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям. На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главную предпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснят интегралистская или идеациональная предпосылка и суперсистема. Эту перемену произведут лучшие умы западного общества, которые превратятся в новых апостолов Павлов, святых Августинов, великих религиозных и нравственных лидеров. За ними пойдут массы. С достижением состояния катарсиса кризис закончится.

Харизма и Воскресение

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»