Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 03:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968).
2. Раскройте вопрос, приведите примеры: экономическая культура.
3. Ислам и исламское искусство. Опишите особенности данной культуры, выделите ее духовные и материальные составляющие.
4. Раскройте вопрос: культурологическая мысль 30-50-х годов XIX века в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

Западному обществу, очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать (харизма), а вместе с ней - воскрешение и высвобождение новых творческих сил. Народы Запада войдут в конструктивный период новой - более интегралистской - суперсистемы, и новое благородное общество взрастет не на иссохших корнях чувственной культуры, а на более крепких и здоровых корнях интегрализма. Таким образом, начнется новая эра западной культуры.

Кризис-катарсис-харизма-воскресение - это способ, посредством которого была преодолена большая часть предыдущих великих кризисов. В Древнем Египте - в конце Древнего, Среднего и Нового Царств и позднее еще два кризиса в саисский и эллинистический периоды; в Вавилоне - кризис около 1200 г. до н.э. Несколько великих кризисов индийской культуры завершались или возрождением индуизма, или возникновением буддизма. В Китае кризис VI в. н.э. увенчался появлением даосизма и конфуцианства, по той же схеме были преодолены и несколько более поздних катастроф. В иудейской культуре кризисы, происходившие с IX по III в-до н.э., заканчивались с появлением пророческих религиозных учений Илии и Елисея, Амоса, Осии и Исайи, Иезекииля и Иеремии - вплоть до Ездры и его преемников. Завершает этот далеко не полный перечень великий кризис чувственной греко-римской культуры, конец которого ознаменовался зарождением и распространением христианства и великой христианской культуры средневековья.

Вся третья глава  полностью цитирует Питирима Сорокина из однотомного варианта "Социальной и культурной динамики... ". Насколько  оправдались прогнозы философа можно  судить по окружающей нас реальности уже сейчас. 
                                                         Будущее

Будущее земной цивилизации  Сорокин связывает с преодолением социально-культурного кризиса XX века, все проблемы и катаклизмы которого, в конечном счете, выводятся им из дезинтеграции современного "перестойного" чувственного строя. Выход из этого  кризиса усматривается им на пути рождения новой, интегральной по своему характеру культуры, первые весенние ростки которой "уже появились  и медленно растут". Важнейшим  фактором появления нового культурного  порядка является "дополнение" материальных, физических реальностей  и ценностей, господствовавших доныне в западной культуре, ценностями рациональными  и сверхчувственными. Осуществление  этого идеала Сорокин видит в  тесной связи с процессом культурной интеграции культур Запада и Востока, на котором, в отличие от Запада, до сих пор преобладали сверхчувственные, идеациональные реальности-ценности. При этом, согласно Сорокину, речь не идет о формировании единой, тотальной культуры: "в дальнейшем, в великих "спектаклях" истории буде не просто одна евро-американская "звезда", но несколько звезд Индии, Китая, Японии, России, арабских стран и других культур и народов". В этих культурах, при восприятии и сохранении лучшего, что было создано западной "чувственной" цивилизацией, ключевую роль должны сыграть философские и религиозно-этические системы, ориентированные на творчески-интегрирующее восприятие реальности и проникнутые тем, что Сорокин называет "мистической энергией любви".

  1. Общая характеристика типологии культур

Типология культуры, разработанная  Сорокиным, необходима для понимания  динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старения и находится в предсмертной агонии.

Кризис западной культуры представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся  в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет  складываться новая форма культуры с иными ценностями.

В западном обществе такой  переход уже осуществлялся в  истории. Когда идеациональная культура исчерпала свои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры.

Но это не привело к  «закату» общества, не парализовало его  творческие силы. После хаоса переходного  периода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная культура демонстрировала перед  всем миром свое великолепие.

Все великие культуры подвергались таким изменениям, ибо ни одна из форм культуры не беспредельна в своих  возможностях. Более того, те культуры, которые не изменяли форму, не находили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными.

Сорокин подчеркивает, что  разрушается лишь доминантная, преобладающая  форма культуры, но она ни в одном  обществе не существует в «чистом» виде. Наряду с ней развиваются  и иные формы, не интегрированные  в целостную систему. Они выражены в многообразии изобразительных  искусств, науки, философии, религии  и образов жизнициональный культура чувственный менталитет

Сорокин утверждает, что  культура и ее субсистемы, будь то живопись, архитектура, скульптура, музыка, философия, право, религия, мораль, формы социальных, политических и экономических организаций, содержат внутри себя факторы и основания своих изменений. Беспрестанные перемены в культуре порождаются ее существованием и деятельностью. Процессы ее функционирования определяются потенциальной природой данной социокультурной системы, целостной совокупностью ее свойств. Этот принцип Сорокин называет самодетерминацией, или эквивалентом свободы. Культура развивается по своим внутренним (имманентным) законам, а возможные вариации или отклонения зависят от характера суперсистемы и условий среды.

Внешние факторы могут  замедлять или ускорять процессы ее жизнедеятельности, ослаблять или  усиливать свойства системы, препятствовать или способствовать реализации ее возможностей. Но они не могут заставить культуру проявить то, чем она потенциально не обладает, стать тем, чем она  не может стать, произвести то, чего она не может создать.

Внутренние свойства культуры настолько значительны, что они  отбрасывают, не закрепляют инородные  внешние влияния. Их воздействие  на систему будет кратковременным, не затрагивающим существенных свойств, они не могут фундаментально изменить характер и качество каждой фазы развития культуры.

В этом заключается индивидуальность каждой культурной системы, особенность  ее судьбы. Однако это не означает полного  отрицания роли внешних условий. Землетрясение, пожар, эпидемия, наводнение и другие агенты, внешние по отношению  к данной системе – семье, художественной группе, религиозной или политической секте, – могут погубить всех ее членов или какую-то их часть, рассеять ее членов – словом, сотнями способов могут прекратить существование  системы. Все это является вполне очевидным. Но это не означает, что  культура приобретет свойства и предназначение, для которых у нее нет никаких  внутренних оснований. Культуре свойственна самодетерминация. Чем больше реальных знаний, опыта и мудрости находится в ее распоряжении, чем эффективнее действуют все функции, тем больше энергии накапливается в системе культуры, тем более она устойчива, стабильна и независима от внешних воздействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая культура.

 

Сущность и функции

Экономическая культура выступает составной и  существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек — это личность с

развитой экономической  культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать, как и политическую, в узком и широком смыслах слова.

Экономическая культура в широком смысле слова — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.

Экономическая культура в узком смысле слова — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.

Образно говоря, экономическая  культура представляет собой тот  инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой  в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений  и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.

Каждой экономической  эпохе характерен свой уровень и  тип экономической культуры населения. При этом, разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры. Так, ученые-экономисты обладают теоретическим экономическим сознанием. Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели должны обладать культурой практического экономического мышления.

А для массового сознания в экономической культуре важны прежде всего производственные и потребительские мотивации.

Современная экономическая  культура во многом совпадает с цивилизованностью, социальностью общества. В ней главная роль отводится учету интересов индивидов и групп людей. Традиционные «идолы» экономического развития (прибыль, количественный рост) заменяются более человеческими целями.

Сегодняшний тип рыночной и тем более социально ориентированной  экономики оценивается уже с  других позиций — как более  «озабоченный», «понимающий», «разумный», «целесообразный», «полезный», все  более соответствующий интересам каждого человека. Ныне закладываются основы новой экономической культуры: создание в обществе условий, обеспечивающих необходимые социальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно — поведения лиц, принимающих решения; поддержание мобильной системы информации и связи; совершенствование рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (бирж, банков, страховых обществ, аудиторских служб) и т. д.

Все это должно привести к созданию информационно-компьютерного  общества, в котором разнообразие потребностей людей, дифференциация их интересов — залог развития всего  социума, условие его совершенствования. Особенностями такого общества будут  многовариантность выбора экономических решений, основанных на удовлетворении плюрализма интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет множества факторов и объективных условий: экономических, социальных, экономико-психологических, технических.

Экономическая культура выполняет  несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осознание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.

Экономически культурная личность

Быть экономически культурным важно в наши дни для всякого  человека, независимо от того, трудится ли он на государственном предприятии, занят ли собственным бизнесом или  вообще не работает. Давайте поразмышляем, что отличает экономически культурно развитого человека? Видимо, прежде всего — наличие критического экономического мышления.

Основой критического экономического мышления личности является понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений как в рамках экономической системы своей страны, так и между различными типами экономических систем других государств.

Критическое экономическое  мышление не есть лишь результат овладения  курсом экономики и другими учебными дисциплинами. Оно формируется также  в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать  и вести семейный бюджет, как лучше  тратить деньги, какие экономические  приоритеты существуют, как можно  зарабатывать на жизнь, что нужно  производить в первую очередь.

Перед человеком всегда возникают конкретные жизненные, в  том числе и экономические, ситуации и проблемы. Ему необходимо стремиться к ясной постановке вопроса, разносторонней осведомленности, целостному рассмотрению ситуации: выявлению альтернатив; к  последовательному, поочередному рассмотрению частей сложного целого; анализу конкретных ситуаций, действий и поступков оппонента  и конкурента и др.

Экономическая культура проявляется  в умении реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации. А для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.

Одним из комплексов экономической  культуры личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт.

Экономическими навыками называются такие действия личности, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически.

В экономической деятельности к полезным навыкам можно отнести  работу на компьютере, расчеты, анализ хозяйственной деятельности, разработку бизнес-плана, подсчет нормы и  массы прибыли, определение размеров налогов, составление домашнего  бюджета и т. д.

Определенные навыки необходимы и для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки  и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы  и т. д.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»