Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 03:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968).
2. Раскройте вопрос, приведите примеры: экономическая культура.
3. Ислам и исламское искусство. Опишите особенности данной культуры, выделите ее духовные и материальные составляющие.
4. Раскройте вопрос: культурологическая мысль 30-50-х годов XIX века в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

Однако ведущую роль в  регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно  должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство  в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую  культуру как непосредственно, так  и посредством вышеописанных  субъектов.

Конечно, непосредственно  на экономическую культуру влияет не некое аморфное «государство», а  его служащие, прежде всего высшие. Культура государственных служащих оказывает значительное влияние  на экономическую культуру в целом. Именно высшие служащие государства  оказывают основное влияние на высокую  степень декларативности экономической  культуры России.

Кроме того, как отмечалось выше, государство может направлять деятельность остальных субъектов  регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным  пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником  телеканалов «Культура», «Российское  телевидение» и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики  и что государство может его  использовать. Более того, если государство  действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.

Степень автономности экономической  культуры в России на сегодняшний  день невелика. Это в значительной мере вызвано тем, что в течение  длительного времени в России экономика не имела самостоятельной  ценности, а была всего лишь одним  из средств достижения политических целей. И сейчас экономическая культура России довольно значительно зависит  от культуры политической. Заметное влияние  оказывает и культура бытовая. Это, в общем, само по себе не столь уж плохо. Гораздо хуже то, что влияние, оказываемое другими видами культур  на экономическую, в основном негативное.

Велика и степень декларативности  отечественной экономической культуры. Многие нормы провозглашаются, но не реализуются на практике. Сюда можно  отнести и многократно провозглашаемое снижение налогового бремени, и принятие исполнимого бюджета, и многое другое. Причём эту черту порождают в основном органы государственной власти. Наличие этой черты явно свидетельствует об определённых дисфункциях в экономике России. Данная категория несёт ярко выраженный отрицательный социальный смысл.

Степень директивности тесно  связана со степенью автономности, но в отличие от последней несёт более однозначный смысл. Она характеризует зависимость экономической культуры от неких «надсистем», обладающих правом директировать. В первые годы реформ степень директивности очень резко снизилась, но сейчас она начинает вновь увеличиваться. Причём необходимо отметить, что степень директивности варьирует от одного субъекта Российской Федерации к другому, что связано с культурой власти этих регионов. В целом же степень директивности в России остаётся довольно высокой.

Степень разнообразия –  это количество образцов поведения, представляющих разные в социальном аспекте типы экономических отношений. Степень разнообразия тем больше, чем шире диапазон таких отношений, а также чем существеннее различия между ними. Разнообразие же системы  рассматривается как показатель её развитости и жизнеспособности. Чем больше разнообразие, тем больше внутренних связей, тем больше рычагов  воздействия. В последние годы степень  разнообразия в России значительно  увеличилась. Появились отношения, основанные не только на государственной, но и частной собственности. Вместе с тем резкое расслоение общества на «богатых» и «бедных» и отсутствие среднего класса обедняет экономические  отношения.

Что же касается степени  интегрированности, то есть согласованности экономических норм и ценностей, стереотипов поведения разных социальных групп, то она крайне низка. Фактически можно говорить о дезинтегрированности экономической культуры сегодняшней России. Степень индивидуализма граждан начинает постепенно повышаться. Тем не менее, людей, ставящих индивидуальные ценности выше коллективных, всё ещё мало. По последним исследованиям, ориентирующихся на свои силы жителей в России всего 6 %.

А вот степень правовой регламентированности явно чрезмерна. Причём в данном случае речь идёт о подзаконных и не оговорённых в законах нормах поведения. Велики масштабы распространения образцов поведения, которые узаконены, но экономически не целесообразны (например, уплата налогов). Велики и масштабы распространения норм, которые экономически целесообразны, но либо не узаконены, либо противозаконны и потому осуществляются скрытно. Степень инновационности экономической культуры России довольно велика. В целом новые ценности, нормы, образцы поведения преобладают над теми, которые устарели и не отражают реальных потребностей общества.

Масштабы заимствования  также велики. В годы реформ в  России активно проникают и приживаются  культурные ценности и нормы, которые  характерны для стран Западной Европы и Северной Америки. Степень рациональности представляет собой соотношение  норм, основанных на вполне осознанных целях и ценностях и таких  норм, которые основаны на привычке, укоренившихся традициях и обычаях. Процессы, проходившие в обществе в последнее столетие, изменили облик  общества в сторону его рациональности. Это, однако, не привело к полному  уничтожению традиционализма. По отношению  к экономической культуре данный показатель очень важен, поскольку  затрагивает истоки, корни социальных ценностей, от которых зависят стимулы  экономической активности. Две соответствующих  модели человека – традиционная и  рациональная – это два полярных типа работника с разными установками  по отношению к труду, с разными  типами мотивов трудовой активности. Несмотря на возрастание степени  рациональности в последнее время, в России всё ещё есть значительные резервы для её повышения.

Ценность экономической  сферы и экономической активности для групп власти в советское  время была близка к нулю. В последнее  же время в России декларируется  первостепенная ценность экономики. Однако реальное осуществление этих деклараций зачастую вызывает недоумение. Здесь, видимо, следует различать ценность экономической активности власти для  себя и для остальных. Ценность экономической  сферы и экономической активности для населения сейчас довольно высока. Развиваются самодеятельные формы  экономической деятельности и поведения, изобретаются более прогрессивные  формы организации экономических  отношений, возрастает приоритетность экономических целей в образе жизни населения. И вообще отношение  населения к этой сфере активности сменилось в основном от негативного  к позитивному.

Таковы основные черты  экономической культуры современной  России. Однако вряд ли сегодняшнее  состояние экономической культуры можно назвать удовлетворительным. Основное подтверждение этому –  состояние российской экономики. И  для изменения положения в  ней требуется значительное изменение  экономической культуры россиян.

Выводы. Экономическая культура является составной частью общей культуры. Цивилизованное общество без нее немыслимо. 2. Экономическая культура представляет собой такой «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения. 3. Для каждой экономической эпохи характерен свой уровень и тип экономической культуры людей. 4. Экономически культурная личность — это человек, который обладает современными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом, помогающими ему хорошо ориентироваться в существующих социально-экономических отношениях и избегать ошибок, неправильных экономических действий.

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ислам и исламское  искусство.

 

ИСЛАМСКОЕ (МУСУЛЬМАНСКОЕ) ИСКУССТВО – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.

Ислам создал цивилизацию, в которой  искусство всегда занимало важное, ключевое место, и это место сохранится за ним до тех пор, пока будет существовать эта цивилизация. Можно утверждать, что ислам исповедует эстетический взгляд на жизнь. Согласно известному хадису: "Господь красив и любит красоту", красота признается атрибутом Божественной сущности. Упор на соблюдении хороших манер, чистоты и опрятности в религиозных делах и в повседневной жизни, а также ясные указания Корана о понимании красоты Творения и всего созданного Богом, ясно и открыто свидетельствует о серьезном внимании ислама к красоте. 
Если посмотреть на явления исламской цивилизации, начиная архитектурой и градостроительством и кончая поэзией и другими видами литературы, станет ясна важность искусства в исламском мире в его традиционном понимании. Великие шедевры исламской цивилизации, такие как соборная мечеть Кордове (Испания), мечеть Тадж-Махал в Индии, Ибн-Тулун в Каире и другие архитектурные памятники на востоке исламского мира (Стамбул, Исфахан, Самарканд), не только непосредственно отражают дух исламского Откровения, но и являются отзвуком его души. Можно сказать, что они самым ясным образом отвечают на вопрос о том, что такое ислам. Эти здания воплотили в своей соразмерности, гармонии, спокойствия и безмятежности важнейшие черты исламского послания к людям. 
На протяжении многих веков исламское искусство сумело создать такую среду, в которой мусульмане живут постоянно помня и размышляя о красоте, которая в конечном итоге исходит от Бога, Который красив (джамил) в самом высоком значении этого слова. Исламское искусство стремится отразить единственность Всевышнего, и именно поэтому избегает создания какого-либо вида икон с ликом Бога. 
Это искусство говорит о непрочности этого мира и вечности следующей жизни. Оно пытается установить нерушимую связь между прекрасным и повседневной жизнью людей. Собственно, самые распространенные слова арабского языка, обозначающие искусство ("санаа", "фанн"), обозначали не только то, что под искусством подразумевается на Западе, но и правильное выполнение любого дела, умение. Кроме того, ислам всегда подчеркивал тесную связь между искусством и знанием. Это подтверждают и многократно повторенные высказывания мастеров о том, что искусство рождается от "брака" между умением и мудростью. 
Внешняя и внутренняя красота Священного Корана - от Бога. Исламское искусство точно также передает послание, содержащееся в исламском Откровении, в таких формах, которые непосредственно отражают духовное и небесное происхождение ислама и призывают идти к Господу. Дух исламского искусства и его различные воплощения черпают свое вдохновение из Откровения и находятся с ним в непосредственной связи. Глубокое изучение Корана, его скрытого смысла, размера стихов, звуков, слов и рифмы и того удивительного воздействия, которое он оказывает на души мусульман, а также глубокое проникновение и размышление о жизни Пророка ислама (да благословит его Аллах и да приветствует) и красоте его души, которая отражается в хадисах - высказываниях и делах Пророка,- все это показывает внутренние источники и фундаментальные основы исламского искусства. 
Конечно, такие исламские искусства, как архитектура, производство тканей, создание изделий из бронзы и меди и т.д., позаимствовали многие примеры и методы у различных цивилизаций, в частности Древнего Ирана и Византии. Но все это было переработано в свете коранического Откровения, что дало совершенно новые формы и образы, которые можно встретить и на западе, и на востоке. 
Хотя и имелись явные местные различия между направлениями искусства в различных регионах исламского мира все виды и школы искусства в исламской цивилизации совпадают между собой в основных принципах. Основной особенностью его является использование стилизованных узоров, получивших название "арабески", геометрических рисунков и каллиграфии в качестве показателя постоянного присутствия Слова Всевышнего везде. В этом искусстве делается основной упор на абстрактное видение явлений, что по сути означает отворение двери в рациональный мир, а также на использование и повторение узоров, которые в некотором смысле направляют человека к пониманию бесконечного в конечных формах. Все эти элементы можно найти в исламском искусстве всех стран и территорий. Конечно, каждая из крупных расовых и этнических групп в нем создала искусство, которое несет на себе явный отпечаток конкретного народа. Так, существует иранское, турецкое, египетское, андалузийское, индийское , малазийское искусства. Но единство ислама проступает во всех этих разнообразных и богатых творческих традициях.

ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО – совокупность образно-художественных средств, включенных в культовые церемонии и повседневную жизнь мусульман. Его пространственные границы соответствовали основным районам распространения мусульманского вероучения. Можно выделить несколько культурообразующих зон его распространения: арабская зона (Ближний Восток, Египет, Магриб, Испания), иранская зона (Иран, Афганистан, Средняя Азия), индо-иранская зона (Индия, Пакистан) и индонезийско-малайская зона. Художественный облик исламского искусства перечисленных зон, наряду с доминирующим исламским пластом, включал черты традиционного домусульманского искусства. Эта особенность охватывает практически все виды искусства и архитектуры, их стиль, конструктивные приемы. Столкновение ислама с древними религиями (иудаизм, христианство, зороастризм, буддизм) явственно обнаруживает влияние эстетических и изобразительных идей домусульманского искусства данных культурообразующих зон. В частности, иудейская традиция, несомненно, повлияла на эстетические представления ислама об изобразительном облике человека, а древнеиранская мифо-ритуальная традиция может быть прослежена в самых поздних образцах персидской миниатюры. Поэтому вполне логично говорить об исламском искусстве в различных зонах его распространения лишь с оговоркой, непременно подчеркивая синтетический характер искусства культурообразующих зон (например, исламское искусство Ирана, исламское искусство Индии и т.д.). Кроме того, исламское искусство (в отличие от христианского или буддийского) было принципиально некультовым, что, однако, не означает, что в исламе не существовало сакрального (священного) искусства. Иначе говоря, в своем историческом развитии исламское искусство претерпело определенные изменения, носящие преимущественно формальный характер. В его истории заметны следующие сосуществующие и взаимодополняющие друг друга компоненты: 1) «стартовая культура» арабов-завоевателей, основавших Халифат (начиная с пророка Мухаммада); 2) художественные ценности народов и государств, ставших объектом гигантской арабской экспансии и сохранявших (после внедрения в них исламского религиозного канона – исламизации) свои художественные традиции и своеобразие; 3) государственные проекты на ниве искусства многочисленных преемников арабских халифов (тюрок и др.), осуществлявших своеобразные художественные решения (часто по личным мотивам, например, мавзолей Тадж Махал в Агре, Индия); 4) адаптация к религиозно-государственным импульсам, связанным с исламом и арабо-тюркскими завоеваниями, многочисленных народных культур Европы, Азии и Африки, куда проникали сторонники ислама; 5) духовное сопротивление завоевателям в рамках общих норм и принципов ислама (персидская, таджикская и другие культуры, движение суфиев и т.д.); 6) синтетические художественные тенденции, складывающиеся на основе взаимодействия части из перечисленных выше тенденций. Достигающиеся при этом синтезы отвечали одной задаче – воплощению красоты. В исламе прекрасное (т.е. угодное Богу) отождествлялось с совершенством формы, игрой ярких красок и сиянием света. С религиозной точки зрения, наиболее выразительными и почитаемыми являлись искусство каллиграфии и традиционный облик мечети, облекаемый часто в богатую архитектурную форму и декоративное убранство. Сакральное значение каллиграфии и мечети проистекает из доминирующей для мусульман идеи о воплощении Слова Бога. Каллиграфия в своей основе является графическим изображением божественного слова, а мечеть – местом, где оно получает свое вербальное воплощение. 
Исламское искусство полно жизни и очень своеобразно.

В отличие от христианского искусства, исламское не ограничивается религиозными работами, а включает в себя все  художественные традиции мусульманской  культуры. Сильная эстетическая привлекательность  исламского искусства выходит за пределы времени и пространства, а также различий в языке и  культуре.

Все это стало возможным благодаря  общим чертам во всех видах исламского искусства, которые и дают ему  поразительную согласованность, вне  зависимости от места и времени, в котором оно было создано.

Тем не менее, в нем также проглядываются сильные региональные особенности  и влияние других культур.

Основы исламского искусства

• Оно включает в себя все виды искусства, а не только религиозное. 
• Исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей. 
• Ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества. 
• Рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства. 
• Каллиграфия является основным видом искусства 
• В исламе письмо имеет высокий статус. 
• Роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий. 
• Книги это один из главных видов искусства. 
• Также в искусстве важны геометрические формы и узоры. 
• Изображения людей не встречаются.

Значение  и красота

Искусство является зеркалом культуры и его мировоззрением. В мусульманском  мире искусство отображает его культурные ценности, и показывает то, как мусульмане видят духовный мир и мироздание.

Для мусульман действительность начинается и сосредотачивается на Аллахе. Для  мусульман Аллах является центром  вероисповедания и стремления, и  смыслом их жизни. Поэтому исламское  искусство сосредотачивается на духовном представлении предметов  и живых существ, а не их физических качеств.

Мусульманский художник не стремится  точно копировать сущность, как она  есть, а пытается передать то, что  она представляет собой. Это позволяет  художнику и тем, кто любуется искусством, стать ближе к Аллаху. Для мусульман красота всегда была и останется качеством божественного. Один из хадисов пророка гласит: «Аллах прекрасен и любит красоту».

Геометрия

Общим признаком исламского искусства  является нанесение геометрических узоров на поверхности. Полагается, что  такое использование геометрических форм отражает язык вселенной и помогает верующим размышлять о жизни и  величестве сотворения.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»