Крещение Руси - момент исторического выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 02:46, контрольная работа

Краткое описание

Культурология - наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время.
Наиболее распространенным определением культурологи является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии.

Содержание

Введение

1
"Культурная морфология" О.Шпенглера
4
2
Загадка рождения искусства
9
3
Реформация: становление нового образа мира
12
4
Крещение Руси - момент исторического выбора
19

4.1 Структура Русской Православной Церкви и её взаимоотношения со светской властью
19

4.2 Изменения в культуре, связанные с принятием христианства
20
Заключение
23
Список использованных источников
24

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛ-Я контрольная.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

На мировоззренческих  основаниях Реформации возникают новые  художественные направления и школы. Центр духовной жизни смещается  в религиозно-мировоззренческую сферу, на передний план выдвигается отношение человека к Богу, что означало отход от присущего Возрождению взгляда на человека и его духовный мир как на высокие жизненные ценности. Обострения в вероисповеданческих противоречий вызвало к жизни многочисленную полемическую литературу, новые литературные жанры: гимны, псалмы, проповеди, воззвания.

Специфика культуры эпохи Реформации заключается в объединении в себе черт средневековья и Нового времени, воспроизведении сложного синтеза политических, религиозных и интеллектуальной коллизий.

Важным фактором социокультурных  изменений в XVII в становится наука, прежде всего - экспериментальное естествознание. В результате прогресса естественных наук и математики разрабатывается механико-материалистическое видение природы, наиболее полно выражено в классической работы И.Ньютона "Математические начала натуральной философии" (1687).

Философское обоснование  различных форм познавательной деятельности было реализовано в XVII-XVIII вв в рамках двух противоречивых направлений - рационализма и эмпиризма. Рационализм признает единственным источником познания разум, а эмпиризм - чувственный опыт.

Для рационалистов сомнение является предпосылкой всякого мышления, которое в свою очередь придает человеческому существованию настоящего смысла. "Я мыслю - следовательно, существую" - таков был принцип декартовского рационализма. Рационализм видел в уме способность истинно осмыслить сию реальность и не допускал возможности получения недостатков знаний вследствие познавательной деятельности.

Основы эмпиризма году заложены Ф.Бэконом (1561-1626), который считал чувство недостаточным и ненадежным источником знаний, поэтому задачу науки он видел в ее способности применять рациональный метод в чувственных данных. Таким образом, становление рациональное мировоззрения в контексте развития экспериментально естествознания и философии было, безусловно, выдающимся достижением в культурном процессе Нового времени.

В художественной культуре периода Реформации сформулировалось два стиля - барокко и классицизм.

Эпоха барокко настала после глубокого духовного кризиса, вызванного Реформацией. Этому стилю присущ своеобразный взгляд на человека и мир как на огромный театр, где каждый выполняет свою роль. Богатый порт Амстердама в 1638 г открыл городской театр, над входом которого можно было прочесть: "Наш мир - сцена, у каждого здесь своя роль и каждому воздастся по заслугам".

Придя на смену культуре Возрождения, барокко открыло пространство для новых возможностей в развитии искусства, особенно проявилось в создании грандиозных городских и парных ансамблей. Его стилистика отличается большим драматизмом, часто трагизмом мировосприятия, сложной уравновешенностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, стремлением соединить реальность и иллюзии. Динамизм скульптуры барокко, в отличие от скульптуры покоя, вызывает не оптимистическое ощущение могущества, величия возможностей человека, а скорее, увлечение легкостью, изяществом, какой-то нереальной, неземной прелюдией.

Если у художников классической Греции и Возрождения боги изображались очеловеченными, то у итальянского скульптора Д.Л.Бернини (1598-1680) они остаются богами. В его скульптурной группе "Аполлон и Дафна" ощущается иллюзия полета, но какого-то необычного, почти нереального, несколько фантастического.

Архитектура барокко  сохраняет некоторые достижения эпохи Возрождения, однако, в формах выраженный иной смысл, другое мироощущение. Это особенно заметно в контрастах между элементами тяжелых объемных конструкций, которые символизировали земное, и элементами легких изящных конструкций - воплощение величественного. Мастера этого стиля разрабатывали новый тип городского дворца, одновременно решая задачу создания больших ансамблей. Особенно впечатляют сооружения комплекса собора и площади св. Петра в Риме, авторство которых также принадлежит Д.Л.Бернини.

Выдающимися представителями  барокко в живописи были итальянец М.Караваджо и голландец П.Рубенс. М.Караваджо (1537-1610) разработал прием так называемого ночного освещения, благодаря которому добился эффектных контрастов света и тени. Творчества П.Рубенса (1577-1640) присущ высокий гуманистический пафос (назовем хотя бы картины "Поднятие креста", "Вакханалия"). В общем, стиль барокко был неоднородным, в нем прослеживаются разные направления: "высокое" барокко (аристократичное, дворянское и церковное), "среднее" и "низкое" (мещанское и крестьянское).

Еще более сложный и неоднозначный по своей природе является классицизм, который пережив глубокие изменения, наполнился новым содержанием во второй половине XVIII в. Как целостная система этот стиль начал функционировать во Франции в XVII в, в эпоху подъема абсолютизма; теоретические принципы его изложил Н.Буало (1636-1711) в дидактической поэме "Искусство поэтическое". Основываясь на принципах философского рационализма, классицизм воспитывал идеальное представление о разумной и справедливой власти просвещенного монарха, поэтому в художественных произведениях преобладали общественные, героические и патриотические мотивы. В духе античного эстетического идеала утверждался четкий переход жанров искусства на "высокие" и "низкие". К первым, где отражалась жизнь мифологических персонажей, королей, полководцев, принадлежали трагедия, ода, героическая поэма; ко вторым, героями которых выступали крестьяне, мещане - байка, сатира, идиллия.

В драматургии не допускалось  мнение трагического и комического, величественного и простого, сурово соблюдался закон "трех единств" - действия, времени, места. Выдающимися достижениями классицизм обязан творчеством драматургов Ж.Расина и Ж.Мольера. Через творчество Ж.-Б.Мольера (1622-1673), который утвердил жанр "высокой комедии", классицизм обратился к проблемам народной жизни.

Итак, барокко и классицизм можно рассматривать как культурно-мировоззренческие явления переходного периода - от Реформации до Просвещения. Духовная суть барокко выразила кризис социальных верхов, проявилась в контрастах "высокого" и "низкого", "духовного" и "материального", "покоя" и "экстаза".

Классицизм в основном выражал эстетические идеи, художественные вкусы и даже политические позиции той части феодальной аристократии, виделись спасение системы в укреплении абсолютной монархии, в тотальном контроле над духовной жизнью народа, использованием мировоззренческих ориентиров рационализма с целью предоставления старым идеям привлекательного звучания. Вместе с тем, в классицизме этого периода можно увидеть критики феодального образа жизни, попыток обращения к социальной жизни низов как представителей разума и здравого смысла.

Просвещение - это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Интеллектуальные представители ее проповедовали вопросы социальной и политической эмансипации третьего сословия (мещан и крестьян), установление "царства разума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и Гражданской равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания человеческого общества. Тем самым новейшие постулаты вызвали надлом старой феодальной организации.

Идеи Просвещения оказали  такое огромное влияние на все  направления духовной жизни европейского общества, давшие название новой культурно-исторической эпохе.

По времени эпоха  Просвещения - это середина XVII-XVIII вв. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, затем во Франции, позже - в Германии, Италии и других странах Европы. Развитие европейской культуры, так или иначе, проходил под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Характерными чертами  Просвещения являются:

1. Стремление его представителей  к перестройке всех общественных  отношений на основе разума, "вечной справедливости", равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII вв рационалистическую систему в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало настоящий "культ разума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Объявленное просветителями царство разума по своей исторической сути было не чем иным, как идеализированным смыслом буржуазии, которая готовила себе идейные основы прихода к власти.

Однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистская власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.

2. Движущей силой исторического  развития и условием торжества  разума просветители считали распространения передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего блага и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем распространение знаний и образования, оно включало в себя моральное и гражданское воспитание, а также утверждения "истинных" представлений о мире, обществе и человеке - в противоположность "ложным" идеям старого мира.

Постулаты Просвещения  не несли в себе революционного запала, однако именно они начали то социальный подъем, которое завершилось Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг.

3. Они стремились расковать  умы людей и тем самым способствовали  их политической раскрепощению. 

4. Просветители верили  в человека, его разум и высокое по призвания. Этим они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения.

На рубеже XVII-XVIII вв культура, наука и, в частности, медицина приобретают кардинально новые черты. Борьба за новые идеи осуществляется в условиях конфликта между материалом империалистическая и метафизическими взглядами, однако, преодолевая разнообразные трудности, медицина в отдельных отраслях достигла значительных успехов.

Развитие европейского искусства XVIII в сложное и неравномерное. В лишенной национального единства Италии высокие художественные достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданской нравственности. В искусстве Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по сути, готовил романтизм следующего столетия. Ценным наследием XVIII в стали заложенные в нем основы эстетики и искусствоведения как действительно научной дисциплины, развитие которой тесно связано с успехами философии.

Просветители провозгласили  целью искусства подражать природе, но природу упорядоченную, усовершенствованную (Дидро, А.Поп), очищенную умом от пагубного влияния рукотворной цивилизации, созданную абсолютистским режимом, неравенством, бездельем, роскошью. Рационализм философско-эстетической мысли XVIII в, однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к пропорциональности, изысканности, гармоничной завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и заканчивая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству - ячейке благородных порывов человечества, чувству, способному творить настоящие добродетели, которые подчиняются законам природы.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства  характерны для всех художественных жанров XVIII в. Художники стремились зафиксировать разнообразные в  оттенках, будничные, жизненные ситуации. Самобытные индивидуальные образы тяготели к интересным рассказам и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматической интриге.

Новые проблемы возникли и в архитектуре. Уменьшилось  значение церковного строительства, возросла роль светской архитектуры, привлекательно простой, обновленной, лишенной чрезмерной импозантности. В некоторых странах решались проблемы планирования городов будущего. Создавала архитектурные утопии: графические архитектурные пейзажи Д.Б.Пиранези, так называемая бумажная архитектура.

Выдающаяся роль в искусстве в эпоху Просвещения принадлежала скульптуре.

Скульптура во Франции, как и в других странах Европы, прошла те же, что и живопись, этапы: это преимущественно рокайльные формы в первой половине XVIII в и нарастание классических черт - во второй. Группа укротителей лошадей вылепленная для парка развлечений Марли (теперь на Елисейских полях), проникнутая духом барокко. Но уже изображение королевы Марии Лещинской Юноны обозначено веяниями нового времени.

4 Крещение  Руси - момент исторического выбора

4.1 Структура Русской Православной Церкви и её взаимоотношения со светской властью

Во главе русской  церкви был митрополит, назначаемый  константинопольским патриархом, что  свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники, т.е. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу (отсюда одно из названий монаха - инок). Монахи брали на себя обет безбрачия, "поставляли" кадры для высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны.

Информация о работе Крещение Руси - момент исторического выбора