Культура Византии и старой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:50, реферат

Краткое описание

Византизм как тип культуры оформлялся под действием античности, сохраняя и развивая ее традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и главные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань меж позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тема, жанры и формы художественного творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

Культура периода  с пятого по пятнадцатый век обозначается как средневековая. Сначало термин употреблялся для обозначения этапа  развития европейской культуры, потом  стал применяться в исследовании культур остальных регионов. Базу средневековой культуры составляет мировоззренческая парадигма теоцентризма, основанная на идее Бога как первопричины и смысла всего сущего.

В V в. Н.Э. В культуре Западной Европы возникает новое  видение мира, основанное на теоцентрической  мировоззренческой парадигмы, которая  будет доминировать в историческом самосознании на протяжении более тысячелетия. Основной идеологией средневековой  культуры является мысль одного Бога, создателя мира и человека, нравственной первопричины и духовного Абсолюта. Начало средневекового этапа становления  общечеловеческой культуры принято  разделять на 3 периода: V-XI вв. - Раннее средневековье, зарождение и становление  феодализма; XII-XV вв. - Классическое средневековье, зрелый феодализм; XVI- первая половина XVII века - позже средневековье, период упадка и разложения феодализма.

Средневековая культура - особая ступень в мировом  духовном процессе. Ее доминирующие культурные универсалии базировались на религиозном  понимании реальности, в силу чего сама культура носила сакральный характер. Ведущее положение религии в  духовной жизни и церкви как института  в социально-политической сфере  обусловили теологический характер мировоззрения и клерикальные черты  в художественной культуре. Религиозное  мышление сформировало всё средневековое  искусство, независимо от специфики  его развития в западных и восточных  странах (общее приоритетное значение принадлежало как христианству, так  и исламу).

но господство сакральных частей в средневековой  культуре не означало отсутствие в  ней альтернативных по своим началам  исканий гармонии жизни и мира в целом. Средневековая художественная культура выражало это завуалировано, своим условным языком.

Каковы же были закономерности и особенности становления  средневековой культуры? При ответе на этот вопрос следует учесть тот  фактор, что духовно-культурные универсалии  и мировоззренческая парадигма  эры формировались в процессе зарождения распространения и перевоплощения в мировую религию христианства.

Трансформация христианства из секты, появившейся  в лоне иудаизма, жестоко преследовавшейся светскими и церковными властями, (а христианские историки насчитывают  десять больших гонений на свою религию) в государственную религию завершается  к 4-му веку н.Э правитель Константин предоставил христианству равные права  с другими религиями, правитель  Феодосий возвел в ранг гос, а первый собор епископов, состоявшийся в 325 г. Н.Э. В г. Никея объявил ее мировой.

Процесс формирования христианства сопровождается конфигурацией  как общественного и этического состава сторонников первых общин, так и появлением должностных  лиц, либо клира: пресвитеров (старейшин), епископов (надзирателей), диаконов (служителей). равномерно хозяйственно-финансовая власть в общинах становится ведущей, что  в свою очередь обусловливает  отрыв, обособление клира от верующих. Внутри самих общин намечается противостояние меж иудейскими и неиудейскими элементами в вероучении, отражавшее борьбу иудейских  и языческих группировок в  христианстве. Проникновение языческих, восточных и греко-римских групп  в состав раннехристианских общин  вызвало резкое обострение теоретических  разногласий, и в конечном итоге  привело к вытеснению иудейского населения из христианства.

Внутри христианства также шла острая борьба по вопросам понимания и трактовки главных  вероучительных положений. Уже в I -II в.В. Н.Э. Возникают разные течения, которые  потом будут объявлены еретическими: гностицизм, манихейство, монтонизм  и остальные. Но самые принципиальные разногласия в понимании троичности Бога и Иисуса Христа соединены в  ранешном христианстве с арианством, несторианством и монофизитством.

Арианство - получило своё заглавие от имени римского священника Ария, считавшего, что Иисус Христос  не был рождён Богом, а создан им, поэтому не “единосущен” Богу-папе, а “подобосущен” ему. Христианский клир, в целях борьбы с арианством, получившим обширное распространение  в восточных провинциях Римской  империи, осудил это направление  как ложь на Никейском соборе, где  было начато формирование базы догматики  христианской церкви - знака веры. Совсем знак веры был утверждён на соборе 381 г. В Царьграде, поэтому и именуется  Никео-царьградским (принимается без  доказательств и исполняется  во время богослужения, состоит из 12 членов, 8 из которых посвящены  Иисусу Христу.)

Не успела церковь  осудить христианство, как его  сменяет появившееся в V в. Учение константинопольского епископа Нестория - несторианство, утверждавшее, что  Христос был человеком и после  вознесения только внешним образом  соединился со второй ипостасью троицы - Богом- отпрыском, поэтому и дева Мария не богородица, а человекородица либо христородица. Несмотря на то, что  это учение было осуждено как ложь, несторианство сохранилось как  одно из направлений в христианстве вплоть до наших дней.

позже, в V веке возникает  монофизитство, по вопросу о природе  Христа противоположное арианству. Его представители полагали, что  Иисус вообще не был человеком, а  является Богом, в нём не две природы, а одна, божеская, отсюда и этимология наименования (моно - один, физис - природа). Официальная церковь также осудила  монофизитство как ложь (Собор  в Халкедоне, 451 г.) Но это направление  и сейчас существует в христианстве (его придерживаются армянская, коптская, абиссинская и остальные церкви).

В борьбе с инакомыслием в собственных собственных рядах  христианство не лишь оформилось организационно, распространилось посреди всё большего числа народов, но и производило  единое мировоззрение по вопросам вероучения, догматики и культа, глубоко усваивая и приспосабливая наследие античности в собственных собственных интересах. Так, если в античном мировоззрении, человек - игрушка судьбы, забава богов, но сразу и “мера всех вещей”, достойный объект искусства, то христианство, придерживаясь строго моноцентризма, совсем с других позиций разглядывает природу, роль и предназначение человека.

специальные черты  средневековой культуры: а) определяющая роль религиозной культуры как «базовой», доминирующей; б) амбивалетный, двойственный характер, что обусловлено делением мира надвое и двойственным пониманием человека; в) наличием в структурах средневековой культуры ряда подкультур (к примеру, городской, рыцарской  и т.Д.), Г) иерархия форм культуры, отражавшая иерархию и корпоративность социальных отношений.

К особенностям культуры средневекового Запада следует  также отнести противостояние доминирующей клерикальной культуры и «культуры  безмолвствующего большинства» - народной смеховой культуры. В европейской  традиции преобладал взор на средневековье  как на эру мракобесия, «темные  века», период безусловного господства римско-церковной церкви. Исследования М.М. Бахтина и французской «Школы Анналов» выявили наличие, наряду с клерикальной, культуры, противостоящей ей - народной смеховой либо карнавальной. Элементами народной смеховой культуры, этнографической по происхождению и еретической по существу являлись: 1) обрядово-зрелищные формы (карнавалы, праздники, площадные смеховые действа); 2) словесные устные и письменные смеховые произведения, в том числе и пародийные; 3) жанры и формы фамильярно-площадной речи (ругательства, ненормированная лексика, божбы и т.Д.). Все они переплетены друг с другом, противостоят доминирующей культуре, как в понимании мира, так и в понимании человека. Поэтому карнавальная культура носила еретический характер, осмеивала то, что в клерикальной культуре носило обязательный, священный характер.

В культуре западноевропейского  средневековья выделяют следующие  этапы.

1) Раннее средневековье  (с пятого по девятый век) - время  формирования парадигмы теоцентризма, распространения христианства посреди  варварских племен, когда единственным  объединяющим началом выступала  религия, что детерминировало  ценность духовных властей (римско-церковной  церкви и папской власти) над  светскими, государственными. Для  этого этапа типично негативное  отношение к античному наследию. В философии господствуют апологетика  и схоластика, в искусстве - «варварский»  стиль, в котором сочетались  элементы раннехристианской художественной  культуры с элементами языческими, фольклорными. В литературе преобладают  произведения патристики и рассказы  о житиях святых, формируются  эпические сказания, такие как  «Беовульф», «Эдда», кельтские и  ирландские саги.

2) Классическое  средневековье (с десятого по  двенадцатый век) - период закрепления  теоцентризма, формирования и распада  государственных объединений, расцвета  культуры. Наряду с теологической  все большее значение получает  светская литература, появляются  такие жанры, как городской  роман, рыцарская поэзия, распространяемая  трубадурами и менестрелями, фольклорные  и студенческие песни и стихи.  В структуре культуры наряду  с клерикальной культурой появляются  и формируются подкультуры: рыцарская,  основанная на своей системе  ценностей, включая культ прелестной  дамы и кодекс чести. С появлением  первых институтов начинается  процесс генезиса студенческой  подкультуры, включавшей традиции, ритуалы, нормы поведения, внешние  атрибуты одежды и собственный  фольклор. С ростом городов и  численности городского населения  развивается городская подкультура.

В художественной культуре возникает единое направление - романское искусство. Его формирование связано с возвращением энтузиазма к достижениям греко-римской культуры, синтезом античных и местных традиций, в первую очередь с традициями кельтских, германских и остальных  северных племен. Поскольку основное количество сохранившихся памятников романского стиля являются архитектурными сооружениями: разные стили этого  времени различают по архитектурным  школам. Так, собор в Равенне, имеет  черты несомненного влияния византийской архитектурной школы. Строения частенько  создавались либо декорировались элементами, изъятыми из старых римских зданий. Внутри соборы и церковные комплексы  украшались скульптурными композициями, почаще рельефами и барельефами, так как скульптура тут еще  не разделена от стенки (аббатство  Клюни во Франции). необыкновенную роль игрались изображения сцен ужасного Суда и адских мук.

На смену романскому искусству приходит готика - подлинное  завершение расцвета средневекового искусства. В архитектуре на смену монастырским зданиям приходит сооружение городских соборов, пространство которых создавалось в расчете на все популяция. Это пространство пронизано световой и цветовой символикой, чему способствовала витражная живопись. Скульптура отделяется от стенки, приобретает округлость и выразительность, выступает в реальное пространство, фигуры еще скованы и напряженны, но виды несут духовную энергию. Бессчетные арочные перекрытия и декоративные элементы придавали готической архитектуре значительность, контрастность и экспрессивность. Примером ранешнего готического искусства является Собор Парижской Богоматери, зрелого - Собор в Реймсе.

базу музыкального искусства средних веков составляло литургическое песнопение, в котором  проявился синтез традиции и импровизации. Господствующий спонтанный элемент  в разновидностях церковного песнопения равномерно изживается с помощью  контроля над ожидаемым звучанием, аскетические псалмопения ранешнего  христианства сменяются канонизированным григорианских хоралом.

Воплощением вершины  развития средневековой художественной культуры стала готика (термин появился в эру Возрождения, когда утвердился взор на средние века как “темные”, ”варварские”). В формировании готического  стиля значимую роль сыграли городское  стройку и городская культура. Возникают городские соборы, отличающиеся от монастырских церквей как размерами, так и своим предназначением. Они являются средоточием не лишь религиозной деятельности, но и всей жизни горожан. Готическую архитектуру  называют “музыкой в камне”, т.К. Соборы украшались скульптурой (она отделяется от стенки), её виды несут духовную энергию, фигуры, хотя еще и скованы в  движениях, вытянуты и столпообразны, получают округлость и выражают экспрессию образов. Наряду с пластическими  искусствами развивались театр (средневековые  мистерии разыгрывались в помещениях соборов), изобразительное искусство (витражи, мозаики), литература. В ней  преобладают “латинская” поэзия, народные героические эпосы, такие  как “Беовульф”, “Песня о Роланде”. Возникает рыцарский роман (“Тристан и Изольда”), рыцарская куртуазная поэзия. Особенное место в литературе занимала поэзия вагантов - (лат. ”бродячие”) её расцвет совпал с развитием  школ и средневековых институтов, её авторами были “бродячие” студенты, поэзия воспевала беспечное веселье, свободную жизнь, далекую от аскетизма  официальной клерикальной культуры.

В XI-XII вв. Формируются  и остальные элементы (наряду с  литературой) рыцарской культуры, носившей светский характер, с особым морально-этическим  кодексом (обширно отражен в поэзии трубадуров, менестрелей).

В период классического  средневековья центрами образования  и науки стали институты, наряду с богословскими включавшие и  факультеты естественных наук. Частью научного знания становится алхимия, возникают  переводы на латынь (как язык образования  и науки) античных авторов, что стимулировало  развитие философской мысли.

позже средневековье  в Западной Европе характеризуется  как противоречивый социокультурный  процесс: наряду с эпидемиями, голодом, тенденциями сепаратизма развиваются  городская культура, торговля, формируются  условия для подъема духовной культуры (в особенности на Севере Италии).

Информация о работе Культура Византии и старой Руси