Культура Византии и старой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:50, реферат

Краткое описание

Византизм как тип культуры оформлялся под действием античности, сохраняя и развивая ее традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и главные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань меж позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тема, жанры и формы художественного творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

В искусстве  произошел переворот, сопоставимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился  человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взор на мир  получил заглавие гуманизма.

Антропоцентризм - основная мысль мировоззрения эры  Возрождения. Рождение нового мировоззрения  связано с писателем Франческо  Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом  способе, он противопоставляет научное  знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к зем-ной даме.

Идеи гуманизма  выражались в том, что в человеке важны его личные свойства -- разум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эру Возрождения  происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красы и гармонии, обращение к  человеку как к высокому началу бытия, чувство цельности и стройной закономерности мироздания.

Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции в  обществе. Это привело к отпадению  ряда европейских государств от католицизма  и появлению разных форм протестантизма.

эра Возрождения  породила гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля  Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтеня; Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира; Испания - Сервантеса; Польша - Коперника; Германия -Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях этих авторов  находится мысль о том, что  гармоничность сотворенного мира проявляется  везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эры  Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»; Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера» (Дрезден), «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь» (Эрмитаж); Тициан «Даная» (Эрмитаж).

эра Возрождения  характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы  заимствуют некие колористические  особенности итальянцев, а те, в  свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

основная черта  искусства и культуры Ренессанса - утверждение красы и таланта  человека, торжество мысли и больших  чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве  развиваются стили барокко и  классицизм, в живописи академизм  и караваджизм. Возникают новейшие жанры -пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Архитектура Ренессанса базирована на возрождении классической, основным образом римской архитектуры. Главные требования -сбалансированность и ясность пропорций, внедрение  ордерной системы, чуткое отношение  к строительному материалу, его  фактуре, красе.

Возрождение появилось  и ярче всего проявилось в Италии. Эру итальянского Возрождения условно  подразделяют на ряд этапов:

--ранешний Ренессанс  (треченто и кватроченто) -- середина XIV -- XV века;

--Высокий Ренессанс  (чинквеченто) -- конец XV -- вторая  треть XVI века;

--Поздний Ренессанс  -- вторая треть XVI -- первые десятилетия  XVII веков.

Период Проторенессанса -- предвестника Возрождения, которым  именуют первую половину XIV века, -- это  появление «Божественной комедии» великого Данте, лирического гения  Петрарки, считающихся родоначальниками итальянского гуманизма, это полный народного юмора и вольнодумства  «Декамерон» Боккаччо, это творения живописца Джотто, в чьих картинах возникли реалистические, живые, большие, пластически выразительные изображения  людей.

В XV веке новая  культура вступила в пору бурного  расцвета. Во Флоренции, ставшей важнейшим  культурным центром эры Возрождения, создаются именитые художественные коллекции дома Медичи, Платоновская академия, Лукрецианская библиотека. В Венеции, Милане, Риме и остальных  итальянских городах возникают  школы живописи, собираются кружки светски образованных людей, в которых  дискуссируются идеи античной философии, трудности морали, публичной жизни, научного познания природы. Живописцы  изучают пропорции человеческого  тела, анатомию, линейную перспективу. Скульпторы Донателло и Вероккьо, архитекторы Брунеллески и Альберти, живописцы Мазаччо, Липпи, Боттичелли, Мантенья, Беллини и, наконец, универсальный  гений Леонардо да Винчи -- целое  созвездие великих имен характеризует  вид кватроченто.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам праздничная  и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные  шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век длится и только в начале XVII тухнет цветение рожденной под  небом Италии возрожденческой культуры. Чинквеченто -- время Тициана, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и остальных  замечательных живописцев, картины которых являются украшением нашего Эрмитажа. К этому времени идеи Возрождения выходят за пределы Италии. Они получают воплощение в творчестве живописцев Нидерландов (Ян ван Эйк, уже в XV веке проложивший им дорогу в Северную Европу, Иероним Босх, Брейгель Старший, прозванный Мужицким, и др.), Германии (Дюрер), Испании (Эль Греко) и др. Визуальная культура -- архитектура, живопись, скульптура -- становится основным достижением Высокого Возрождения.

Поздний Ренессанс  характеризуется бурным развитием  и такового синтетического вида искусства, как театр, более колоритными  представителями которого стали  Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Новая философия  эры Возрождения была представлена трудами таковых выдающихся мыслителей, как Томас Мор в Англии, Боден, Монтень, Рабле во Франции, Макиавелли в Италии, Эразм Роттердамский  в Голландии и др.

таковым образом, культура эры Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой  секуляризации культуры выступает  гуманизм.

эра Возрождения  заменила религиозный обряд светским, возвела человека на героический  пьедестал. Эра с одной стороны  дала миру эталоны художественного  гения, науки и философии, а с  другой выразилась в широком социокультурном  упадке, связанном с разрушением  средневековой идеологии и социума. Эра Возрождения сформировала новый  идеал человека, самодостаточного в  собственной деятельности и не зависящего от коллективных образований (города, род, сословие).

Информация о работе Культура Византии и старой Руси