Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:50, реферат
Византизм как тип культуры оформлялся под действием античности, сохраняя и развивая ее традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и главные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань меж позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тема, жанры и формы художественного творчества.
Культура западноевропейского
средневековья активно
Культура Византии и старой Руси.
Культура Восточной Римской империи, получившей уже после её распада заглавие Византия, характеризуется своими специфическими чертами и чертами. Как и в западноевропейском средневековье её базу составляло христианство в форме греко-православия. Особенности византийской культуры: 1) синтез эллинизированного христианства с элементами иудейской, иранской и частично германо-славянской культур; 2) неизменные столкновения и борьба за политическую власть меж этническими группами и социальными слоями. Поскольку территория Византии не один раз изменялась, посреди ее многонационально населения было соперничество, а отсутствие закона о престолонаследии очень обостряло борьбу за императорскую власть, что в свою очередь вело к взаимопроникновению частей культур; 3) для византизма была характерна высоко развитая государственность, построенная на абсолютной авторитарности (личность была полностью подчинена тоталитарному государству, отсутствовал дух корпоративности, свойственный средневековой Европе); 4) тесный синтез страны и церкви в Византии предполагал подчиненность духовных властей светским, что обусловило особенности развития культуры.
Византизм как
тип культуры оформлялся под действием
античности, сохраняя и развивая ее
традиции, но построена эта культура
была на фундаменте христианства, восприняв
его теоцентризм и главные
духовно-культурные универсалии. В
это же время нельзя провести четкую
грань меж позднеантичной культурой
и византизмом, внутри которого долго
ещё сохраняли лидирующее положение
античные принципы, тема, жанры и
формы художественного
В истории Византийской
культуры принято выделять ряд этапов.
Ранешний византизм обхватывает
период с V по VII века, когда складываются
традиции имперской жизни, осуществляется
переход от античности к средневековью,
при сохранении античной научной
мысли развивается христианское
богословие и художественный идеал.
В Восточной Римской империи
господствовала частная, индивидуальная
собственность. Власть правителя была
базирована на суверенных правах страны,
где сохранились римские
В целом основанная на греко-православии, ранневизантийская культура носила двойственный характер, основанный на ”теории симфонии” - единства императорской, светской и духовной, церковной властей. Меж дворцом и храмом, императорским портретом и иконой существовали неуловимые связи и параллели, и там и там доминирует определённая официальность и директивность, праздничная монументальность. В философии того времени наряду с развитием неоплатонизма, идей античности, основное внимание уделяется христологическим проблемам (споры о природе Иисуса Христа).
Как определённый специфичный протест против вида жизни общества складываются традиции отшельничества и пустынножительства, оказавшие потом существенное действие на духовное мировидение греко-православия.
принципиальным достижением византийской духовной культуры этого периода была развитая система просвещения, включавшая в себя изначальное, среднее и высшее образование. Если начальная ступень строилась сначало на исследовании мифологии греко-римского мира, то позже она базируется на христианском псалтыре. Средняя ступень включала орфографию, грамматику, принципы стихосложения, философию, математику, обучение осуществлялось под управлением грамотеев-учителей (либо риторов). В IV-VI- веках сохранялось со временем античности высшее образование а Афинах, Александрии, а потом и в Константинополе.
Второй этап
развития византийской культуры продолжался
с середины 7-го века до середины 9-го,
когда наметился спад в области
культуры, связанный с общим
главные действия духовной культуры того времени связано с религиозно-политической борьбой, сопровождавшейся ростом мистицизма. Особой популярностью воспользовалась теория “синергизма” (создатель - Матвей Исповедник), в базе которой лежала мысль, что “человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью которой поддерживает контакт с божеством через веру и волю”.
В 762 году правитель
Лев III обнародовал эдикт, объявляющий
почитание икон и мощей идолопоклонством.
Начинается эра иконоборчества, продлившаяся
до 843 г. Традиции иконописи в Византии
восходили к обширно
В разгар иконоборчества
возникает павликианство - движение
протеста в православном христианстве,
согласно вероучению которого мир разделён
на 2 враждебных царства - духовное, исходящее
от Бога, и материальное - царство
зла, исходящее от сатаны. Отвергало
культ богородицы, иконы, святых, возрождало
идеи и практику раннехристианских
общин, активно проповедовало
Во главе иконопочитателей стало монашество, в лице собственных наилучших представителей Иоанна Дамаскина, Ф. Студита, отстаивавших независимость церкви от страны, возврат к духу и смыслу христианского миропонимания. В 787 г. В Нике VII Вселенский Собор осудил иконоборчество, признал вероятным внедрение и почитание икон в богослужении. (Иконоборчество возродится ещё и в 802-815 годах, но потом было совсем осуждено).
В середине 9-го
века Византия становится одним из
огромнейших и могущественных стран
Европы. Вплоть до конца 12 века продолжается
своеобразный “ренессанс” византизма,
в базе которого лежало возрождение
античных традиций. В XI веке были открыты
высшие юридические и философские
школы, где готовили государственных
и духовных сановников. В них преподавали
виднейшие мыслители
Развитие сельского хозяйства и ремесел, создание военного флота привели к оживлению городов. К 12 в. Константинополь - центр бюрократии сложилась иерархия чинов и должностей.
В конце IX века на
базе традиции пустынножительства возникает
известный Афонский комплекс монастырей,
ставший интернациональным
В период “македонского
возрождения” происходит подъём раннесредневековой
культуры - это новое обращение
к античному наследию со строго христианских
позиций. Церковь и религия
В 1054 году совсем оформляется раскол в христианстве - «великая схизма», разделение церквей на западную, римско-католическую и восточную, православную. В процессе размежевания сложились различия в догматике, вероучении, культе и обрядности меж православием и католицизмом. Ряд этих различий сохраняется до наших дней.
Четвёртый период
в истории византийской культуры
с 13 по 15 века - период позднесредневековый,
обусловленный экономическим и
политическим упадком. В это время
предпринимается попытка
таковым образом,
культура Византии явилась своеобразным
духовным образованием, хорошим от
западноевропейской средневековой
культуры. К этим различиям можно
отнести: 1) устойчивое сохранение античных
традиций в науке, просвещении, литературе,
изобразительном искусстве; 2) индивидуализм
(вера в возможность личного
Формирование
славянских культур, в том числе
российской и белоруской, во многом
связано с византийскими
До Крещения
Руси культура развивалась под влиянием
языческих религиозно-
обычно Крещение
Руси связывают с событиями 988 г.
Н.Э., Летом которого при князе
Владимире византийские священники
крестили популяция Киева. На самом
деле этот процесс осуществлялся
в несколько этапов, а двоеверие
сохранялось в течение веков.
Крещение Руси было вызвано необходимостью
расширения государственных и
Объединение славянских племён, формирование самой юный культуры в Европейском регионе.
Включение данной культуры в европейский христианский круг.
Появление каменного и храмового зодчества, стройку монастырских комплексов. Храмы и соборы сразу стают центрами образования и городской культуры.
Завершение процесса формирования письменности. Христианизация Руси способствовала распространению “кириллицы” (до 13 века была и “глаголица”); грамотности, появлению переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания, в XI в. Распространяются переводные византийские сочинения.
Формирование
системы образования происходит
сначало при церквях и
Появление летописей как памятников культуры и литературы (“Слово о законе и Благодати” Иллариона, ”Повесть временных лет” Нестора и т.Д.)
Развитие художественной культуры и христианизация изобразительного искусства.
Каноническое византийское искусство в синтезе с народными традициями лежит в базе российской иконописи, в которой условность и суровость, аскетизм “греческой” манеры смешивается с живописностью и натуралистичностью. Появляются фресковая живопись и мозаика (Софийский Собор в Киеве, Полоцке).
Фольклорные мотивы
заполняли декоративно-
таковым образом, под действием действий взаимовлияния и взаимопроникновения культур формируется самобытная российская культура как целостность, со собственной своей системой ценностей и исторической судьбой.
Культура Возрождения
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил заглавие Возрождения, либо Ренессанса.
Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала современности. Ренессанс появился в Италии в XIV в., Распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг большего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. Упадок - маньеризм.
сначало новое
явление в европейской