Культура Византии и старой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:50, реферат

Краткое описание

Византизм как тип культуры оформлялся под действием античности, сохраняя и развивая ее традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и главные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань меж позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тема, жанры и формы художественного творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

Культура западноевропейского  средневековья активно взаимодействовала  с византийской и арабо-мусульманской, явилась пространством формирования европейских наций, стран и языков. В средние века появились предпосылки  и элементы современной цивилизации  и культуры.

Культура  Византии и старой Руси.

Культура Восточной  Римской империи, получившей уже  после её распада заглавие Византия, характеризуется своими специфическими чертами и чертами. Как и в  западноевропейском средневековье  её базу составляло христианство в  форме греко-православия. Особенности  византийской культуры: 1) синтез эллинизированного  христианства с элементами иудейской, иранской и частично германо-славянской культур; 2) неизменные столкновения и  борьба за политическую власть меж  этническими группами и социальными  слоями. Поскольку территория Византии не один раз изменялась, посреди  ее многонационально населения было соперничество, а отсутствие закона о престолонаследии очень обостряло  борьбу за императорскую власть, что  в свою очередь вело к взаимопроникновению  частей культур; 3) для византизма была характерна высоко развитая государственность, построенная на абсолютной авторитарности (личность была полностью подчинена  тоталитарному государству, отсутствовал дух корпоративности, свойственный средневековой Европе); 4) тесный синтез страны и церкви в Византии предполагал  подчиненность духовных властей  светским, что обусловило особенности  развития культуры.

Византизм как  тип культуры оформлялся под действием  античности, сохраняя и развивая ее традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв  его теоцентризм и главные  духовно-культурные универсалии. В  это же время нельзя провести четкую грань меж позднеантичной культурой  и византизмом, внутри которого долго  ещё сохраняли лидирующее положение  античные принципы, тема, жанры и  формы художественного творчества.

В истории Византийской культуры принято выделять ряд этапов. Ранешний византизм обхватывает  период с V по VII века, когда складываются традиции имперской жизни, осуществляется переход от античности к средневековью, при сохранении античной научной  мысли развивается христианское богословие и художественный идеал. В Восточной Римской империи  господствовала частная, индивидуальная собственность. Власть правителя была базирована на суверенных правах страны, где сохранились римские традиции гражданства, права, страны (примером чего служит процедура выборов правителя). В мировосприятии господствует оптимизм, мысль богоизбранности византийцев, что привело к появлению тезиса, что Константинополь - град божий.

В целом основанная на греко-православии, ранневизантийская  культура носила двойственный характер, основанный на ”теории симфонии” - единства императорской, светской и  духовной, церковной властей. Меж  дворцом и храмом, императорским  портретом и иконой существовали неуловимые связи и параллели, и  там и там доминирует определённая официальность и директивность, праздничная монументальность. В  философии того времени наряду с  развитием неоплатонизма, идей античности, основное внимание уделяется христологическим проблемам (споры о природе Иисуса Христа).

Как определённый специфичный протест против вида жизни общества складываются традиции отшельничества и пустынножительства, оказавшие потом существенное действие на духовное мировидение греко-православия.

принципиальным  достижением византийской духовной культуры этого периода была развитая система просвещения, включавшая в  себя изначальное, среднее и высшее образование. Если начальная ступень  строилась сначало на исследовании мифологии греко-римского мира, то позже  она базируется на христианском псалтыре. Средняя ступень включала орфографию, грамматику, принципы стихосложения, философию, математику, обучение осуществлялось под управлением грамотеев-учителей (либо риторов). В IV-VI- веках сохранялось со временем античности высшее образование а Афинах, Александрии, а потом и в Константинополе.

Второй этап развития византийской культуры продолжался  с середины 7-го века до середины 9-го, когда наметился спад в области  культуры, связанный с общим экономическим  кризисом, потерей восточных провинций  и больших центров, сокращение населения  городов. Византия становится аграрной государством, на смену колонату приходит специфичный фемный строй (фемы - военно-административные округа, возглавляемые полководцами-стратигами). Сохраняется централизованно-политическая власть, самым крупным центром  остаётся Константинополь (его популяция  насчитывает в это время 200-250 тыс. Человек).

главные действия духовной культуры того времени связано  с религиозно-политической борьбой, сопровождавшейся ростом мистицизма. Особой популярностью воспользовалась  теория “синергизма” (создатель - Матвей Исповедник), в базе которой лежала мысль, что “человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью  которой поддерживает контакт с  божеством через веру и волю”.

В 762 году правитель  Лев III обнародовал эдикт, объявляющий  почитание икон и мощей идолопоклонством. Начинается эра иконоборчества, продлившаяся до 843 г. Традиции иконописи в Византии восходили к обширно распространённому  в ранневизантийскую эру портрету, но иконы, числилось, владеют еще  и чудодейственной мощью. Кризис религиозного изобразительного искусства  породил иконоборчество, законодательно закреплённое церковью Вселенским собором 754 г., Который осудил иконопочитание как козни сатаны, запретил писание  икон Христа, Богоматери и святых, “оскорблять  их презренным эллинским искусством”.

В разгар иконоборчества возникает павликианство - движение протеста в православном христианстве, согласно вероучению которого мир разделён на 2 враждебных царства - духовное, исходящее  от Бога, и материальное - царство  зла, исходящее от сатаны. Отвергало  культ богородицы, иконы, святых, возрождало идеи и практику раннехристианских  общин, активно проповедовало аскетизм.

Во главе иконопочитателей стало монашество, в лице собственных  наилучших представителей Иоанна Дамаскина, Ф. Студита, отстаивавших независимость  церкви от страны, возврат к духу и смыслу христианского миропонимания. В 787 г. В Нике VII Вселенский Собор  осудил иконоборчество, признал вероятным  внедрение и почитание икон в  богослужении. (Иконоборчество возродится ещё и в 802-815 годах, но потом было совсем осуждено).

В середине 9-го века Византия становится одним из огромнейших и могущественных стран  Европы. Вплоть до конца 12 века продолжается своеобразный “ренессанс” византизма, в базе которого лежало возрождение  античных традиций. В XI веке были открыты  высшие юридические и философские  школы, где готовили государственных  и духовных сановников. В них преподавали  виднейшие мыслители византийского  средневековья: Константин Лихуд, Михаил Пселл и др. С 12 века высшая школа  попадает под покровительство церкви и на неё возлагается задачка  борьбы с ересями. С 1204 года система  просвещения перемещена в монастыри.

Развитие сельского  хозяйства и ремесел, создание военного флота привели к оживлению  городов. К 12 в. Константинополь - центр  бюрократии сложилась иерархия чинов  и должностей.

В конце IX века на базе традиции пустынножительства возникает  известный Афонский комплекс монастырей, ставший интернациональным центром  православного монашества. Расширяется  миссионерская деятельность византийской церкви, ее наикрупнейшим центром  стала Фессалоника, из которой происходили  основоположники славянской письменности Кирилл и Мефодий. В 863 году состоялось их именитая моравская миссия, после  которой возникли христианские службы на славянских языках.

В период “македонского  возрождения” происходит подъём раннесредневековой культуры - это новое обращение  к античному наследию со строго христианских позиций. Церковь и религия регламентируют нормы домашнего права, ужесточают православные требования, растёт роль церковного суда. В светском искусстве  господствует принцип “в здоровом теле здоровый дух”, в византийском религиозном искусстве восторжествовала собственная мысль соотношения  духовного и телесного, мысль  гармонии (краса телесная есть отражение, проявление красы духовной, доказательство совершенства духовного начала). Возрождается иконопись, храмовое искусство в  целом, в убранстве храмов воплощена  теология примирения. В архитектуре  обширное распространение получает сначало базилика, потом византийский крестово-купольный тип. Вырабатывается единый монастырский комплекс, включавший иконографическую программу внутреннего  дизайна храма, в базе которой  лежало единство монументальности и  красочного дизайна, освещения, литургии и ее вокально-хорового сопровождения. Кроме архитектурных памятников профессионалы Византии оставили непревзойдённые  по красе мозаики, иконы и книжную  миниатюру.

В 1054 году совсем оформляется раскол в христианстве - «великая схизма», разделение церквей  на западную, римско-католическую и  восточную, православную. В процессе размежевания сложились различия в  догматике, вероучении, культе и обрядности меж православием и католицизмом. Ряд этих различий сохраняется до наших дней.

Четвёртый период в истории византийской культуры с 13 по 15 века - период позднесредневековый, обусловленный экономическим и  политическим упадком. В это время  предпринимается попытка преодолеть средневековое мировоззрение и  политические принципы, не получившие развития, но оказавшие существенное влияние на культуру славянских народов.

таковым образом, культура Византии явилась своеобразным духовным образованием, хорошим от западноевропейской средневековой  культуры. К этим различиям можно  отнести: 1) устойчивое сохранение античных традиций в науке, просвещении, литературе, изобразительном искусстве; 2) индивидуализм (вера в возможность личного спасения, неразвитость корпоративности); 3) культ  правителя как земного божества (сакральной фигуры), требующего особых церемоний поклонения; 4) традиционализм и унификация научного и художественного  творчества, чему способствовала бюрократизация всей жизнедеятельности византийского  страны. Но это культура создала  свою свою систему ценностей и  вошла в историю человечества.

Формирование  славянских культур, в том числе  российской и белоруской, во многом связано с византийскими традициями. Сначало культура Руси складывается в процессе становления государственности, испытывая как внутриплеменные  культурные действия, так и впитывая культурные заимствования. Действие византизма явилось результатом культурной деформации, когда чужие влияния применялись к своим традициям, этническим особенностям, сложившемуся укладу жизнедеятельности (в особенности в сельской местности).

До Крещения Руси культура развивалась под влиянием языческих религиозно-мифологических представлений, которые позже синтезировались  с православно-церковными элементами. Аскетизм византийского христианства дополнился языческими культами природы, жизнерадостностью и жизнелюбием, открытостью народной культуры. (“Слово о полку Игореве” все пронизано  языческими мотивами).

обычно Крещение Руси связывают с событиями 988 г. Н.Э., Летом которого при князе  Владимире византийские священники крестили популяция Киева. На самом  деле этот процесс осуществлялся  в несколько этапов, а двоеверие  сохранялось в течение веков. Крещение Руси было вызвано необходимостью расширения государственных и территориальных  связей, потребностью в духовном единстве, объединении раздробленных княжеств. Культурно-историческое значение крещения Руси:

Объединение славянских племён, формирование самой юный культуры в Европейском регионе.

Включение данной культуры в европейский христианский круг.

Появление каменного  и храмового зодчества, стройку  монастырских комплексов. Храмы и  соборы сразу стают центрами образования  и городской культуры.

Завершение процесса формирования письменности. Христианизация Руси способствовала распространению  “кириллицы” (до 13 века была и “глаголица”); грамотности, появлению переводов  греческих и болгарских книг как  церковного, так и светского содержания, в XI в. Распространяются переводные византийские сочинения.

Формирование  системы образования происходит сначало при церквях и монастырях.

Появление летописей  как памятников культуры и литературы (“Слово о законе и Благодати” Иллариона, ”Повесть временных лет” Нестора  и т.Д.)

Развитие художественной культуры и христианизация изобразительного искусства.

Каноническое  византийское искусство в синтезе  с народными традициями лежит  в базе российской иконописи, в которой  условность и суровость, аскетизм “греческой”  манеры смешивается с живописностью  и натуралистичностью. Появляются фресковая  живопись и мозаика (Софийский Собор  в Киеве, Полоцке).

Фольклорные мотивы заполняли декоративно-прикладное искусство и музыкально-певческое  творчество, сохранившиеся в былинах  и сказаниях.

таковым образом, под действием действий взаимовлияния  и взаимопроникновения культур  формируется самобытная российская культура как целостность, со собственной  своей системой ценностей и исторической судьбой.

Культура  Возрождения

Новый период в  культурном развитии Западной и Центральной  Европы получил заглавие Возрождения, либо Ренессанса.

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое  движение в истории европейской  культуры в период конца средневековья  и начала современности. Ренессанс  появился в Италии в XIV в., Распространился  в западных странах (Северное Возрождение) и достиг большего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. Упадок - маньеризм.

сначало новое  явление в европейской культурной жизни смотрелось как возвращение  к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение  к классической «золотой латыни». В  Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья  произведения античной скульптуры, архитектуры. Схожее уже происходило в мировой  истории (к примеру, в эру Каролингского  возрождения и классического  средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но лишь для  того, чтоб отыскать в нем доказательство правильности церковных догм). В  этот раз вышло другое. Парадокс Возрождения определялся тем, что  античное наследие превратилось в орудие ниспровержения церковных канонов  и запретов. Некие культурологи, определяя её значение, сравнивают с превосходной культурной революции, которая продолжалась два с половиной  столетия и завершилась созданием  нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне  евро региона в это время не наблюдалось.

Информация о работе Культура Византии и старой Руси