Культура деловой речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена деловое общение было одним из важнейших составляющих любого бизнеса, главным средством взаимодействия в его рамках и мощным рычагом воздействия одних его субъектов на других. Именно правильно проведенные деловые переговоры, грамотно оформленное соглашение или умелое обоснование того или иного предложения в конечном итоге определяют успешность предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………………….…..3
1.ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.……………………………..…..4
2.ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ………………….………..…………….......8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………......12
ГЛОССАРИЙ …………………………………….….…………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..........15

Вложенные файлы: 1 файл

доронин.docx

— 35.98 Кб (Скачать файл)

                                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

 

Кафедра гуманитарно - правовых дисциплин

 

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему

«Культура деловой речи»

 

 

                                                                                           Выполнил:

                                                                                           студент 1 курса

                                                                                          направления

                                                                  «Государственное и                                                                   муниципальное управление»

                                                                                           (группа Г-11)

                                                                                           Доронин А.А.

 

                                                                                           Проверила:

                                                                                          доктор культурологии,

                                                                                          профессор

                                                                                           Жукоцкая З.Р

 

 

                                               Нижневартовск

                                                         2014

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                              Дата

________________                                                                                                         _________201_

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………………….…..3

1.ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.……………………………..…..4

2.ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ………………….………..…………….......8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………......12

ГЛОССАРИЙ …………………………………….….…………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..........15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

    

      Во все времена деловое общение было одним из важнейших составляющих любого бизнеса, главным средством взаимодействия в его рамках и мощным рычагом воздействия одних его субъектов на других. Именно правильно проведенные деловые переговоры, грамотно оформленное соглашение или умелое обоснование того или иного предложения в конечном итоге определяют успешность предпринимательской деятельности.

      С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно-политическим, социально-бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики - деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации. Деловая риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения.

     Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере.

      В нашей стране пока хорошее владение родным языком, умение грамотно и культурно говорить и писать не стало общественной ценностью. Для общественного сознания владение родным языком признается необходимостью, но весьма далекой от приоритетной.

           ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

     Деловое общение должно строиться на партнерских началах, учитывая взаимные запросы и потребности его участников, исходить из интересов дела.

Деловое общение, основанное на принципах сотрудничества и взаимопонимания, повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям.1

    Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

    Существуют так называемые «писаные» И «не писаные» правила поведения в той или иной ситуации общения. Например, довольно часто приходится слышать такие выражения, как «согласно протоколу», «в соответствии с протоколом», «по протоколу».

    Слово протокол - это термин, который используется в. области международных отношений. Дипломатический протокол - это совокупность правил, условностей, традиций, регулирующих порядок совершения дипломатических актов.

    Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений.

Все большее распространение в деловых кругах получает деловой этикет, отражающий накапливающийся опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных трупп.

    Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом; предписывает, как, дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т. д.

Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать.

     Знание правил делового этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Нарушение этикетных норм может привести к нежелательному результату в процессе общения, поставить человека в нелепое положение, создать анекдотическую ситуацию.2

Регламентированность делового общения требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является употребление слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов), не следует злоупотреблять терминами и иностранными словами.

Неприятное впечатление производят ошибки, связанные с нарушением норм современного литературного языка, неточность словоупотребления, непонятность высказывания, многословие.

Все это свидетельствует о низкой речевой культуре говорящих и, естественно, подрывает доверие к ним и их словам.

Умение пользоваться языком включает в себя также знание и соблюдение речевого этикета.

Под речевым этикетом понимаются разработанные обществом правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения.

    Особый жанр официально-делового стиля – это юридические документы: конституция, своды законов и др. Главное для этих документов – четкие, полные, не оставляющие места для двусмысленности формулировки, ничего не должно оставаться в подтексте; неявно выраженный смысл не характерен.

Действительно, различные ситуации требуют использования определенных речевых оборотов. Вот, к примеру, выражения, которые могут употребляться при знакомстве:

- Давайте познакомимся (будем  знакомы)

- Позвольте (разрешите) познакомиться  с вами

- Позвольте (разрешите) представиться

- Познакомьте, пожалуйста, меня  с...,

- Представьте меня вашему (вашей)...

- Познакомьтесь, пожалуйста. Это мой (моя)...

- Позвольте (разрешите) Познакомить  вас...

- Позвольте (разрешите) Представить  вам моего...

      Конечно, нельзя просто механически заучить эти выражения. Очень важно учитывать, насколько та или иная формула речевого этикета уместна в конкретной ситуации, соответствует ли она социальному статусу говорящего, его индивидуальным особенностям, приемлема ли для собеседника.

     Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.

     Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои.3

      Известно, что в некоторых - странах были изданы законы, предписывающие, как надо обращаться к представителям различных слоев общества. Такие законы, изданные великим преобразователем Петром 1, неукоснительно действовали и в нашей стране вплоть до 1917 года.

     В настоящее время ведется работа по подготовке Словаря русского речевого этикета, основу которого должны составить слова и устойчивые выражения доброжелательного обхождения из произведений русской художественной литературы XIX-XX веков. Такой словарь, бесспорно, будет способствовать повышению культуры речевого этикета.

     Следует учесть, что речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

     Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают приведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.4

      Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Не случайно в народе говорят: «Время деньги». Деловые люди знают цену времени, стараются использовать его рационально и обычно расписывают свой рабочий день по часам и минутам. Поэтому, как правило, деловые встречи имеют строгий регламент. А чтобы-отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.5

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

    Деловая беседа - это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.6

В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда, имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.

К числу целей, требующих проведения деловой беседы можно отнести стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.

Деловая беседа может быть рассмотрена как особый вид межличностного взаимоотношения в организационной среде. Четкое осознание участниками беседы целей, которые они преследуют, понимание психологическими и речевыми приемами ведения деловой беседы являются необходимыми составляющими эффективной деловой коммуникации.

   Деловое совещание - это деятельность, связанная с принятием решений группой заинтересованных лиц, соответственно такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление, оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты.

Информация о работе Культура деловой речи