Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:21, реферат
Дисциплина «Культурология» или теория культуры – это новая социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология. Предметом ее изучения служит культура как общественное явление и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений – институтов, ценностей, норм – в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).
Введение
Дисциплина «
В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.
Культурология призвана
сыграть важную роль в гуманитарной
подготовке студентов, целью которой является
– готовить не просто специалистов в какой-то
узкой сфере производства и управления,
а личность, способную к различным сферам
деятельности, осознанно принимающую
решения по политическим, мировоззренческим,
нравственным, эстетическим и другим вопросам
(Радугин А.А. «Культурология»).
Тема 1. Предмет культурологии.
Понятие и сущность
культуры
1 Культурология как наука: становление, цели и задачи. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.
2 Понятие «культура», его формирование и философское осмысление.
3 Структура культуры, ее основные компоненты. Взаимосвязь и взаимодополнение материальной и духовной культуры.
4 Основные элементы культуры как системы (обычаи, нормы, ценности, знания, значения). Ценностная природа культуры.
Основная
1 Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В. Е. Попова – М.: Владос, 1996. - С.3-6, 75-79.
2 Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2001. - С. 24-29, 31-45, 150-159.
3 Культурология: Курс лекций / Под. ред. А. А. Радугина – М.: Центр, 1997. - С.12-21, 50-65.
4 Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. - С.6-16, 63-94, 95-106,111-131.
5 Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча– М.: Гардарики, 2002. - С.5-10, 61-75, 91-96.
6 Левяш И. Я. Культурология. - Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - Минск: Тетра Системс, 2001. - С.9-12, 24-33, 38-52.
7 Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 1998. - С.9-33.
8 Полищук В. И. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. - С.7-85.
9 Скворцова
Е. М. Теория и история
Дополнительная
1 Кравченко А. И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 2001. - С.7-27, 50-79.
2 Культурология XX век. Словарь. – СПб., 1997.
3 Культурология XX век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1998.
4 Рождественский
Ю. В. Введение в
5 Рузнев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1999.
6 Культура,
культурология и образование.
Материалы «круглого стола» // Вопросы
философии. - 1997. - №2.
КРАТКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Культурология включает в себя два больших раздела: теорию культуры (ее часто отождествляют с культурологией в целом) и историю культуры, где рассматриваются различные типы культур, которые существовали и прошли свое историческое развитие. Есть еще прикладная культурология, изучающая принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами (теми, которыми можно и нужно управлять).
Предметом изучения данного учебного курса является теория культуры. Сам термин «культурология» активно вошел в научный оборот в первой половине XX века. Понимание культурологии как особой науки о культуре связывается с именем американского культурантрополога Лесли Уайта (1900-1975). Одним из первых в работе «Наука о культуре» (1949) Л. Уайт охарактеризовал культурологию как особую область научного знания.
Следует выяснить исторические и социальные причины возросшего интереса мировой науки к проблемам культуры в XX веке (становление
постиндустриальной цивилизации, поиском средств «культурной адаптации» человека в условиях техногенного мира и информационной цивилизации; появлением и распространением массовой культуры и т.д.)
Можно проследить историю формирования новой науки в нашей стране с 1960-1980 годов и введения ее в начале 1990-х годов в качестве обязательного общеобразовательного курса высшего образования, выяснить цели и задачи культурологии.
Выясняя сущность предмета культурологии, следует учесть, что существуют различные подходы к пониманию культурологии как науки. Это связано как с молодостью самой науки культурологии, так и с тем, что изучением культуры занимаются многие науки (история, философия, археология, этнография, социология, антропология, искусствоведение и т.д.)
Отсюда выясните: какова структура культурологического знания? Cуществует множество представлений о культурологии, однако можно выделить три основных подхода:
Имеющиеся
разночтения в понимании
Культурология (в узком смысле слова) представляет собой теорию культуры, которая рассматривает: генезис культуры (причины появления культуры, основные закономерности становления человека как творца и носителя культуры); морфологию культуры (т.е. ее структуру, формы культуры); динамику культуры (процесс становления, изменения культуры, стадии ее жизни). Выясните суть основных типов социокультурной динамики (циклично-круговой, линейный, инверсионный).
В заключение по первому вопросу рассмотрите место культурологии среди других гуманитарных наук, что включает в себя гуманитарное образование, что включает в себя «модель нового образования» в России, какими чертами сознания характеризуется «модель культурного человека».
Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим в процессе его материальной и духовной деятельности. След, оставляемый этим искусственным окружением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем «культурой».
Далее выясните полисемантический характер понятия «культура» (полисемия – многозначность слова, т.е. наличие у одного слова нескольких значений). Дайте обыденное, повседневное представление о культуре и научное. Если исходить из наиболее употребляемого в современной науке определения культуры, то оно может звучать так: культура – это мир искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материальных, идеальных, социальных, технологических) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только методом заучивания или подражания (в процессах воспитания, образования и практическо - социального взаимодействия с другими людьми).
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты. Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства.
Делят культуру на обыденную (т.е. это повседневная практика, привычный образ жизни и которой не нужно учиться; основные ее знания усваиваются на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов) и специализированную, освоение которой требует специального профессионального образования.
Можно выделить четыре основных блока осуществления человеческой деятельности:
а) культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура);
б) культура познания и отражения мира (философская культура, научная, религиозная, художественная культура);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, информационно- кумулятивная культура, т.е. система музеев, библиотек, архивов и прочее, культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетентности знаний);
г) культура физической и психической репродукции (воспроизводства), реабилитации и рекреации (восстановления сил) человека (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура питания, отдыха и т.д.)
Такова далеко не полная классификация морфологической структуры культуры. При подготовке этого вопроса студент может использовать другие методологические принципы в определении морфологических форм культуры.
Обычаи – это одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются обрядами, ритуалами. Это образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения.