Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:21, реферат
Дисциплина «Культурология» или теория культуры – это новая социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология. Предметом ее изучения служит культура как общественное явление и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений – институтов, ценностей, норм – в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).
Нормы – они выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование или специально разработаны для специализированного поведения человека (нормы экономические, политические, правовые, нравственные, технологические и т.д.).
Ценности действуют на более высоком уровне духовной культуры и выступают в качестве регулятивов. Ценности включают в себя не только нормы и обычаи, но и интерес, потребность, долг, идеал, побуждение и мотивацию. Выясните виды ценностей, суть их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности. Объективные и субъективные ценности, прогрессивные и реакционные, необходимость гармонизации ценностей. Всякая культура должна иметь иерархию ценностей, покажите историчность ценностей.
Следующий элемент культуры – это знание. Знание в культурологическом понимании – это объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий, т.е. достоверные и системно упорядоченные данные. В культуре знание обязательно тождественно достоверной информации, а сама информация является обязательно видом деятельности человека в контексте культуры. Выделяют обыденное, житейское знание, духовное, художественно-эстетическое, политическое, идеологическое и т.д. и т.п.
Знание само по себе не создает новых видов реальности, но оно открывает их, более быстро осваивает их, усиливает эффективность человека в поиске и создании новых материальных и духовных средств жизнедеятельности. Истина и заблуждение. Знание и вера.
Значения
– это предметно выраженные образы или
понятия, это виды реальностей, созданных
в ходе духовной деятельности. Значения
выступают как средство соединения людей
с миром посредством знаков, они фиксируют
смыслы самых разных сторон жизни, обретая
статус лишь в случае соединения с нормами
и ценностями.
Тема
2. Духовная культура.
Функции культуры,
ее социальные формы
Список литературы
Основная
1 Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Е. В. Попова – М., 1996. - С.57-79.
2 Гуревич П. С. Культурология: Учебник. - 3-е изд. – М., 2001. - С.24-29, 31-45, 150-159.
3 Ерасов
Б. С. Социальная
4 Культурология: Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина – М., 1997. - С.65-69, 83-93.
5 Культурология: Учебник для студ. технических вузов / Под ред.
Н. Г.Багдасарьян – М., Высш. школа, 1998. - С. 116-118, 121-129, 132-137.
6 Культурология для техн. вузов: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2001. - С.5-23.
7 Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С.19-30.
8 Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча – М., 2002. - С.50-53, 75-76, 81-83.
9 Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для студ. вузов. – Минск, 2001. - С.12-15, 74-78.
10 Малюга Ю. Я. Культурология. – М., 1998. - С.12-15, 24-33.
11 Полищук В. И. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1999. - С.86-123.
12 Скворцова
Е. М. Теория и история
Дополнительная
1 Культурология: XX век. Словарь. – СПб., 1997.
2 Рождественский
Ю. В. Введение в
3 Рузнев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1997.
Миф – это наиболее древняя форма духовной культуры, человеческого бытия, когда человек еще не выделял себя из природной и социальной среды и переносил человеческие свойства (одушевленность, чувственность, разумность) на природные объекты, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. На протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования играли важную роль: они были выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Назовите категории мифов, исчерпал ли миф себя сегодня?
Религия пришла вслед за мифом. Как и мифология, религия апеллирует к фантазиям и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религиозное сознание было шагом вперед по отношению к мифологическому сознанию.
Следует разобраться, в чем это нашло выражение, как изменялось религиозное сознание на протяжении истории человечества. Охарактеризуйте мировые религии, создавшие за долгие века своего существования свой образ мира, свои установки личного и социального поведения людей. Выясните место религии в системе культуры, общие тенденции развития соотношения культуры и религии.
Искусство существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Это исторически сложившаяся система образного освоения опыта человеческой жизни, закрепленная в художественных ценностях. Выясните роль искусства в развитии и обогащении культуры, противоречивость этой роли. При этом следует иметь в виду то, что искусство воспроизводит мир, создавая ценности, ориентированные в прошлое, настоящее или будущее. Однако общим для этих ценностей является то, что все они обращены к человеческому «я», что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. А для культуры это является важным фактором ее развития. Наряду с другими формами духовной культуры искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.
Художественная деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые называют видами искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, литература, киноискусство, дизайн). Каждый вид искусства имеет родовое (рисунок, картина, эпос, лирика, драма и т.д.) и жанровое отличие (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.). Методы воплощения жизненной реальности через призму миросозерцания художника получили название стилей (классицизм, реализм, романтизм, готика, барокко и т.д.)
Наука – более поздняя форма культуры, возникает как результат духовной эволюции человека через миф, религию и философию. Наука направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеет целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука, давая знания человеку, усиливает его возможности («Знание – сила!» - утверждал Ф. Бэкон). Но как употребляется эта сила, для каких целей? На этот вопрос должна отвечать культура. Отсюда следует выяснить культурогенную роль науки, которая весьма неоднозначна. При этом нужно учитывать, что высшая ценность для науки – истина, а для культуры – человек. Рациональность не всегда укладывается в требовании нравственности. Наука – условна, отчужденна, а культура всегда нравственно нагружена.
Выход из дилеммы наука или культура лежит в синкретизме того и другого: наука должна быть более гуманной, а культура более наукоемкой – в этом показатель прогресса человеческой истории. Раскройте эту мысль на примерах.
Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания и помогает осмыслить место и роль науки в культуре.
Главной функцией культуры
Инновационная функция культуры. Ее суть заключается в производстве новых смыслов, норм и знаний.
Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее часто называют функцией исторической преемственности или информационной. Она передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма»).
Социализирующая функция: культура подготавливает человека к жизни в обществе. Она структурализует общество посредством обозначения общественного статуса людей.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия, выбор духовных и материальных ценностей. Регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Выясните содержание, особенности, роль данных регулятивов в обществе и культуре.
Семиотическая или знаковая функция культуры (семиотика – учение о знаках). Предпосылкой любой культурной деятельности является овладение человеком специфическим набором языков, которыми пользуются разные сферы культуры. Так, язык устный или письменный – средство общения людей. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают естественные науки и т.д. Культура является совокупностью знаковых систем, поэтому знаковая функция ставит перед человеком задачу изучить как можно больший спектр таких языков.
Рассматривая данную функцию более подробно, следует выяснить основные типы знаков и знаковых систем. С точки зрения семиотики можно выделить также три культурных типа, сложившиеся в истории мировой культуры:
1 Дописьменный тип.
2 Письменный (основу составляет книжность).
3 Экранный тип, находящийся сегодня в состоянии формирования.
Можно назвать и ряд других функций культуры (познавательная, ценностная, коммуникативная и т.д.). Следует учесть, что при характеристике функций культуры разные авторы учебной литературы применяют свой подход к их классификации.
3 Культура связана с человеком. Субъектом культуры выступает все человеческое общество. Общество состоит из отдельных индивидов. Социологи выделяют такие социальные общности, как индивид (личность), малая (контактная) группа, социальные институты, организации, объединения, классы, слои (страты), этносы (народы), страны (государства) и т.д. В культурологии же по уровням субъективности выделяют две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. Выделяют также и различного рода субкультуры.
Изучение массовой культуры начните с выяснения ее истоков, т.е. причин появления, понятия «масса». Очень познавательны для анализа данного вопроса работы испанского философа Ортега-и-Гассета («Восстание масс», 1930), американского социолога Д. Белла («Конец идеологии», 1960), канадского социолога М. Маклюэна («Галактика Гутенберга», 1962). В целом понятие «массовая культура» характеризуется как особенностями производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией), так и особенностями потребления этой культуры (ее потребляют все люди, независимо от места и страны проживания).