Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:21, реферат
Дисциплина «Культурология» или теория культуры – это новая социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология. Предметом ее изучения служит культура как общественное явление и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений – институтов, ценностей, норм – в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).
«Философия жизни» сближает историческое познание с искусством. Творчество выступает для "философии жизни" как синоним жизни, рождения нового. Зиммель дает, к примеру, такую общую схему развития культуры: бесконечное порождение жизнью новых культурных форм, которые окостеневают, становясь тормозом ее (жизни) дальнейшего развития, а потому «сносятся» ею и заменяются новыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощается целый ряд конфликтов, в неизбежности которых состоит «трагедия культуры»: продукт творчества как нечто косвенное и застывшее становится во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда происходят трагические мотивы, лежащие в основе «философии жизни», особенно это заметно у Ницше (1844-1900).
Уже в первом своем сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значительной мере посвященном анализу античной трагедии, Ницше сопоставляет два начала бытия и культуры – «дионисийское» («жизненное», творческое, трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, критическое. рациональное). Подчинение Диониса Аполлону порождает, по Ницше, трагедию – не только вид искусства, но и состояние человека, у которого творческое, интуитивное, художественное начало подавляется критическим анализом и притязаниями духа. Идеал Ницше видел в достижении равновесия этих полярных начал. Позднее учение Ницше о бытии как стихийном становлении будет развито в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению.
Философия Ницше обретает выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе, поскольку он стремился преодолеть рациональность философского метода. Критика современной буржуазной действительности и культуры предстает у Ницше в виде универсального отчаяния в жизни, которое осознается им как явление «нигилизма». В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности, преодолевающей буржуазный мир вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с ее пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый поток «жизни», Ницше предпринимает ультрарадикальную критику всех ценностей, в т.ч. христианства, демократической идеологии, как закрепляющей «стадные инстинкты», выступает с проповедью эстетического аморализма.
Противоречивая
философия Ницше оказала
В 20-е годы XX в. в США была создана школа культурной антропологии, ее основателем был американский ученый Ф. Боас (1858-1942). Представители этой школы изучали в сравнительном плане различные типы культур, особо учитывая специфику отдельного народа, его язык, обычаи и т.п. Изучая жизнь народов, пришли к выводу, что различия между ними лежат главным образом в сфере культуры. Поставив проблему определения грани, существующей между миром человека и мира животных, культурантропологи выделили особый мир артефактов, искусственно сделанных человеком. Так они пришли к необходимости введения особого понятия – культуры для обозначения «второй природы», в условиях которой и происходит формирование человека. Представители этой школы (А. Кребер, Р. Редфильд, М. Мид, Д. Фрейзер и др.) считали культуру уникальным явлением, которую нельзя свести ни к биологическим законам, ни применить критерии исторического прогресса. Культуру можно объяснить только из нее самой.
В рамках культурной
Влияние школы культурной
5 Психоаналитическая концепция культуры. Основоположником психоанализа был австрийский психолог, социальный мыслитель З. Фрейд (1856-1939). Психоанализ – это специфический психотерапевтический метод, принципы которого с течением времени были распространены на социальную философию, историю, религиоведение, культурологию и т. д. Фрейд выдвинул гипотезу о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. Это бессознательное оказывает мощное давление на сферу сознания человека. Столкновение бессознательных импульсов с сознанием принимает характер неврозов, душевных болезней, с которыми Фрейд встречался как психиатр – практик.
В основе его взглядов на культуру лежит убежденность в противоречии между природным началом, бессознательными импульсами и нормами культуры. Культура основана на отказе (добровольном или принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и действует за счет переключения сексуальной энергии (в основе которой лежит природное начало) на социально и культурно приемлемые цели, одобряемые обществом (этот процесс Фрейд называет сублимацией).
Фрейд пытался разрешить проблему конфликта человека и общества. Отношение к социальному контролю, нормам, запретам, санкциям и тому подобному у него двойственное. С одной стороны, это, по его мнению, необходимый инструмент обуздания инстинктов, без которого человечеству грозит самоуничтожение, с другой – ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний.
Другим ярким представителем
психологического подхода к
Таким образом, не все однозначно в учении данных ученых. Но следует помнить, что духовная культура человечества, творчество включает в себя сознательное и бессознательное и только их гармония создает здоровые и духовно богатые личности.
Представители этой школы голландский ученый, историк, культуролог И. Хейзинга (1872-1945), испанский философ Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955), немецкий философ Е. Финк рассматривали игру как источник культуры. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории. Восхождение к более высоким формам культуры связано, по мнению Хейзинги, с игровыми инстинктами, присущими человеческой природе. Сквозь призму игры он рассматривает искусство, науку, быт, юриспруденцию и т.д.
Роль игры в истории культуры не всегда была одинаковой. По мере культурного развития игровой момент отступал. Вытеснение игры началось с XVIII в., когда в обществе доминировали прагматические цели, что привело постепенно к кризису европейской культуры в XX в. Европу захлестнула массовая культура. Сегодня вновь начинает доминировать игра. Считают, что на смену человека разумного (Homo sapiens) приходит человек играющий (Homo ludens). Компьютерными играми занимается все молодое поколение. Но все больше «живых» игроков в ролевые игры, разыгрывающих на огромных полигонах с вполне взрослыми участниками свои спектакли.
Подробнее о данной концепции прочтите во «Введении в культурологию» [1, С.43-56].
7 Автором теории осевого времени является немецкий философ
К. Ясперс (1883-1969). Главной темой его философии стала: человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. К. Ясперс придерживается точки зрения, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, определяемый в наибольшей степени духовными факторами. Он делит историю на четыре больших периода – доистория, древние культуры, период «осевого времени» и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. Доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей. Далее возникают древние цивилизации: шумеро-вавилонская, египетская, индийская, китайская.
Время «осевой эпохи» К. Ясперс датирует примерно между 800 и 200 годами до н.э. В этот промежуток времени возникли в Китае, Индии, Палестине, Древней Греции духовные движения (конфуцианство, буддизм, зороастризм, учения древнегреческих философов и др.), сформировавшие тот тип человека, который, по Ясперсу, существует и сегодня. «Осевая эпоха» - время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологического сознания. Человек в «осевую эпоху» впервые пробудился к ясному мышлению, приходит конец непосредственному отношению человека к миру и самому себе.
Пробуждение духа является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. Подлинная связь между народами – духовная, а не родовая, не природная. Человечество, по Ясперсу, духовно едино, каждый его новый подъем сопровождается обращением, возвращением к «осевой эпохе». Она считается общим духовным истоком всего человечества.
8 Российская философия культуры начинается в XIX веке, хотя ее предпосылки уходят далеко в глубь национальной истории. Русская философия XIX века была поистине великим началом, ибо была связана с именами Ф. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, С.Л. Франка, Н. Ф. Федорова, П. Флоренского и др. Наша философия и литература несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия отказалась от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обратилась к языку исповеди, притчи, проповеди в обосновании прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Глубокие исследователи истории нашей страны причину сверхрационалистического способа и характера русского философствования обычно связывали с православным мировосприятием и мироощущением славянской души, с русским религиозным сознанием. Например, католики путь к спасению видят во внутреннем настрое человека на религиозность, на Бога. Протестанты убеждены, что только внешнеполезные дела и действия спасут человека. Православие же считает, что спасти человека может только сам Бог по мере того, как Он завладевает человеком, если тот стремится погрузиться в Божественное бытие. Бытие в Боге – в этом суть русской религиозности (человеческая душа непосредственно связана с Богом). «Русские не допускают, - писал Н. А. Бердяев, - что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть суждение», русские убеждены, «что постижение сущего дается лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни». [12, С.107].
При таком подходе русская мысль и духовность расходились во мнении как с европейским рационализмом (его вершина - Гегель), так и с европейским интуитивизмом, иррационализмом («философия жизни» – Ницше, Дильтей и др.). Оба эти течения (рационализм и иррационализм) аппелировали к реалиям, к опыту истории. Русская же философия – в лице своих самых лучших представителей – провозгласила иную систему ценностей, иные цели и идеалы, нежели цивилизованная Европа. Рациональному знанию и иррациональной воле русская духовность противопоставила понятия любви, стыда, совести, сострадания.