Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:26, реферат
Главным богатством нашей страны является ее культурный потенциал, созданный и нынешним, и прошлым поколениями. Вот почему столь необходимы сохранение и использование лучших отечественных традиций и уникальных достижений – и в то же время умные реалистические преобразования культурной сферы, ее содержания, руководство ею. Отсюда необходимость культурной политики, определяющей магистральный вектор духовного расцвета общества, его модернизации и дальнейшего развития.
По мнению Арнольдова А.И. [1,с.25] культурная политика представляет собой систему научных принципов и технологий, направленных на организацию духовной жизни. Именно в ней основаны реформы культурных институтов; как фундаментальный социальный феномен она направлена на создание в обществе благотворных условий для позитивной социокультурной активности человека. Цель культурной политики - сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть простор для выявления их способностей, обеспечить реальные возможности для приобщения к творческим ценностям и активной культурной деятельности, создав возможности жить в здоровом обществе.
Введение
Главным богатством нашей страны является ее культурный потенциал, созданный и нынешним, и прошлым поколениями. Вот почему столь необходимы сохранение и использование лучших отечественных традиций и уникальных достижений – и в то же время умные реалистические преобразования культурной сферы, ее содержания, руководство ею. Отсюда необходимость культурной политики, определяющей магистральный вектор духовного расцвета общества, его модернизации и дальнейшего развития.
По мнению Арнольдова А.И. [1,с.25] культурная политика представляет собой систему научных принципов и технологий, направленных на организацию духовной жизни. Именно в ней основаны реформы культурных институтов; как фундаментальный социальный феномен она направлена на создание в обществе благотворных условий для позитивной социокультурной активности человека. Цель культурной политики - сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть простор для выявления их способностей, обеспечить реальные возможности для приобщения к творческим ценностям и активной культурной деятельности, создав возможности жить в здоровом обществе.
Культурная
политика является составной частью
общей государственной и
В современной отечественной литературе при исследовании культурной политики, и прежде всего ее сущности, используются различные подходы, позволяющие раскрыть ее многогранность.
В.С. Жидков и К.Б. Соколов [5, с.64] определяют культурную политику как специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее «картины мира».
Тем самым культурная жизнь предстает как поле борьбы различных субъектов
— групп населения (носителей различных субкультур), создателей культурных ценностей, различных общественных институтов, занятых их сохранением и распространением, и государства. Отсюда следует вывод, что культурная политика
— это борьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую существенную роль играет распределение различных ресурсов — финансовых, материальных, кадровых и информационных. В соответствии с таким представлением о культурной политике, наиболее сильным ее субъектом является государство, располагающее наибольшими ресурсами и возможностями воздействия на культурную жизнь. Это воздействие осуществляется через управление наукой, искусством, религией через выработку и транслирование государственной идеологии с помощью системы образования и средств массовой коммуникации.
Карпухин О.И. дает следующее определение культурной политики. «Культурная политика - специфическая деятельность государства, направленная на реализацию права каждого свободного гражданина свободно участвовать в культурной жизни общества, выявление и учет культурного аспекта во всех социально-экономических и технических проектах, сохранение и обогащение культурной самобытности народов при развитии культурных обменов» [8,с.16].
Сущность культурной политики предопределяется природой культуры (не политики, не экономики), а именно многозначностью, многоуровневостью смыслов, содержания культуры. И это обстоятельство делает ее составной частью всех направлений деятельности государства (экономической, внешнеполитической, социальной и т. п.). Именно природа культуры обусловливает требование единства норм и принципов функционирования любого субъекта в этой области, прежде всего, государства.
Культурная политика — это динамичный процесс, отражающий неразрывную цепь культурного развития и общесоциального развития, пронизанный обратными связями.
Вся история Советского Союза - это тяжёлая, жестокая, изнурительная борьба русского народа за возрождение его духовного и государственного величия. При научном анализе культуры России советского периода сложно сохранить объективную, беспристрастную позицию. Её история ещё так близка. Жизнь старшего поколения современной России неразрывно связана с советской культурой. Часть современных учёных, воспитанных в советской стране и хранящих добрую память о её достижениях, выступают апологетами советской культуры и оценивают её как вершину «мировой цивилизации». С другой стороны, либерально настроенные учёные склонны к другой крайности: весьма мрачным оценочным суждениям о культуре советского периода, описываемой в понятиях «тоталитаризма» и репрессивности по отношению к личности. Истина, по всей видимости, лежит посередине этих двух крайних мнений. Объективная картина советской культуры представляет собой как крупные изъяны, так и высочайшие культурные взлёты и достижения.
Для того, чтобы понять уникальность советского типа культуры, необходимо выделить её основные черты и ценности, на которых она основывалась и проследить взаимодействие официальных установок в области культуры с реальной практикой и жизнью российского общества в условиях социализма. Хронологически история советской культуры подразделяется на несколько периодов:
− 1930-е середина 1950-х годов - период тоталитаризма;
− середина 1950-х до середины 60-х годов - период «оттепели»;
− вторая половина 1960-х - 1985 год - так называемая эпоха «застоя»;
− 1985- 1991 год – «Перестройка» и распад СССР.
Глава1 Культурная политика советского государства в период тоталитарного режима, 1930-е годы середина 1950-х годов
В условиях форсированной индустриализации и насильственной коллективизации со второй половины 1920-х гг. советское руководство рассматривало культуру как инструмент в классовой борьбе пролетариата за скорейшее построение социалистического общества. В условиях формирования режима политической системы сталинизма проблемы культурной революции стали пониматься более упрощенно. Активизируется насаждение коммунистической идеологии и нравственности, пропаганда примитивизированных «истин» научного социализма. На этом фоне ликвидация массовой неграмотности и введение обязательного начального, а затем и среднего образования были выдвинуты в качестве главных задач культурной революции. В 1930 г. ЦК ВКП принял постановление « О всеобщем обязательном начальном обучении». Усилились административные рычаги управления культурой в стране. С начала 1930-х гг. создаются многочисленные органы отраслевого управления культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по делам искусств (1936). Для 1930-х гг. характерно оформление механизмов бюрократического управления образованием, наукой и культурой в СССР, с этой целью был введен жесткий контроль.
В духовной жизни советского общества в этот период устанавливается идеологический диктат партии. Одновременно набирают все больший размах массовые репрессии, усиливается борьба с буржуазной идеологией и антисоветскими взглядами, под которыми подразумевались любые отклонения «генеральной линии», в том числе религиозные, национальные и другие воззрения, отличные от взглядов и суждений «вождя народов». Непререкаемыми становятся оценки, данные лично Сталиным и другими партийными лидерами. Официальная пропаганда при помощи массовой информации – газет, журналов, радио – создавала образ светлого будущего, которое советский народ строит вопреки проискам враждебного капиталистического окружения. Любые сомнения или колебания в верности избранного партией пути воспринимались как политическая несознательность или идейная неустойчивость, а тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советских людей поколения 20-30-х гг., рисовались как временные трудности, неизбежные в иных условиях.
В художественном творчестве активно поддерживались созданные на основе метода социального реализма произведения, изображавшие советскую действительность как праздничный лубок. В то же время создавалась гнетущая атмосфера подозрительности, поиска врагов, нетерпимости к малейшими проявлениям инакомыслия, насаждалось и поощрялось доносительство – явления, весьма типичные для тоталитарных общественно-политических систем.
С середины 1920-х гг. в СССР была развернута безудержная антирелигиозная пропаганда. Под руководством Е. Ярославского (М. Губельмана) была создана массовая добровольная организация «Союз воинствующих безбожников», которая в период с 1925 – 1947 гг., развернула оголтелую кампанию против церкви и священнослужителей. Большинство культурных сооружений, представлявших огромную историко-художественную ценность к этому времени были закрыты и разграблены, а уже в начале 1930-х гг. только в Москве было уничтожено около трети храмов.
На рубеже 20-30-х гг. происходит постепенная, а затем резкая переориентация культурной политики с марксистских идеалов интернационализма и параллельного художественного авангарда на идейно-политический и стилистический монизм движения, получившего название социалистического реализма. С созданием Союза писателей в начале 30-х гг. формируется система так называемых творческих союзов, основная идеологическая функция которых - контроль за интеллигенцией и организация ее деятельности в нужном для партии большевиков направлении. В 30-е гг. интенсивно развиваются театральное и музыкальное искусства, литература, киноискусство, в первую очередь их популярные жанры, и взаимодополняющие формы официально поощряемого исполнительского искусства. С 30-х гг. можно говорить об абсолютном доминировании государственной сети учреждений культуры. Осуществляется их четкое ранжирование на категории союзного, республиканского, местного значения. Показатели культурного обслуживания населения включаются в пятилетние планы развития народного хозяйства. Огосударствление основных сторон общественной жизни создало предпосылки для формирования административно-командной системы управления страной.
Начало государственной культурной политики закладывалось Народным комиссариатом народного просвещения. Часть управленческих функций принадлежала иным владельцам культурных учреждений: профсоюзам, другим общественным организациям, различным ведомствам, а также местным органам власти. В 30-50-е гг. шел процесс реорганизации управления. Одним из решающих этапов централизации управления в области культуры стало образование в конце 30-х гг. Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР и соответствующих комитетов в союзных республиках. Для управления в Союзе и республиках были созданы специальные структуры: Комитет по делам архитектуры, Комитет по делам культурно-просветительных учреждений и др. Особую роль коммунистическая партия отводила кино. В этой сфере с 30-х гг. и до конца советского периода существовал, как правило, отдельный орган управления, особо курируемый партийным руководством.
Отдельно стоит
остановиться на отношении к национальному
наследию, взаимодействию коммунистической
идеологии с национальными
Правительство под руководством И. В. Сталина отказалось от курса на мировую революцию, провозгласив лозунг о построении первой фазы коммунизма, социализма, в отдельно взятой стране (СССР). Сталинский период принято оценивать как эпоху тоталитаризма, однако именно при Сталине произошёл переворот в культурной политике большевиков от интернационализма к национал - большевизму. В 1940-е годы, во время тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны, произошла трансформация отношения государства к национальным основам жизни страны. От пролетарского космополитизма и русофобии сталинская власть повернулась в сторону поддержки национального духа. Были реабилитированы русская история и культура, превратившись из объекта нападок в предмет почитания. На экранах появились исторические кинофильмы национально-патриотической направленности (такие как «Александр Невский», «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна). Произошёл отказ от установки на ликвидацию церкви и религиозных «пережитков». После 18-летнего перерыва был избран патриарх Русской православной церкви (1943 г.), многие представители духовенства были амнистированы, вновь открылись духовные учебные заведения - академии и семинарии. После окончания войны Сталин недвусмысленно подчеркнул особые заслуги русского народа в деле победы над фашистской Германией.
С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Асеева, Исаковского, Суркова, публицистические статьи Толстого, Фадеева, Шолохова и других писателей и поэтов. С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» - агитационно – политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» Лебедева – Кумача, «В лесу прифронтовом» Исаковского и др.