Культурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:26, реферат

Краткое описание

Главным богатством нашей страны является ее культурный потенциал, созданный и нынешним, и прошлым поколениями. Вот почему столь необходимы сохранение и использование лучших отечественных традиций и уникальных достижений – и в то же время умные реалистические преобразования культурной сферы, ее содержания, руководство ею. Отсюда необходимость культурной политики, определяющей магистральный вектор духовного расцвета общества, его модернизации и дальнейшего развития.
По мнению Арнольдова А.И. [1,с.25] культурная политика представляет собой систему научных принципов и технологий, направленных на организацию духовной жизни. Именно в ней основаны реформы культурных институтов; как фундаментальный социальный феномен она направлена на создание в обществе благотворных условий для позитивной социокультурной активности человека. Цель культурной политики - сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть простор для выявления их способностей, обеспечить реальные возможности для приобщения к творческим ценностям и активной культурной деятельности, создав возможности жить в здоровом обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, в постсоветской России, в результате политических реформ, произошли определенные сдвиги в сторону демократизации общества. В частности появилась многопартийность и следствие этого плюрализм идеологических концепций и воззрений, которые в свою очередь определили циркулярную ценностных ориентации по социально-политическому признаку: Советский социализм (система, которая существовала в стране до перестройки); умеренный (модернизированный) социализм; свешенное общество (конвергенция социализма и капитализма);- либеральный капитализм западного образца; державность (опора на русскую идею – возрождение империи, приоритет духовного наследия прошлого, замешанного на ценностях православной культуры).

Задача политики государства, в первые годы правления  М.С. Горбачева заключалась, в  удилении как можно больше внимания к проблемам  социально-культурной сферы. В годы «перестройки» политическое руководство страны рассматривало культуру в качестве одной из тех сфер, где можно было достаточно безболезненно для себя продемонстрировать новый курс на демократические преобразования в стране.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам. Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление  цензуры вызвало бурный поток  публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники".

80-е годы - время  сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического  диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались полочные (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов. Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова, Э. Лимонова, В. Аксенова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.

Вместе с  тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников  различных конфессий, религиозных  школ и сект, которые формировали  свои отделения в СССР. На смену  идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки  государственная культурная политика должна была решать принципиально новые  задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5 Культурная политика в 1970 -1990-х годах (на примере Сибирского региона)  

В 1970-е годы было обнаружено существенное отставание развития культуры  от экономического и социального роста страны. Остро встал вопрос о повышении престижа учреждений культуры как важных центров общественной и культурной  жизни городов и сел. Остаточный принцип финансирования культуры обрекал новые города на духовное оскудение и «культурную» нищету.

Период 1970-1990-х  годов интересен и актуален в  аспекте развития учреждений культуры и искусства, так как объективно отражает все проблемы общественного  развития. В эти годы партийными и государственными органами принято много постановлений и решений по улучшению руководства учреждениями культуры и искусства и повышению их творческого потенциала. В то же время культура, как губка, впитывала в себя все перемены в развитии общества и отражала их в деятельности культпросветучреждений. Вопросы развития культуры рассматривались на пленумах и бюро обкомов и райкомов партии, сессиях городских и районных Советов народных депутатов.

Культурно-просветительская работа в Сибири в этот период времени характеризовалась появлением новых организационных форм: культурных комплексов и централизованных клубных систем.  12 июня 1985 года выходит программа «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений». В этом документе шла речь о расширении сети клубных учреждений и спортивных сооружений, и  их роли в воспитательной работе среди населения.

В составе новых  формирований были: Дома культуры, клубы, библиотеки, централизованные библиотечные и клубные системы, парки, музеи, спортивные организации и сооружения, музыкальные, художественные, спортивные школы, кинотеатры  киноустановки, организации ДОСААФ и другие учреждения. К деятельности культурно-спортивных комплексов привлекались профессиональные художественные коллективы, лечебно-оздоровительные и санитарно-просветительные учреждения, предприятия общественного питания, быта и др.

Основная задача культурно-спортивного комплекса  состояла в создании наиболее благоприятных  условий для удовлетворения культурных потребностей населения, укрепления его здоровья, улучшения работы по организации содержательного отдыха  людей, в первую очередь молодежи.

В 1970-1990-е годы партийными и государственными органами принимались необходимые меры по дальнейшему развитию материальной базы культуры. Это обуславливалось повышением роли культпросветучреждений и учреждений искусств в воспитании людей. В партийных документах говорилось, что в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей народа, необходимо обеспечить дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Для развития культуры в стране из национального дохода в конце 1970-х годов было выделено 6,8 млрд. рублей. Культура финансировалась не только за счет централизованных фондов потребления, но и за счет централизованных ассигнований отдельных предприятий, колхозов, профсоюзов и других общественных организаций. Немаловажным фактором в расширении сети учреждений культуры был выбор метода строительства. Необходимо было привлекать средства колхозов, совхозов, предприятий, т.е. вести инициативное строительство.

В Алтайском  крае на возведение новых объектов культуры было израсходовано 24 млн. рублей, введено в эксплуатацию клубов и  Домов культуры на 28 тысяч мест, улучшены условия работы 195 библиотек. За семидесятые  годы в Сибири было построено более 15 тысяч новых  клубов, Домов и Дворцов культуры, две тысячи библиотек, тринадцать театров и концертных залов, начали работать пять высших учебных заведений культуры, десятки музыкальных, художественных училищ и школ, музеев, парков культуры и отдыха.

Материалы и  документы, касающиеся кадровой политики в сфере культуры свидетельствуют  о том, что данной проблеме уделялось  постоянное внимание. Внимание руководителей  органов культуры обращалось на то, что культработники серьезно отставали от специалистов других сфер по образовательному уровню и профессиональной подготовке. В Алтайском крае в 1970-е годы 83% клубных и 58% библиотечных работников не имели специального образования, а работники клубных учреждений с высшим образованием составляли лишь 2%. Во многих районах было по 1-2 человека. Даже среди заведующих отделами культуры было лишь 6 специалистов высшей квалификации.

В целом по Сибири наблюдалась незначительная динамика роста количества специалистов, работающих в учреждениях культуры. Необходима была реорганизация системы повышения квалификации руководящих работников культуры. На фоне общего низкого образовательного уровня работников культуры Сибири особенно тревожной была ситуация с кадрами клубных работников, почти треть из которых не имела даже среднего образования. Квалифицированными специалистами были приняты существенные меры: целевое направление на учебу колхозных стипендиатов, доплата сельским культработникам и предоставление им жилья и т.д.

В ряде районов  Алтайского края шел процесс выявления талантливой молодежи для направления на учебу в Алтайский государственный институт культуры. Уже в 1977 году в институте обучалось около 100 таких стипендиатов. С увеличением выпуска специалистов во всей отрасли вставали вопросы их закрепления, создание им нормальных условий труда, ведь у специалистов были более высокие требования и к оформлению интерьера помещения и к оборудованию учреждений культуры, да и к квалифицированности руководства ими. Была необходима кадровая реформа культуры и искусства. Это обусловлено тем, что общий культурный уровень народа стал повышаться, и как следствие вырастали и изменялись его культурные запросы и потребности.

Наступила необходимость  совершенствования высших эшелонов управления культурой. Руководители управлений в  министерстве и в комитетах по культуре краев и областей должны иметь научные знания и обладать практическим опытом.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Политическая  культура выполняет одну из важнейших  функций политической социализации человека в обществе, включения его в многогранный и динамичный процесс политических отношений. Политическая культура населения - это тот фундамент, на основе которого должна строиться реальная практическая политика. Если политика не учитывает имеющуюся в обществе культуру, то она либо отторгается населением, либо искажается до неузнаваемости.

Россия в  ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Советский народ пережил  период от тоталитарного режима до «перестройки», инициировавшей значительные изменения в развитии человеческой цивилизации.

Культура России в советский период развивалась  очень интенсивно. Политический режим  направлял развитие культуры, непосредственно  от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в России советского периода.

 

Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе. Она доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции. – М.: МГУКИ, 2004. – 64 с.
  2. В.С. Бовтун, И.В. Бовтун  Культурная политика в 1970 -1990-х годах (на примере Сибирского региона)   Монография Изд-во АлтГТУ Барнаул – 2004
  3. Л.Е. Востряков. Культурная политика: концепции, понятия, модели (Текст) / Л. Е. Востряков // Экология культуры. – Архангельск: Комитет по культуре администрации области, 2004. №1. С. 79–108.
  4. Л. Н. Дорогова, Ю. В. Пыханов, Е. В. Мареева Культурология: Электронный учебник / и др. // http://ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html.
  5. Жидков, В.С., Соколов, К.Б. Культурная политика России: теория и история: Учебное пособие для вузов. М., 2001. — С. 64-112.
  6. Зуев М.Н.: Отечественная история. Книга 2: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.- Оникс, 2003 г. - С. 672.
  7. Иоанн (Снычёв) митр. Русская симфония. / СПб., 2001.- 493 с.
  8. Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества / О.Н. Карпухина. Автореф. дис. ... д. социолог. н. — М, 1997. — С.16.
  9. Кошман Л. В. История русской культуры IX - XX вв. М., 2003. - 480 с.
  10. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. — М., 2003.496 с.
  11. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.—528 с.
  12. Попов М.В. Интеллектуальная Россия. Доклад «Социально-философский аспект соотношения культуры и политики»
  13. Свешников Б.Н. Духовная культура России. Конспект лекций (Электронный ресурс) — Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Svesh/index.php; свободный.

 


Информация о работе Культурная политика