Культурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:26, реферат

Краткое описание

Главным богатством нашей страны является ее культурный потенциал, созданный и нынешним, и прошлым поколениями. Вот почему столь необходимы сохранение и использование лучших отечественных традиций и уникальных достижений – и в то же время умные реалистические преобразования культурной сферы, ее содержания, руководство ею. Отсюда необходимость культурной политики, определяющей магистральный вектор духовного расцвета общества, его модернизации и дальнейшего развития.
По мнению Арнольдова А.И. [1,с.25] культурная политика представляет собой систему научных принципов и технологий, направленных на организацию духовной жизни. Именно в ней основаны реформы культурных институтов; как фундаментальный социальный феномен она направлена на создание в обществе благотворных условий для позитивной социокультурной активности человека. Цель культурной политики - сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть простор для выявления их способностей, обеспечить реальные возможности для приобщения к творческим ценностям и активной культурной деятельности, создав возможности жить в здоровом обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

В годы войны  резко возрос спрос на историческую литературу. Основными направлениями в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др.

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма, «достойно» увенчавший тридцатилетний период тоталитарного режима в СССР. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой тяжелой и кровопролитной из всех войн в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военную пору огромные потери.

В народном образовании  главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения в школах, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, -   создание системы вечернего обучения. Поставленная цель была достигнута к 1950 г. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений в СССР, активно вводилось вечерне и заочное обучение в вузах.

Во второй половине 40-х гг. была создана сеть научно-исследовательских институтов, успех которых вошел в золотой фонд отечественной науки. Приоритетными научными направлениями являлись исключительно те, которые имели значение для укрепления обороны страны. В то же время естественные и гуманитарные отрасли фундаментальных и прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. Эти научные дисциплины были объявлены лженауками, противоречащими законам материализма.

В основе политики в области культуры в СССР в  этот период лежали догматические представления  о роли творческой интеллигенции, которая должна своими произведениями мобилизовывать советский народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной.  Все деятели советской культуры  должны были вносить свой вклад и создание атмосферы жизнеутверждающего подъема, рисуя лишь положительные стороны жизни советского общества.

В искусстве  доминировала парадность, образцом становились  «высокие идеалы патриотизма», взятые из истории страны. На сценах театров  и в кино создавалась некая  параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, с окружающей их жизнью. Самыми яркими примерами таких «советских  сказок» были музыкальные фильмы – комедии «Кубанские казаки» Пырьева (1950)  и «Весна» Александрова (1947).

Крайне тяжелое  положение сложилось в музыкальном и театральном искусстве. После выхода в свет постановления ЦК партии от10 февраля 1948 г. «Об упаднических явлениях в советской музыке» началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы.

Глава 2 Культурная политика советского государства в эпоху «оттепели», середина 1950-х - середина 60-х годов

 

Период в  истории советского государства  тесно связанный с именем Н.С. Хрущева, часто называют «великим десятилетием». Проводившиеся в эти годы преобразования охватили все сферы не только политики и экономики, но и культуры, науки, образования и другие области духовной жизни общества, однако они были хотя и многочисленны, но и непоследовательны, а зачастую и непродуманны. Однако значение этой  эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко  за рамки реформаторской деятельности. Наиболее емким и образным определением этого периода стало название небольшого романа И.Эренбурга «Оттепель», вышедшего в свет в 1954г.

Самым значительным событием, радикально повлиявшим на общественное сознание, стало изменение в идеологии, вызванное критикой сталинизма. В годы «оттепели» сформировалось целое поколение советской интеллигенции, воспитанное в духе критики «деформаций социализма», неразрывно связанных с именем Сталина. Позднее представителей этой части либеральной интеллигенции назвали «шестидесятниками».

В сфере культуры наиболее отчетливо проявились свойственные этому времени противоречия, когда  идеологические послабления сменялись  грубым администрированием, когда партийные руководители откровенно вторгались в процесс художественного творчества и научные поиски. Временная либерализация курса партии и государства в  области культуры постепенно сменялась все более жесткой политикой в отношении научной и творческой интеллигенции и к концу десятилетия фактически была свернута.

После смерти Сталина наступил так называемый период «оттепели». Власти предоставили некоторую свободу художникам, работающим в области живописи, музыки и других видов искусства. Но она распространялась главным образом на форму. На рубеже 50- 60-х гг. проявились тенденции нового авангарда в живописи, который выступил против фальши и парадности в искусстве. Но вскоре данное направление было разгромлено Н. С. Хрущёвым после посещения им выставки художников-авангардистов московской студии, руководимой                                  Э. М. Болтиным, где генеральный секретарь партии раскритиковал «формалистов, «оторвавшихся от народа».

Наибольших достижений в  данный период добилась советская наука. Господство материалистического и сциентистского мировоззрения и сознательная политика государственной поддержки развития технических знаний привели к невиданным ранее научно-техническим достижениям. На переднем крае науки стояла физика. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семёнов, Л. Д. Ландау, Н. Г. Басов и А. М. Прохоров. Благодаря выдающимся достижениям советских физиков были внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А. Ф. Иоффе была создана всемирно признанная школа физиков, внёсшая большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В СССР была впервые запущена атомная электростанция (1954 г.). Под руководством С. П. Королёва разрабатывалась ракетная техника. Заслуга начала освоения космического пространства принадлежала Советскому Союзу. В 1957 году был осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос. Эпоха «оттепели» вошла в историю    мирового технического прогресса как эра покорения космоса.

Благодаря бурному развитию науки и техники неизмеримо возросла обороноспособность страны. После Второй мировой войны СССР превратился  в сверхдержаву, составляющую один из полюсов геополитически расколотого  мира: страны капиталистического лагеря во главе с США и страны социалистического лагеря под эгидой СССР.

Однако некоторые издержки идеологического контроля присутствовали и в науке. Так, благодаря официальным  партийным установкам на долгие годы был приостановлен процесс развития ряда перспективных наук: генетики, молекулярной биологии, кибернетики, квантовой механики. Активно разрабатываемые западными учёными, в Советском Союзе они были объявлены лженауками, враждебными материалистическому мировоззрению.

В системе школьного образования в середине 1950-х гг. главным направлением стало «укрепление связи школы с жизнью». Начало школьной реформе положил Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый в декабре 1958 г. Законом вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование  (вместо 7-летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличился с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе Аттестат зрелости школьники получали одновременно  о приобретенной производственной специальности. Согласно реформе 1958 г. Вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ создавалась единая сеть ПТУ с унифицированными учебными программами и сроком обучения от 1 до 3 лет. В условиях вступления Советского Союза в эпоху научно-технической революции значительно увеличилась потребность в специалистах  с высшим и средним специальным образованием.

Идейный кризис советского общества после смерти «вождя народов» особенно ярко проявился в сфере литературного творчества. В художественной форме можно было затрагивать те острые жизненно важные проблемы, которые нельзя было обсуждать прямо и открыто в силу цензурных запретов и ограничений. Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика                            В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. За эти последовали публикации других авторов.

Несмотря на огромные изменения, произошедшие в стране в сфере науки и культуры, расширение международных культурных связей и большую открытость советского общества по сравнению с тремя десятилетиями сталинского правления, для руководства партии и государства по-прежнему основополагающим оставалось требование, что культура и наука должны  обслуживать интересы политики исходя из задач коммунистической пропаганды. Любое иное понимание свободы творчества, выходившее за рамки социалистического реализма тотчас же объявлялось «буржуазным влиянием Запада».

 

 

 

 

Глава 3 Культурная политика советского государства в эпоху «развитого социализма», вторая половина 1960-х -1985 год

В  застойное  двадцатилетие брежневского правления  руководство культурой обрело  внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами. Под лозунгом неуклонного повышения уровня жизни советских людей росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, театров, библиотек и других учреждений культуры, но качественных изменений в развитии отечественной культуры и науки не проходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавались невыносимые условия для осуществления оригинальных научных, творческих проектов, не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско -ленинистской  идеологии, выходившие за рамки устоявшихся представлений и стереотипов.

Все больше талантливых  произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи «большого террора» с  конца 1960-х гг.  фактически оказалась под запретом. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И.В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л.И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главы партии.

Вместе с  тем проблемы идеологии и организации  научной и культурной жизни в  стране постепенно усложнялись растущими  экономическими трудностями. Развитие постиндустриального общества на Западе рост масштабов информатизации вносило изменения в формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые средства массовой информации и способы ее передачи: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио и видеокассеты все это значительно расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры, дало понять, насколько СССР  оторван от западной цивилизации. Становилось ясно, что самый передовой строй фактически отстает от стандартов жизни «загнивающего» капитализма.

Несмотря на отчаянные попытки советского руководства  догнать и перегнать Запад  в области развития науки и  культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля расходов государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижались. Действовал тот же укоренившийся принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально - культурной сферы превращалось в «долгострой», десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей – библиотеки, музеи, заповедники и др.

Хотя время  с середины 60-х до середины 1980-х  годов принято называть «застойным», поскольку государство развивалось в основном по инерции, за счёт завоеваний, достигнутых на предыдущих этапах развития, в отношении искусства данное понятие вряд ли применимо. В литературе появляется ряд ярких авторов, чьи произведения отличались богатой творческой индивидуальностью, широтой тематики и разнообразием художественных приёмов (М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский, Ю. Трифонов,            Ч. Айтматов, Ф. Искандер и др.). Первые трое приобрели мировую славу, став лауреатами Нобелевской премии. Были сняты кинофильмы, которые до сих пор считаются классическими: комедии Л. И. Гайдая («Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы или с лёгким паром», «Служебный роман»), остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина. Серия кинофильмов режиссёра И. Ф. Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» стяжала мировую славу как лучшая экранизация литературного наследия английского классика А. К. Дойля.

 

 

 

Глава 4 Культурная политика советского государства в годы «перестройки» и распада СССР, 1985 - 1991 год

В 1985 г. новое  политическое руководство Советского Союза провозгласило курс на перестройку политической и экономической системы, всех сторон жизни советского общества. 1985 год вошел в историю России как год начала перестройки, объявленном М.Горбачевым, избранным в том году Генеральным секретарем 1% КПСС, а впоследствии первым и единственным Президентом СССР. Перестройка - поистине революционный процесс, который, без особых натяжек, можно определить как четвертую социальную революцию в России. Как любая социальная революция, так и Перестройка кардинально изменила все стороны общественной жизни страны.

В экономике - это  переход от планового хозяйства, где практически все планировалось  и распределялось, к рыночным отношениям, то, что принято называть либеральной экономикой (или говоря по-старому – капитализмом).

В области политики перестроечный период - это, прежде всего период распада Советского Союза как особой цивилизации  на отдельные независимые государства. И хотя этот распад сопровождался меньшими потрясениями, чем в Югославии, где проходил подобный процесс, но обострение межнациональных отношений на постсоветском пространстве также не обошлось без военных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Чечня...). Развал СССР - это одновременно процесс, который напрямую затронул судьбы многих семей, оказавшихся в одночасье как бы за границей. 

Информация о работе Культурная политика