Культурно-просветительская деятельность в СКД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия социально-культурной деятельности, а также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятию соцально-культурная деятельность;
рассмотретьсущность культурно-просветительской деятельности;
описать основные направленя и средства культурно-просветительской деятельности;
проанализировать культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4
1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7 1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7
1.2. Культурно-просветительская деятельност в
современном обществе...........................................................................10
1.3. Основные направления культурно-просветительной
деятельности......................................................................................................13 1.4. Культурно-просветительские технологии ...........................................15
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь..........................................................................17
2.1. Культурная ситуация в Республике Беларусь.....................................17
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь......................................................................................22
2.3. Идеологическое воспитание
в культурно-просветительской деятельности............................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................33

Вложенные файлы: 1 файл

SKD_kursa4.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Объем работы: 34 страниц, 20 литературных источников.

Тема: Культурно-просветительская деятельность в СКД.

Цель курсовой работы: рассмотреть сущность культурно-просветительской деятельности, проанализировать понятие социально-культурная деятельность и на базе полученных знаний рассмотреть культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.

В работе рассмотрены сущность и значение социально-культурной деятельности и одного из ее направлений - культурно-просветительской деятельности, проанализированы направления и задачи культурно-просветительской деятельности, обосновано ее влияние на развитие общества и личности.

В процессе работы разработана необходимая база для исследования культурно-просветительской работы в Республике Беларусь.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4

1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7    1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7

   1.2. Культурно-просветительская деятельност в

   современном обществе...........................................................................10                            

   1.3. Основные направления   культурно-просветительной

   деятельности......................................................................................................13    1.4.  Культурно-просветительские технологии ...........................................15   

2. культурно-просветительская деятельность в

    республике беларусь..........................................................................17   

    2.1. Культурная  ситуация в Республике Беларусь.....................................17

    2.2. Культурно-просветительская  деятельность в 

     Республике Беларусь......................................................................................22                 

    2.3. Идеологическое воспитание

     в культурно-просветительской деятельности............................................25                                                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................33

 

   

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 ВВЕДЕНИЕ

Содержание социально культурной деятельности, ее ориентация требует  широкого представления о самой  культуре в целом, её функциональных особенностях и сферах распространения, а также существенно увеличивает радиус действия культурной политики и инновационных технологий в сфере культуры и смещает акцент с досуговой составляющей жизнедеятельности человека на развитие его культуры в широком смысле. Социально-культурной деятельность имеет ярко выраженный развивающий характер, что оказывает значительное влияние на формирование целостной личности, стимулирует социальную активность и обеспечивает духовное обогащение человека. Культурно-просветительская деятельность как подсистема социально культурной деятельности, вбирает в себя ее первичные цели на развитие интелектуального и культурного уровня человека, социализацию личности, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры. Приобретает свои более узкие подзадачи, связанные непосредственно с просветительской деятельнстью в сфере культуры и посредством культуры, что означает ведет работу против  девальвации культуры, способствует сохранению культурного наследия, закрепляет права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, право на личную культурную самобытность. Культурно-просветителькую деятельность можно конкретезировать как образовательную, потому что в основе ее лежит именно передача знаний, информации и задачей является интеллектуальный, культурный и духовный рост личности. Актуальность темы определяется рядом причин. Во-первых общая дизориентация человека, в большей степени это косается молодого поколения, в быстро меняющемся, насыщенном разной полезной и бесполезной информацией, мире. Так называемый «поиск себя» превращается в сизифов труд. Культурно-просветительская деятельность в данных условиях, как раз помогает обрести те ориентиры, которые необходимы человеку на его жизненном пути. Культура как глобальный пласт «памяти поколений» прочный базис для уровновешенного, целенаправленного и планомерного роста личности. Культура мышления и культура восприятия - «художественный вкус», развиваются и обогащаются при помощи культурно-просветительской деятельности. Она не выступает цензором или критиком, а скорее модератором (модератор - от итал. «moderare» - смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание) то есть задает правильное направление. Другой причиной можно считать обезличивание культуры мировой глобализацией. Противостояние этому процессу, сохранение национальной-культурной самобытности, трансляция богатства как мирового, так и национального культурного наследия одни из передовых задач культурно-просветительской деятельности. В третьих всевозрастающая необходимость в информационном обеспечении интеллектуальных запросов общества. Культурно-просветительская деятельность здесь важный ресурс для обеспечения этой необходимости, то есть источник культурно-информационного просвещения, важной чертой является и то, что она обеспечивет его общедоступность.

Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия  социально-культурной деятельности, а  также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • дать определение понятию соцально-культурная деятельность;
  • рассмотретьсущность культурно-просветительской деятельности;
  • описать основные направленя и средства культурно-просветительской деятельности;
  • проанализировать культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.

В первой главе работы описана культурно-просветительская деятельность в рамках социально-культурной деятельности, ее сущность, понятие, роль, направленность и технологии.

Во второй главе, на основе собранной информации о культурно-просветительской деятельности проанализирован культурно-просветительская деятельность в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культурно-Просветительская деятельность в скд

 

1.1. Анализ понятия  «социально-культурная деятельность»     

    Прежде чем перейти к основной теме – культурно-просветительская деятельность в социально-культурной деятельности (СКД),  рассмотрим само понятие СКД и основные её составляющие.  Соотношение понятий данной деятельности - «социальное», указывающее на субъект, и «культурное» - на сферу его активности, имеет характер взаимодополняемости. Можно сказать, социальное есть форма, а культурное – результат общего взаимодействия.

Уже в 50-х годах двадцатого столетия выдающийся французский социолог и  культуролог Жоффр Роже Дюмазедье  вместо более общих понятий, таких, как «формирование культуры», «приобщение  к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурная деятельность», которую он определяет «как сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности». Основная цель СКД, как полагает Ж.Р. Дюмазедье - это активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре. Термин «СКД» (его определение) и сама идея СКД как универсально приемлемого общественного механизма приобщения людей к культуре в концепции Ж.Р. Дюмазедье неразрывно связаны с разработанными им глобальными проектами социальной и культурной демократизации общества, народного воспитания и социологии досуга.

В 1994 году по инициативе Т.Г. Киселевой  и Ю.Д. Красильникова культурно-досуговая сфера получает название «Социально-культурная деятельность». Следует также отметить, что в научном сообществе пока нет единства в отношении его признания. Так, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков и др. предлагают сохранить прежнее название «культурно-досуговая деятельность» (возникшее с середины 80-х годов), М.А. Ариарский, П.А. Подболотов предлагают назвать сферу «прикладная культурология». Наличие этих точек зрения есть отражение объективного процесса продолжения научного осмысления социально-культурной сферы на современном этапе. Наиболее ясную формулировку понятия «социально-культурная деятельность» выдвигает доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии социальной работы В.В. Туев: «Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс». Наиболее тщательная и полномасштабная разработка понятия «социально-культурная деятельность» предпринята профессором М.А. Ариарским. По его мнению, социально-культурная деятельность - это «обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры». Как  подчеркивает профессор Н.Н. Ярошенко, культурологический подход оказывается решающим не только в определении социально-культурной деятельности, но и в выявлении ее основных функций, т.е. категорий, выражающих проявление свойств и предназначенности социально- культурной деятельности к определенным конструктивным действиям, реализующим культурные, созидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. Понятие «социально-культурная деятельность» в том числе базируется  на таких понятиях как: «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время оно отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа, имевшее место во времена СССР и носившее в основном политический и идеологический характер. Приведем трактовку этих понятий, для более полного понимания определения социально-культурной деятельности.      

Культурная деятельность – это  деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.    

Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве, его субъектов.    

Социальная педагогика сегодня  интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.     

 Таким образом, социально-культурная деятельность - это интегративная многофункциональная сфера деятельности, являющаяся одним из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. В связи с трансформациями в политической, экономической и духовной сферах значительно изменились содержание и формы СКД, которая в кризисные периоды обладает огромной силой эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм СКД способствует духовному возрождению общества.

Основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

  • противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
  • обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
  • создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
  • стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
  • осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
  • эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.

Содержание СКД обусловлено потребностями различных категорий населения в совершенствовании социальных отношений, развитии способностей и навыков самостоятельного мышления, выявлении дарований и талантов, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга. В итоге можно сказать что этот вид деятельности призван объединять людей, способствовать выявлению их природных способностей и талантов, что дает им возможность почувствовать себя свободной и независимой личностью. 

 

1.2. Культурно-просветительская  деятельность

 в современном обществе

Для начала неоходимо разобраться, что такое культурное просвещение. Само слово просвещение – это  передача  знаний, распространение знаний, культуры. Согласно социологическому словарю:

    • деятельность, связанная с распространением знаний, образования;
    • система  воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в обществе;
    • философско-этическое течение, характеризующееся духом эмпиризма  и скептицизма ,  стремлением  к переустройству обществ, отношений на началах разума ,  вечной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека . 

Известный швейцарский философ  Юзеф Бохеньский считает просвещение  течением в сфере культуры, стремящееся  заменить авторитет религиозный  и политический авторитетом так называемого разума . По мнению И. Канта:  "это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения". В русском же языке до конца первой четверти XIX лексема «культура» в его составе отсутствовала и его синонимом являлось слово просвещение, что следует из исследований профессора Сугай Л. А. Находя общие параллели во всех трактовках этого понятия можно заключить, что главным здесь является приобретение знаний и их ретрансляция. В итоге соединяя понятия «культурное» и просвещение получаем, что это деятельность по приобретению и передачи знаний в сфере культуры и посредством культуры. Соответственно возможно дать общее определение  культурно-просветительской деятельности - это деятельность, связанная с распространением знаний, культурного образования, направленная на распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Процесс просвещения носит непрерывный  характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования  в течение всей жизни.

Культурно-просветительская деятельность является одной из подсистем СКД и одним из важных факторов социализации личности - процессе овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, формирования ценностных ориентиров, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий жизни и деятельности человека.  Условием адекватного и комфортного  существования в обществе является освоение культуры и усвоив накопленный предшествующими поколениями культурный опыт, человек стремится к собственному творчеству.

Информация о работе Культурно-просветительская деятельность в СКД