Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа
Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия социально-культурной деятельности, а также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятию соцально-культурная деятельность;
рассмотретьсущность культурно-просветительской деятельности;
описать основные направленя и средства культурно-просветительской деятельности;
проанализировать культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4
1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7 1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7
1.2. Культурно-просветительская деятельност в
современном обществе...........................................................................10
1.3. Основные направления культурно-просветительной
деятельности......................................................................................................13 1.4. Культурно-просветительские технологии ...........................................15
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь..........................................................................17
2.1. Культурная ситуация в Республике Беларусь.....................................17
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь......................................................................................22
2.3. Идеологическое воспитание
в культурно-просветительской деятельности............................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................33
В силу своего политического веса и экономического потенциала Беларусь не является активным участником мирового культурного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Беларусь вынуждена отвоевывать для себя уже занятую другими народами нишу в мировом культурном пространстве, причем делать это приходится в сложных политических и экономических условиях. Расширение открытости Республики Беларусь привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене. Устранить негативные последствия глобализации не под силу молодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.
Предпринимаемые меры по возрождению и развитию национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Республики Беларусь. Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего населения.
Таким образом трудности, которые
переживает Республика Беларусь на современном
этапе в культурной области, не должны
служить поводом для
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь.
Исторически сложилось, что культурно-просветительскую деятельность в Беларуси осуществляли церковь и интеллегенция. Важно отметить роль в этом процессе Иезуитского ордена, благодаря которому просвещение приобрело светский характер, что благотворно отразилось как на образовании, так и на белорусской культуре в целом. Роль же государства в культурно-просветительском процессе, возможно оценить лишь на современном этапе, поскольку независимой Беларусь была довольно редко на протяжении своей истории. Только в наше время уже в роли независимого государства Беларусь может вести культурно-просветительскую деятельность направленную на сохранение и трансляцию историко-культурного наследия, а также способствовать культурному развитию и обогащению белорусского общества. Культурно-просветительскую деятельность в Беларуси осуществляет множество организаций и учереждений. Среди них такие как Минестерство кудьтуры, Минестерство туризма (ознакомление с белорусской культурой – создание нацонального павильона на международных туристических выставках, экскурсии, тематические туры и т.д.), Национальный музей Республики Беларусь, Национальная библиотека Республики Беларусь, Республиканский культурно -просветительный центр, Культурно-просветительный и историко-образовательный центр организованный на базе БНТУ и это далеко не полный список.
Ярким примером культурно просветительской
деятельности и плодотворного использования
ее тенологий можно считать «
На базе Национальной библиотеки постоянно
проводятся различные культурно-
Интеграция страны в общемировые информационные, инновационные и культурные процессы, содействие информатизации общества выводят библиотеку на качественно новый уровень информационного обеспечения интеллектуального потенциала общества.
В качестве примера удачного проведения культурно-просветительских мероприятий также можно отметить Культурно-просветительское учреждение «ACET» -некоммерческую просветительскую организацию, которая входит в Международный Альянс «АСЕТ» и представляет международную организацию АСЕТ в Республике Беларусь. ACET - это аббревиатура четырех английских слов - AIDS Care Education Traning, что в переводе обозначает СПИД, Забота, Образование, Подготовка. Главными задачами организации является общественно-просветительская деятельность среди молодежи и подростков, охрана жизни и здоровья подрастающего поколения, профилактическая работа в области СПИДа, наркомании, алкоголизма, табакокурения, абортов и компьютерной зависимости. Организация сотрудничает со школами, детскими домами и другими учреждениями на предмет проведения среди подрастающего поколения профилактических лекций о вреде и последствиях СПИДа, наркомании, алкоголизма, абортов и компьютерной зависимости. Профилактическая работа АСЕТ для подростков и молодежи ведется во многих городах (деревнях, городских поселках) нашей страны. Команда лекторов АСЕТ стремится донести до своих слушателей качественный материал подтвержденный статистикой. Организация проводит конференции, семинары, тренинги, акции, а также ток-шоу. Поскольку просто информирования сегодня не хватает, чтобы зацепить молодежь, призвать их задуматься. Молодые люди часто живут в мире иллюзий, думая, что проблемы не коснутся их. Поэтому АСЕТ старается в интересной форме, используя современные технологии, игры, конкурсы и др., показать реальность многих вопросов, таких как алкоголизм, курение, ВИЧ-инфекция и многое другое.
Активная культурно-
2.3. Идеологическое воспитание в
культурно-просветительской деятельности.
Роль государства в развитии культуры во все периоды истории была велика. Культура всегда интересовала политику и политиков, она являлась и является мощным средством решения политических вопросов. Культура (содержание, формы, методы, авторитет деятелей культуры) всегда использовалась как инструмент придания авторитета, весомости и значимости тому, или иному кандидату в период выборных кампаний в местные, федеральные органы власти или даже президента.
Государство (в большей или меньшей степени) держит или старается держать в своих руках развитие культуры, поддержание духовного здоровья нации, проводя государственную культурную политику. Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства. Обратим внимание на документы, принятые конгрессом ООН, в частности, на программу этой организации "Всемирное десятилетие культуры" (1987-1997 гг.), где зафиксированы следующие положения, которые определяют функции, права и ответственность государств в области культурной политики:
Государство и государственное
устройство призваны обеспечить структурность,
планомерность и содержание человеческой
жизни и развития конкретной личности.
Государство выступает в
Концепция основ идеологии белорусского государства – система основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь, культурно-историческая основа здесь – развитие государственности, сохранение самобытности, духовное возрождение. При проведении идеологической работы следует опираться на результаты фундаментальных и прикладных исследований в области общественных наук.
Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, о государственных институтах, осуществляющих идеологическую политику, и об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.
Главные ориентиры идеологии воспитания – гуманистические ценности, терпимость, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни.
Идеологическое воспитание подрастающего поколения - это возможность создания базиса Личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе.
Целью идеологической и идейно-воспитательной работы является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирования активной гражданской и личностной позиции молодёжи в становлении сильного и авторитетного государства.
Поддержка талантливой молодежи –
важнейшее направление
Основные направления работы:
Не смотря на уход от восприятия культурно-просветительской
деятельности времен СССР, как идеологически-
Информация о работе Культурно-просветительская деятельность в СКД