Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры.

Содержание

1.Современная культура арабских стран Ближнего Востока
2. Современная культура Израиля
3. Современная культура Турции.
4. Культура стран Центральной и Средней Азии.
5. Культуры народов Кавказа.

Вложенные файлы: 1 файл

срс додова.docx

— 269.92 Кб (Скачать файл)

Следовательно, Ал-Фикх — мусульманское право в широком смысле.

Практическая реализация многих выводов ал-фикха, составляющих исламский комплекс социальных норм, которые также обозначаются термином ал-фикх. В значении действующих среди мусульман правил поведения ал-фикх включает самые различные виды социальных норм — религиозные, юридические, нравственные, а также обычаи и простые правила вежливости и этикета, т. е. является мусульманским правом в широком, общесоциальном понимании. Обеспечение его религиозных (культовых) правил религиозным сознанием. Отражение в нормах ал-фикха местных обычаев.

 

 

Исламская экономика.

«Уже при первых попытках современного осмысления классической экономической доктрины обнаружились серьезные расхождения в подходе  исламских идеологов к наиболее важным вопросам. Большая часть авторов  исходила из идеи о применимости норм раннего ислама к современным  потребностям. Представители других точек зрения настаивали на необходимости  учитывать современную специфику, отмечая, что не все положения, сформулированные в средневековье, могут быть применимы  в нынешних условиях».

Результаты полемики между  представителями различных направлений  исламской экономической теории»  практически не внесли ничего нового в обоснование экономической  интеграции мусульманских стран.

Концепция исламской экономики  разрабатывалась в рамках всех пяти мазхабов, причем различия точек зрения обусловлены не столько приверженностью авторов той или иной юридической школе, сколько их социально-экономическими взглядами в целом. Характерно, что даже те исламские идеологи, которые ратуют за возврат к «пе6рвоначальной чистоте ислама», фактически приходят к модернизации традиционных положений шариата. Эта тенденция становится тем более ощутимой, чем ближе автор переходит от общетеоретических рассуждений к попыткам построения практических моделей «исламской экономики». На характер исламских экономических концепций наложил отпечаток и тот факт, что многие авторы (как это нередко бывало и в эпоху средневековья) не принадлежат к числу официальных служителей культа. Но даже и последние нередко сочетают духовную и светскую деятельность.

Исследуя современные  концепции исламской экономики, западногерманский ученый Ф. Ниенгауз предложил следующую классификацию, сводя их к четырем основным категориям:

  • прагматические – опирающиеся, в целом, на экономические методы. Они, однако, фактически не имеют «исламского содержания»;
  • рецитативные – авторы которых пытаются обосновать экономические процессы с помощью максимально возможного количества цитат из Корана и Сунны. Они являются противоположностью предыдущему типу, поскольку за исламским содержанием полностью отсутствует собственно исламский смысл;
  • утопические концепции – характеризуются попытками создать всеобъемлющую «исламскую систему» с помощью не только апелляции к классической доктрине, но и осмысления отдельных современных процессов. В основе их лежит представление об идеальном исламском обществе, характеризуемом экономической и социальной гармонией;
  • адаптивные (или модернистские) концепции сочетают в себе традиционную аргументацию и содержательные теоретико-экономические высказывания.

Данная классификация  ясно показывает тщетность современных  мусульманских идеологов «втиснуть» экономику в «исламские рамки», а  так, где такие попытки делаются, исламская аргументация носит этический  характер.

Большинство исламских идеологов  делают акцент на исправление исламского общества не столько путем собственно экономических мер. Сколько с  помощью мероприятий социального  характера. Так, по мнению известного шиитского  автора Мухаммада Бакира ас-Садра, первостепенными задачами исламских государств являются:

- приведение доходов в  строгое соответствие с «усилиями»  и потребностями членов общества;

- справедливое регулирование  цен на труд и товары путем  антимонополистических мероприятий;

- стирание различий в  уровнях жизни членов общества  с помощью установления минимума  материального благополучия и  ликвидации сосредоточения богатств (капитала) в руках немногих;

- возрождение «естественной  функции» денег как средства  обращения и обмена;

- преобразование банков  из инструмента роста капитала  в институты, служащие повышению  благосостояния общества при  одновременном запрещении ростовщичества  как способа наживы;

- выделение не менее  20% доходов нефтедобывающих стран  на нужды установления социальной  справедливости

М.Б. ас-Садр не ставит под сомнение возможность существования банков, а настаивает лишь на преобразовании их функций. Он также проводит грань между «осуждаемым» риба, являющимся одним из способов получения наживы, и риба «дозволенным», служащим повышению благосостояния общества. Причем аргументация в пользу этих положений черпается автором в классической «исламской социально-экономической доктрине».

Анализируя современные  точки зрения на роль исламских принципов  в экономику, профессор Каирского  университета Аль-Азхар-Шауки аль Фанджари выделяет следующие основные положения:

- поскольку всякая экономическая  деятельность должна служить  интересам общества, она строго  регулируется канонами шариата  (ограничение монополий, запрет  ростовщичества, накопление капитала  для его производительного использования  и т.д.);

- регулирование экономической  деятельности подразумевает самое  широкое участие государства;

- вместе с тем. Частная  собственность, являющаяся результатом  человеческого труда, берется  под защиту исламского государства  (хотя и размеры частной собственности  должны быть ограничены);

- обеспечение социальной  справедливости через систему  закята (что, по мнению аль-Фанджари, в современной терминологии соответствует социальному обеспечению);

- строгое регулирование  распределения в обществе с  целью недопущения сосредоточения  «чрезмерных богатств в одних  руках»;

- необходимость осуществления  экономического планирования со  стороны государства.

Большинство авторов современных  концепций исламской экономики  уделяют пристальное внимание положению  классической доктрины о труде как  источнике всех материальных благ, основанному на ряде коранических высказываний, откуда выводится принцип «трудовой  собственности в исламе». Исходя из понимания собственности как  продукта трудовой деятельности, мусульманские  идеологи предлагают модели «таухидной экономики», «смешанной экономики» и др., суть которых сводится к различным сочетаниям частной и государственной собственности (последняя нередко именуется общественной).

Базируясь в целом на концепциях исламской экономической доктрины, современные теоретики «исламской экономики» основное внимание уделяют  вопросам собственности, производства и распределения, роли государства  в хозяйственной жизни, финансово-экономическим  проблемам, связанным с риба.

Менталитет Арабов. Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Азиатские страны с арабским населением называются Машрик(по-арабски восток). Арабские страны Африки — Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара — Магриб (запад). Арабы заселяют территорию более 14 млн км2.

С запада на восток территория арабских стран протянулась более  чем на 7000 км, а с севера на юг —  около 3000 км. Несколько миллионов  арабов проживают вне Арабского  мира — в Европе, Америке, Австралии, и арабские общины Европы и Америки  постоянно растут. Это способствует распространению ислама в экономически развитых странах Запада. Мусульмане-арабы  оказывают все большее давление на политику этих стран. 
Последние десятилетия стали поистине «временем арабов». Большинство современных арабских государств, получив национальную независимость и выйдя из-под прямого иностранного контроля, стали развиваться необычайно высокими темпами. В основе такого «экономического чуда» лежит арабская нефть — основное энергетическое сырье ХХ в. Как говорят арабы, Аллах вознаградил их за долгие мучения и унижения, которые они терпели в течение веков от иноземцев. Создание в 1948 г. государства Израиль, распад колониальной системы империализма и стремление инородных военно-политических блоков распространить свое влияние на арабский мир привели к возрождению агрессивного духа ислама. Национальное самосознание арабов утверждалось в борьбе против европейского, американского или советского влияния в их странах. Одной из форм такой борьбы стал мусульманский фундаментализм, который угрожает даже не столько Западу, сколько самим правящим (и в значительной мере прозападным) режимам ряда арабских стран.  
Из огромного числа европейцев, живших в окружении арабов, пожалуй, только Лоренс Аравийский приблизился к пониманию их психологии. Большинство же арабского менталитета не понимает. Наиболее заинтересовано в ХХ в. о нем заговорили евреи-израильтяне. Живя бок о бок со своими «сводными братьями», евреи изучили внешние проявления жизни арабов, их язык и культуру. Но каждый раз, когда возникала необходимость сесть за стол переговоров с арабами, проблемой для руководства Израиля было непонимание глубинных процессов внутри арабского общества.

Арабы, переселяющиеся в европейские  страны и США, продолжают оставаться носителями своей культуры, стремясь навязать ее элементы своему окружению. События 11 сентября 2001 г. в США заставили  европейцев и американцев обратить свое внимание на проблемы мусульманского фундаментализма и заняться более  глубоким изучением менталитета  арабов.

Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с  ним существуют арабские диалекты, на которых говорят жители различных  местностей и стран. Выделяются аравийский, иракский, сирийский, палестинский варианты языка; они близки между собой, но не всегда до взаимопонимаемости. Существуют значительные элементы общеарабской культуры, проявляющиеся в быте, традициях и духовной жизни арабов.

Но в то же время очень заметны  и культурные особенности отдельных  арабских народов.

Арабы в основном мусульмане-сунниты. Шиитами являются лишь часть арабов Ирака, часть ливанских арабов, исмаилиты  и зейдиты Йемена. Довольно обособленно от других арабов-мусульман стоят друзы и алавиты. Друзы живут в горной области Сирии — Джебель-Друз, на Голанских высотах, оккупированных Израилем, и в южной части Ливана.

За время существования Израильского государства разведслужбы этой страны неоднократно предпринимали попытки  внедрить своих агентов в соседние арабские страны. Однако еврейские  агенты, внешне не отличающиеся от арабов, великолепно говорящие по-арабски, выросшие в арабском окружении, изучившие  все тонкости этикета и образа жизни этих людей, никак не могли  внедриться в арабское общество: четкая иерархическая структура общества, сплоченность арабских семей и рода моментально позволяла выявлять чуждые им элементы. Семейные отношения  и семейные традиции — это тот  стержень, который пронизывает все  общество. Семья находится на первом месте в числе жизненных ценностей  всех арабов — и мусульман, и христиан.

Подчиненное положение, сохраняющееся  для большинства арабов из поколения  в поколение, из века в век, воздействие  мусульманской религии, которая  регламентирует практически все  стороны жизни людей, укрепили в  сознании арабов неверие в свои личные преобразовательные возможности, выработали покорность и смирение. «Иншалла» — «Все в руках Аллаха» — дежурная фраза, сопровождающая любое действие араба. «Если бог даст» — надежда на успех. В случае неудачи — «Так было угодно Аллаху».

Работники умственного труда —  богословы и учителя уважаемы в арабском обществе. Но в системе  профессиональных приоритетов арабской молодежи желание стать учителем значительно уступает желанию быть торговцем, занимать бюрократические  должности. По мнению большинства, только торговля или хороший чиновный пост могут обеспечить их владельцам сытое  и обеспеченное будущее.

В этом плане наглядны кадры ликования  среди части палестинцев, показанные сразу же после террористических актов 11 сентября 2001 г.

В условиях, когда большинство европейцев или американцев испытывают стресс, араб может дойти до состояния  безрассудства и совершить непродуманный  поступок, не заботясь о его последствиях.

Воинственность и «дикость»  арабов, как себе представляют ее некоторые  европейцы, — это отдельные проявления импульсивности характера.

В современном арабе-крестьянине  мало что осталось от бывшего бедуина. Воинственность арабов-завоевателей —  в прошлом. История войн ХХ столетия говорит о потере арабскими армиями  воинственного духа. Отдельные теоретики  ислама, стоящие на воинственных позициях, не пользуются широкой поддержкой народных масс. Современное жизненное пространство, занимаемое арабами, вполне их удовлетворяет. Нефтедоллары обеспечивают элите общества более чем достойное существование. А представители беднейших слоев  общества благодаря религиозной  идеологии в большинстве своем  привыкли довольствоваться малым.

Одни из самых сильных впечатлений  от поездки на Ближний Восток у  большинства туристов связаны с щедростью и гостеприимством местного населения. Корни этих качеств лежат в психологии кочевников, их гордости и высоком самомнении — чертах характера, которые должны всячески почитаться собеседником, подчеркиваться им в соответствующих выражениях, проявляться в особом уважении и обходительности. Речь араба отличается вежливостью, уважением к собеседнику. Благодаря цветистости и богатству арабского языка речи собеседников изобилуют любезностями и громоздкими, манерными выражениями.

Ныне, в условиях все более динамичной жизни, длительная вступительная часть  в разговоре, разговор на нейтральные  темы — скорее дань традиции. Тем  не менее и сейчас беседы чаще всего начинаются с обмена любезностями. Взаимная вежливость существенно облегчает ведение дел, позволяет рассчитывать на снисходительность, меньшую требовательность. Только не забывайте про табу: если вы мужчина, никогда не задавайте хозяину-мусульманину вопросов о женской половине его семьи. Честь женщин для арабов — очень болезненный вопрос.

Гостеприимство, стремление оказать  достойный прием гостю уходят корнями в глубь веков. Эта традиция берет свое начало от особенностей бедуинского быта, когда пустыня представляла постоянную опасность. Традиция приютить гостя, радушно его встретить, отметить его пребывание застольем или, во всяком случае, угостить его водой, чашкой кофе или чая очень украшают арабский быт. Отказ от гостеприимства — обида хозяину. Гость, направляющийся в дом араба, должен быть готов к тому, что его накормят и напоят кофе «до потери сознания».

Информация о работе Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа