Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры.

Содержание

1.Современная культура арабских стран Ближнего Востока
2. Современная культура Израиля
3. Современная культура Турции.
4. Культура стран Центральной и Средней Азии.
5. Культуры народов Кавказа.

Вложенные файлы: 1 файл

срс додова.docx

— 269.92 Кб (Скачать файл)

Обычно торговые операции с Дагестаном осуществлялись по так называемой "Лекетской дороге", по кратчайшим и наиболее удобным перевальным дорогам или же в обход Кавказского хребта по маршруту Тбилиси - Ширван - Джасар -Самур - Дербент и далее. Основной путь, по которому осуществлялась торговля Грузии с Центральным и Северным Кавказом, проходил через Дарьяльское ущелье, а с Северным Кавказом - по Клухорскому, Махорскому, Марухскому и другим перевалам .

В ХIV-ХV вв. в Осетии были христианские церкви, в которых службу совершали грузинские священники. У осетин, сванов и др. наблюдается и общность в культовых празднествах.

Живя чересполосно и поддерживая между собой тесные добрососедские связи, грузины и горцы Северного Кавказа вступали в родственные связи. Выше указывалось, что грузинские цари Баграт IV, Георгий III были женаты на осетинских княжнах, царица Тамара была замужем за осетином Давидом Сосланом. Эмир Дербента и ряд владетелей нагорного Дагестана заключали династические браки с царями Грузии. Заключались браки и между представителями трудовых слоев грузинского и северокавказских народов.

В Дагестане в сел. Хунзах, Ругуджа, Хуп Гоцатль, в местечках Галла, Тад Раал и др. найдены грузинские надписи, датируемые ХIV-ХV вв., написанные смешанным алфавитом "моглованн" и "нусхури". Камни с грузинской письменностью обнаружены в селениях Рутульского района Дагестана. Несомненно, что в эту эпоху происходило обогащение лексического фонда дагестанских, и особенно андо-дидойских, вайнахских, осетинского, адыгского и других языков, за счет проникновения культурно-исторических терминов. Все это - объективный показатель влияния грузинского языка и письменности на народы Северного Кавказа. Однако влияние не было односторонним. В свою очередь, в картвельские языки проникали слова из горских языков Северного Кавказа.

Грузины заимствовали у северокавказцев некоторые элементы одежды. Много общего обнаруживается в музыке, танцах и особенно в песенном творчестве. В ряде фольклорных памятников грузин нашли отражение факты из жизни северокавказцев, особенно типично прославление доблести, мужества и героизма своих союзников-горцев. Так, в оде выдающегося поэта Грузии Чахрухадзе немало строк посвящено восхвалению мужества и воинского таланта осетина Давида Сослана.

Отношения народов Северо-Западного  Кавказа с генуэзскими колониями  в XIV- XV вв. На Северо-Западном Кавказе  возникли между Таной (Азов) и Себастополисом (Сухуми) 39 генуэзских колоний. Из них наиболее крупным поселением, не считая Таны и Себастополиса, была Матрега на Таманском полуострове (быв. Матраха, Тамтарха, Тмутаракань) - крупный торговый центр, связанный с соседними народами Северного Кавказа и заморскими странами, где останавливались все торговые суда, которые не могли из-за мелководья Азовского моря плыть до Таны. До начала XV в. Матрега находилась под властью черкесского князя.

Генуэзские колонии на Северо-Западном Кавказе вели торговлю почти со всеми  народами Северного Кавказа.

Торговый путь, видимо, начинался  от Анапы и проходил через станицы  Холмскую, Саратовскую, Большой Зеленчук, Марухт в Карачай; оттуда одна ветвь пути шла через Главный Кавказский хребет на Цебельду, а другая продолжалась по Тереку к Каспийскому морю. Была и другая дорога, которая шла по направлению Анапа - Геленджик - правобережье р. Кубани - Северный Прикаспий - Туркестан - Иран - Китай.

Борьба народов Северного Кавказа  с Крымским ханством. Со второй половины XIII в. татары стали закрепляться в  Крыму. Первоначально они перекочевывали в Крым лишь на зиму и уже весной со своими стадами уходили в приднепровские степи. Со временем татары силой захватили  земли и подчинили своей власти проживавшее здесь местное население: алан, армян, греков и славян.

Укрепление русско-северокавказских отношений в XV в. Торговоэкономические связи Руси с Северным Кавказом поддерживались и по так называемому Донскому пути, который был тесно связан с Волжским путем: на месте, где сближались эти реки, существовал переволок.

Так что по Донскому пути на Кавказ попадали товары, вывозимые и из Северо-Восточной Руси. Судя по имеющимся  данным, в конце XV в. по Донскому пути постоянно проходили караваны русских  купцов в Азов и Кафу. Из России привозились  различного рода товары, а более  всего "горностаев, белок и других драгоценных мехов" . Надо полагать, что русские купцы посещали все 39 генуэзских торговых колоний и поселений, о которых речь шла выше. Здесь русские купцы встречались и устанавливали торговые связи с горцами Северного Кавказа, и не только проживающими в городских центрах и их окрестностях, но и с жителями более отдаленных мест.

Кроме водных путей, связывающих Северный Кавказ с Россией, поддерживались связи  и по сухопутным дорогам, шедшим через  степи Северного Кавказа.

Культура   и   быт   северокавказского   казачества   и   населения   русских   крепостей   и поселений. На жизнь и быт терско-гребенского казачества к середине XVI-XVIII вв. определенное влияние оказали частые войны Ирана, набеги крымских татар, междоусобная борьба горских феодалов, активное участие местного населения в формировании казачества. При этом казачий быт, являвшийся специфической вариацией традиционного русского крестьянского быта, сохранил многие черты последнего и внес в него немало своего.

Для своих поселений казаки первоначально  использовали укрепленные пункты, особенно на малых реках и притоках. Но они селились также и на гребнях  гор.

Со временем укрепленные лагери гребенцов и терцев стали постоянными казачьими " городками", застроенными землянками и шалашами. Землянки - курени представляли собой небольшие однокамерные земляные и полуземляные строения без окон, с открытыми очагами из камней на земляном и глинобитном основании, с земляными лавками вдоль стен, иногда укрепляемых плетнями, обмазанными глиной или кизяком. Куба некие казаки при устройстве своих селений придерживались старых запорожских традиций.

Иной была планировка и устройство "государевых городков" -крепостей на Северном Кавказе, таких как Сунженский острог или крепость Терки. Теркский городок строился как типичный русский "государев" городок-крепость. В нем в основном бытовали типичные русские рубленые избы, с чердаками, сенями и амбарами.

С самого начала своего образования  северокавказское казачество отличалось пестрым этническим составом. Наряду с русскими здесь проживали кабардинцы, ногайцы, кумыки чеченцы, ингуши и др. Казаки жили в непосредственном соседстве  с коренным населением этого края. Это не могло не сказаться на материальной и духовной их культуре. Естественно, что в быт и культуру северокавказского  казачества проникали разнообразные  элементы культуры местного населения. Гребенцы, например, ставили свои дома по-русски, но они заимствовали у горцев, в частности у кабардинцев, сам характер внутреннего убранства дома.

Наряду с рублеными домами строились "сакли", бытовавшие у горцев. Но к концу XVIII века на Дону, Тереке, а  затем и Кубани стали строить  круглые дома, рассчитанные на большие  семьи.

В одежде терских и кубанских  казаков можно проследить элементы, характерные для одежды горских  народов: чекмень, зипун, меховые папахи и т.д. У женщин-казачек монисты, чеченские кольца и браслеты, головные платки и т.д.

Казаки занимались и земледелием  и скотоводством. В рацион терского и кубанского казачества входило  мясо, капуста, лук, фасоль, перец, горох  и другие овощи, которые выращивались в основном на казачьем подворье или  покупались у местного населения. Со временем в терских и кубанских  станицах было освоено и виноградарство.

Семейная  обрядность

В описываемый исторический период в крае преобладала малая форма  семьи. Часть браков вначале, судя по некоторым данным, заключалась в результате умыкания невест у соседей-горцев. Следы этих союзов прослеживаются в антропологическом типе населения станиц Кизляро-Гребенского полка.

У первых русских поселенцев на Тереке свадебные обряды отли¬чались определенной простотой, например, "венчание" вокруг берёзы или вербы. Заимствованные "горские" черты в свадебной обрядности северокавказского казачества, и в первую очередь терского, можно ви¬деть в характере праздничной одежды жениха и невесты, в одаривании молодых, в некоторых деталях свадебного обряда, например, возведение невесты на белый войлок, во всем внешнем антураже казачьей свадьбы: джигитовка, стрельба из ружей и пистолетов, исполнение кавказских танцев.

На основе укрепления экономических, культурных и семейно-родственных  связей между русским и северокавказским населением края у казачества некоторых  станиц вошло в обычай куначество, побратимство, гостеприимство и даже аталычество.

Большую роль в повседневной жизни  вольных казачьих обществ ещё  на раннем этапе их истории в крае играла казачья община, или "курень», который регламентировал все  нормы казачьего быта с их устойчивыми традициями коллективизма и взаимопомощи.

Как известно, большую часть населения терских и кубанских станиц в прошлом составляли православные и старообрядцы. Помимо этого на все стороны быта населения казачьих Северного Кавказа большое влияние оказывали разнообразные и многоликие элементы архаических восточнославянских языческих верований, к которым затем добавились и некоторые местные северокавказские верования.

Фольклор

Старейшим группам русского казачества - донского, терского, яицкого - присуще  известное единство фольклора. В  то же время терский фольклор представляет специфическое самостоятельное  образование, истоки которого восходят к тем районам Южной или  Средней России, откуда пришли на Терек  первые русские обитатели северокавказских поселений. Одним из любимых и  широко распространенных жанров казачьего  фольклора на Тереке и Кубани были исторические, военные и бытовые  песни, репертуар которых отличался богатством и разнообразием. Одной из особенностей героического фольклора терско-гребенских казаков было сохранение в нем былин и песен на былинные сюжеты. Популярны были на Кубани и Тереке лирические песни: хоровые, плясовые, протяжные и др. В них нашли отражение различные стороны казачьего быта, воспевалась красота природы.

Таким образом, к концу XVIII века на Северном Кавказе значительно упрочились позиции России и в большой мере было подорвано былое влияние шахского Ирана и Османской империи. Усилилась ориентация на Россию многих владетелей и союзов горских сельских обществ. Большинство их приняли российское подданство и не раз возобновляли эти присяги, но сохраняли свое местное управление, порядки. Ускорилось заселение Предкавказья и некоторых областей Северного Кавказа русскими казаками, крестьянами и ремесленниками.

В конце XVIII века и в первые десятилетия XIX в. борьба шахского Ирана и Османской империи за господство на Северном Кавказе окончилась их полным поражением.

Возрастание военно-политической мощи России во второй половине XVIII века опиралось уже на развитие в ней капиталистического уклада и на связанные с этим успехи промышленности и торговли. В конце XVIII века крепостническая система и самодержавие в России достигли наибольшей силы, но тогда же проявились и признаки начинавшегося внутри империи кризиса крепостнических порядков, затянувшегося на долгое время.

С конца XVIII - начала XIX в. в судьбах  народов Северного Кавказа наступил новый этап, связанный с завершением  вхождения феодальных владений и  союзов горских сельских обществ  этого региона в состав России. Шахский Иран и Османская империя вынуждены были по мирным договорам с Россией отказаться от притязаний на Северный Кавказ I; и Закавказье, признать их входящими в границы России.

В XIX в. происходили следующие процессы - вовлечение Северного Кавказа в общероссийский рынок, переход к насаждению царским правительством своей военно-административной власти над горскими народами, что вызвало сильное вооруженное сопротивление.

В то же время сложились условия  для распространения влияния  русской культуры и освободительного движения на северокавказские народы для дальнейшего развития связей между русским народом и горским населением, для взаимного обогащения культур.

 

 

 

 

 

Традиции, обычаи, фольклор народов Северного Кавказа.

СВАДЬБА. Брак у карачаевцев в прошлом строго регламентировался экзогамными запретами. Запрещались браки внутри одной фамилии и между лицами из родственных фамилий, входящих и группу “къауум”, происходивших от общего предка (тин ата), и даже между лицами, сохранившими только предания об общем предке (къарнаштукъумла). Ограничения браков по мотивам родства имели место как по отцовской(ата джуукъ), так и по материнской линии (ана джуукъ). Нарушение экзогамии рассматривалось как преступление.

Браки не допускались между родственниками по воспитанию (аталычество)“эмчек джуукъ”. Запрещались браки и вследствие приобщения к молоку чужеродной женщины. Нарушителя приговаривали к позорному столбу (къара багъана), сажали на осла и водили по селу (эшек бедиш) или взимали штраф, обычно медной посудой, в особенности большими котлами. Иногда кровосмесителя приговаривали к изгнанию за пределы селения. Редкие случаи нарушения экзогамных запретов встречались, главным образом, в среде высшего сословия. Стремясь сохранить “чистоту крови”, княжеская фамилия Крымшамхаловых предпочитала искажение традиционных обычаев народа. Допускались браки внутри отдельных много атаульных фамилий, проживающих в соседних Дууте и Джазлыке. Экзогамные ограничения дольше всего сохранялись среди поколения наурузов.

Богатые отдавали своих дочерей  только в состоятельные семьи (къарыулуюйдеги). Сильными были также сословные ограничения браков. Князья (бии)считали ниже своего достоинства вступить в брак с представителями узденской фамилии. Точно так же уздени, за редким исключением, не роднились с кулами.

Информация о работе Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа