Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

Широкое распространение  в Древней Японии получает также буддийская скульптура китайского происхождения, которая в VII - VIII веках существенно потеснила местную

иконографическую традицию.

Во второй половине VIII века появляется знаменитый литературный памятник ``Маньёсю" ("Мириады лепестков"), ставший первой антологией народной поэзии и произведений японских поэтов IV - VIII веков, содержащей около 4,5 тысяч стихотворений. В антологию были включены произведения Хитомаро Какиномото, мастера "длинных песен" - элегий, од и плачей, а также народного поэта Акахито Ямабо, вдохновенного певца природы, мастера "коротких песен", создаваемых в форме пятистиший и именуемых "танка". Этот изысканный стиль остается самым популярным вплоть до наших дней.

В конце IX века официальные связи с Китаем прерываются и японская культура отправляется в самостоятельное плавание, завершая формирование своего самобытного характера. Главные достижения придут к традиционной японской культуре позднее, в XVII веке, однако необходимый для этого фундамент был заложен уже в древнем периоде. Во второй половине ХХ века Япония удивит мир взлетом современной, научно-технической культуры, продемонстрировав поучительный пример удачно найденного равновесия- пусть не гармонии - между современной массовой и традиционно-гуманитарной культурами.

 

Культура доколумбовой Америки. Общая характеристика.

 

К тому времени, когда Колумб "открыл" Америку (1492; она была населена множеством индейских племен и этносов большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Мезоамерике (Централькая Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживал расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности, именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента люд ми началось в эпоху позднего палеолита - примерно 30-20 тысяч лет назад - и шло из Северно-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н. э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос - носитель (название "ольмекская" является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н. э. населявшие Вераскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые "ритуальные центры", они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В I веке до н. э.

появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н. э. и существовали до XVI века н. э. - до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний, или классический (I тыс. н. э.), и поздний, или постклассический (Х - XVI века н. э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится Теотихуаканская, возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана - столицы одноименной цивилизации - свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60 - 120 тысяч человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Аpхеологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и "дипломатов". Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг - проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток - безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение - Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана - "Цитадель", представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькооатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головми самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них - реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в Храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными паамятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III - VII веках широкое распространение получают изделия из керамики - цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом - и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII века н. э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными - скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

 

Культура ацтеков – характерные черты.

 

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные

времена межэтнических войн и междоусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми - скачала с чичемеками, а затем теночки-ацтеками - в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI века превратился в одну из самых мощных держав Америки - знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5 - 6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица - Теночтитлан - стала большим городом с населением 120 - 300 тысяч жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами "священный участок", внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков  было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнутъ, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры; они являются авторами слова "томаты". На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: "Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы".

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучалось мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлений и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-mвopец Ометекутли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог Солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Сиктеобль - покровитель плодородия кукурузы. 3ащитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатекухали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась наука. В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь, учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно  развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы, великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разорены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем, что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В &0-е годы нашего века, в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков - "Темпло Майор". Вскрыты также

святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койольшаухки - сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI века. Однако вскоре этому цветению был положен конец. Испанцы захватили Теночтитлан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город - Мехико, ставший центром колониальных владений европейских завоевателей.

~ивилиз 

Цивилизация майя – основные черты.

 

Культура и цивилизация  майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I - XV веках н. э. на тeрритории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Лелган назвал майя "самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки".

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения - труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I - IX века н. э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическуто письменность, о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде - до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает Храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя, подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыто иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"