Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"
Государство необходимо для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом..
Правильное управление государством - основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые люди, а самые знаменитые и лучшие правители - это совершенно мудрые, которые от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким» (
Искусство управления заключается в «исправлении имен», то есть в том, чтобы каждого поставить на должность, на которой он способен приносить наибольшую пользу государству. Требование «исправления имен» означает, что правителем должен быть человек, могущий править, слуга же должен служить и быть способен к этому; отец должен исполнять обязанности отца, сын - сына и т. д. Если «имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; когда не процветают правила поведения и музыка, наказания - штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги - положить руки».
Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» - избегания крайностей в деятельности и поведении.
Большое значение в истории Китая вообще и в учении Конфуция в частности занимало следование определенным раз и навсегда правилам и церемониям.
Цель ритуала добиться не только внутрисоциальной гармонии, но и гармонии с природой.
Конфуций провозгласил принцип, который «красной нитью» проходит через всю историю этики: «Не делай людям того, чего не желаешь себе. Путь Конфуция, как разъясняли его ученики, «сплошь преданность и сострадание».
Лао-цзы, по преданию, уехал из Китая в Индию и эта легенда отражает его близость к индийской мысли. Но и наиболее полно выразивший дух китайского народа Конфуций также потерпел неудачу в распространении своих взглядов. Сходство между J1aoцзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китайской мысли искали постоянства, но Лао-цзы нашел его в недеянии, а Конфуций в постоянстве деятельности - ритуале. Общим был и призыв к ограничению потребностей. Различие же в том, что считать более важным: и Лао-цзы писал о человеколюбии, и Конфуций говорил: «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть».
Китайская культура - культура древнейших праидеологий. Это связано с ее слабой религиозностью. За неимением достаточного количества богов был обожествлен сам Конфуций с обычными в таких случаях жертвоприношениями.
Но как в любой культуре, в китайской существовали утописты-идеалисты и величайшему из них Мо-цзы (479-400 гг. до н. э. ) было мало просто взаимности. Ссылаясь опять-таки на волю Неба он изрек: «Повиновение велению Неба - это взаимная любовь ~ взаимная выгода». Об опасности стремления к выгоде только для себя предупреждал Конфуций. Однако в понимании значения любви Конфуций остановился на полпути. «3нающему далеко до любящего, любящему далеко до радостного». Мо-цзы совершил на стоящую революцию в определении этого понятия.
Мо-цзы все свои представления, в отличие от Конфуция, для которого образцом была семья, взял в буквальном смысле «с неба» В главном сочинении, связанным с его именем и написанным его последователями в II1-II вв. до н. э. – «Мо-цзы», задается вопрос: «Что же можно рассматривать как образец для управления' Отвечаю. Готовясь к действиям, необходимо сопоставить свои по ступки с (желаниями) Неба».
А что желает Небо? «Небо непременно желает, чтобы люди взаимно любили друг друга и приносили друг другу пользу, но Небу неприятно, если люди делают друг другу зло, oбманывают друг друга».
Конфуций говорил: «Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду». Мо-цзы происходил из мелких собственников и за основу взял выгоду, но всеобщую. «Если говорить о делах гуманного человека, то он обязательно должен развивать в Поднебесной то, что приносит выгоду, и уничтожать то, что причиняет Поднебесной вред». Для этого нужно объединиться на принципах всеобщей любви и взаимной выгоды. Здесь взаимная любовь совпадает со взаимной выгодой. Если «в Поднебесной царит всеобщая взаимная любовь, в ней порядок, а если царит взаимная ненависть, в ней происходят беспорядки».
Исполнение долга важно именно потому, что приносит выгоду. Управление должно быть основано на выдвижении не родственников и близких, а мудрых и наделении их чинами, жалованьем, подчиненными. Мо-цзы, подобно Сократу, отождествлял мудрость и добродетель, своей проповедью любви он близок к Христу. Принцип всеобщей любви Мо-цзы сформулировал в четкой форме, противопоставив любовь, 2не знающую различий по степеням родства», любви отдельной, эгоистической. Отметим, что любовь в понимании Мо-цзы касается только отношений между людьми, это не любовь к Богу, как в христианстве.
Мо-цзы писал о роли труда в жизни общества. «Человек в отличие [от представителей животного мира] живет, опираясь на свои усилия, и тот, кто не опирается на свои усилия, не живет» Это прообраз трудовой теории развития общества. По Мо-цзы, события нашей жизни зависят не от воли Неба, а от прилагаемых усилий. Мо-цзы постулировал зависимость поведения от материальных условий жизни. В отличие от Конфуция Мо-цзы отрицал судьбу, необходимость ритуалов, преклонение перед древними обычаями, а также изучение музыки, стрельбы из лука и пр.
Учение Конфуция отражает естественный процесс образования государств из родов (Семей, как пишет Д. Вико, с большой буквы), объединившихся в племена; в то время как Мо-цзы обращает нас в доисторические времена, когда вообще не было частной собственности. Взгляды Мо-цзы были очень популярны в IV - III вв. до н. э., но потом реализм Конфуция все же победил. Учение Конфуция устремлено к идеалу, и это идеал нравственного самосовершенствования. Мо-цзы же был социальным утопистом и хотел принудительного внедрения всеобщего равенства. Концепция Конфуция оказалась «золотой серединой» между пассивностью Лао-цзы и экстремизмом Мо-цзы.
Древнекитайская мысль сформулировала свои варианты решения основных проблем, стоящих перед человеком. Для китайцев истинен этот мир. Китайская мысль реалистична и социальна по преимуществу.
Два великих народа заложили содержательную базу философии как дисциплины. Но для ее формирования были нужны формальные предпосылки: метод получения результатов и их общезначимость. Это обеспечила древнегреческая мысль.
Культура древней Японии
Культура Древней Японии существовала примерно с III века до н. э. и до IX века н. э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о данном периоде. Это может показаться странным - если иметь в виду сегодняшнюю роль Японии в современном мире. Тем не менее положение именно таково, и оно объясняется вполне определенными обстоятельствами. Одно из них заключается в том, что Япония заявила о себе на мировой арене относительно поздно, лишь в III в н. э., когда многие страны уже находились на стадии перехода от древнего общества к средневековому. Второе обстоятельство связано с тем, что самые ранние письменные источники, касающиеся древнейшего периода Японии, являются китайскими, относящимися к тому же не ранее как к началу нашей эры.
Первые японские источники, содержащие материалы о японской истории, появились лишь в VIII в к. э. Ими стали известные хроники - "Кодзики" ("Записи о делах древности", 712 г.) и "Нихонги" ("Анналы Японии", 720 г.). Хотя в них имеются сведения о более раннем времени, эти сведения ограничены и не уходят слишком далеко.
Наконец, часто случающиеся на Японских островах землетрясения явились причиной того, что пц3огие памятники и свидетельства японского прошлого не сохранились и не дожили до наших дней. Эти и другие обстоятельства составляют ощутимые трудности, возникающие при изучении не только древнейшей, но и древней культуры Японии.
Тем не менее, опираясь на имеющиеся источники и сведения, можно считать, что японская земля была заселена людьми примерно 15 - 17 тысяч лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая. Хозяйственную основу первобытного японского общества, как и повсюду, составляли окота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, аниптизм. От этого периода, известного под именем "культуры Дзёмон",сохранились причудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере.
В середине I тыс. до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным - примерно шесть веков, с III века до н. э. до III века н. э.
Этот период в японской истории носит название "культура Яёй" - по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла - бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов - ритуальных зеркал, колоколов и т. д., а железо - орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.
Примерно со II века до н. э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, которое сказывается как в материальной, так и в духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла. Однако основным каналом влияния китайской культуры выступает язык. В IV - V веках н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременно с этим отмечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.
В целом влияние китайской
Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III - IV веках н. э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности.
К V веку н. э. социальная структура японского общества включала в себя четыре основных слоя: 1) высшая знать - племенные вожди и родовые старейшины; 2) свободные земледельцы - общинники; 3) полусвободные ремесленники - подчиненные племенной знати; 4) рабы - являющиеся слугами и работниками в семьях свободных людей. Сложившееся древнее общество так и не стало в полном смысле рабовладельческим, поскольку на сохраняющиеся в нем родоплеменные отношения накладывались не только рабовладельческие, но и быстро растущие феодальные.
Что касается Японского государства, то его становление завершилось лишь на стадии раннего феодализма, в начале VII века. В официальных документах оно впервые упоминается в 607 г., когда принц-регент Умаядо в послании китайскому императору назвал свою страну китайским словом "Жибэнь", что в японском произношении звучит как "Ниппон" или "Нихон" - страна "Солнечного Восхода".
В III - IV веках н. э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали.
По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой - осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.
О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники - "Кодзики" и "Нихонги". Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самоа3 знатной и потому наиболее достойной высшей власти.
Вместе с тем эти первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю "Века богов", рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых выделилось верховное божество - Небесная богиня Аматэрасу.
Эти боги породили. "Страну островов", и в конце концов один из потомков богов, ставший человеком, основал Японское государство и под именем Дзимму вошел в его историю в качестве первого императора, положившего начало династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнца в лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтаизм ("путь богов").
Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэг3ан (Киото), как и другие города, великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле. Среди первых культовых сооружений можно назвать святилище Найку храмового ансамбля Исэ (III век), а также святилище храмового ансамбля Идзума (550). Одним из самых известных архитектурных памятников является храмовый ансамбль Хорюдзи (607) в Нара, включающий в себя Золотой храм, украшенный деревянными колоннами, и высокую пагоду с пятью крышами. Этот ансамбль с удивительной гармоничностью вписался в окружающий пейзаж и стал классическим образцом для последующих построек. Наиболее величественным буддийским храмом стал храм Тодайдзи (VIII век), комплекс которого занимал более 90 га. Он представляет собой самое большое деревянное сооружениие его высота - 49 м, ширина - 57 м, длина - 50 м. $ нем находится гигантская статуя Космического Будды Вайрочаны высотой 18 м.
Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"