Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:12, курс лекций
Между древневосточным и античным городом существовали большие различия:
На востоке сложились такие условия при которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства. В Греции не было крупных монархий с деспотической властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА
КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР
Эльвира Динаровна
15.03.2013
КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Силичев, Маркова, Драч, Богдасарьян, Радугин – учебники.
НА 7 НЕД
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана необычайно быстрым ее расцветом.
В течении
трех веков 8-6 века до н.э. в Греции возникла
новая форма государства полис,
в науке, философии и литературе,
изобразительном искусстве
Причины:
Между древневосточным и античным городом существовали большие различия:
На востоке сложились такие условия при которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства. В Греции не было крупных монархий с деспотической властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.
Периоды Древней Греции:
16.03.2013
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
1ВОПРОС
В XX веке культурология оформляется как самостоятельная наука. Происхождение термина культурология принято связывать с именем американского ученого Лесли Уайта, который в своих работах «Эволюция культура», «Понятие культуры» поставил вопрос о необходимости определения предмета культурологии. Он предложил выделить в культуре 3 подсистемы:
Культурология – гуманитарная наука о сущности закономерностях существования и развития культуры.
Предметом культурологии являются вопросы происхождения, функционирования и развития культуры.
2 ВОПРОС
На ряду с методами, используемыми любыми науками (наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, дедукция, индукция, анализ, синтез) существует также методы и подходы, которые являются, собственно, культурологическими.
3 ВОПРОС
Культурология
взаимодействует с другими
Социология изучает процессы функционирования культуры в том или ином обществе.
Психология в центр внимания ставит процесс приобщения человека к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества
Философия объясняет сущность культуры, и искусствознание раскрывает особенности художественной культуры.
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
1 ВОПРОС
Фундаментальная культурология – призвана выявлять общие закономерности развития культуры, исследует такие проблемы как генезис культуры (рождение культуры), типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества.
Прикладная культурология – разрабатывает управление социокультурными процессами. Важнейшей задачей её является выработка общей культурной политики государства и общества. Осуществление культурной политики происходит через образование, просвещение, научные, религиозные, творческие, издательские, государственные и общественные институты.
Культурные институты могут быть разбиты на несколько основных групп:
2 ВОПРОС
Эпоха Античности (Рим, Греция)
Древние греки создают уникальную
систему образования, в которой
формируется человек как
Средневековая эпоха. (5-13в)
Литература, живопись, музыка в эту эпоху носили религиозный характер. Культура становится формой диалога с Богом.
Эпоха Возрождения
Формируется новое самосознание человека. Человек осознает себя творцом, он творит мир и самого себя. Культура это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.
Новое время – эпоха Просвещения (17-18в)
Культурность нации, по мнению просветителей, состоит в разумности общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве. В Новое время выделились 2 точки зрения на культуру:
Первая точка зрения: Человек является частью природы и жизнь на лоне природы является наиболее правильной формой жизни человечества. Стремясь к цивилизованным ценностям человек, губит себя, разрушает свою естественность, задача культуры и образования Руссо видит в возвращении человека назад к природе.
Ницше - Культура создана для подавления и порабощения человека только сверх человек в состоянии отбросить культурные запреты, мешающие ему жить.
Сартр считал что любая культура ведет человека к разрушению. Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре. Выбирая свои поступки, человек сам создает себя и свой мир.
Фрейд подчеркивает, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих под влиянием противоречий между собственными желаниями и определенными нормами культуры. Каждый человек в таких условиях становится либо невропатом, либо вынужден перемещать (сублимировать) свою нерастраченную энергию в искусство, литературу, науку, политику.
Фромм. Современный человек всегда стоит перед выбором, осуществляя который человек становится или субъектом бытия, раскрывает богатства внутреннего мира, сохраняет собственную целость, индивидуальность, свое «Я», либо превращается в объект бытия, вещь, частицу рыночных отношений.
ОДНИМ ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ
ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Представители
технической научной
(2 часть вопроса)
в конце 19 века оформляются 2 мировоззренческих установки по отношению к культуре:
Эволюционизский подход, Эволюционзская школа. Морган, Спенсер
Культура представляется как процесс постоянного совершенствования роста разумности, рациональности.
Естественные и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частым изменениям. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного состояния и приобретает более сложный характер. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от дикости и варварства до высшей ступени цивилизации. В ходе эволюции совершенствуются все стороны жизни общества.
Функционализм. Кребер и Мид
Культура представляет собой целостность, в которой каждый элемент отвечает определенной потребности. Постоянная поддержка всех элементов культуры обеспечивает единство общества.
Минусы: объект исследований рассматривался вне исторического времени как неизменяющийся и не развивающийся, а лишь воспроизводящий свою структуру.
Плюсы: функционализм помог избавиться от идеологического неприятия неевропейских культур.
Концепция «Осевого времени». Карл Ясперс.
Осевое время – период мировой истории между 800-200 годами до н.э. в это время происходит много необычного – человек осознает самого себя. В эпоху Осевого времени были разработаны основные научные понятия, которыми мыслим по сей день. Заложены основы мировых религий. Осевое время протекает в трех направлениях: Китай, Индия, Западная Европа.
Осевые народы – народы, которые последовательно продолжая свою историю, совершили скачок как бы вторично родились: индийцы, китайцы, греки, иудеи, иранцы.