Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:12, курс лекций

Краткое описание

Между древневосточным и античным городом существовали большие различия:
На востоке сложились такие условия при которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства. В Греции не было крупных монархий с деспотической властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.

Содержание

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА
КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР

Вложенные файлы: 1 файл

Kultura.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

 

Культура  выступает как совокупность знаков (символов), передающих некоторый смысл. Но культура несет информацию о глубинном  смысле того, что выражает

 

6 ВОПРОС

 

Культурная  ценность – свойство того или иного  общественного предмета, явления  удовлетворять потребности, желания, интересы.

 

Ценность  объекта определяется не столько  его собственными свойствами, сколько  отношением к нему человека.

 

Ценности  в культурологии не следует путать с экономическим понятием стоимости.

 

Ценность  надо отличать от полезности. Ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная не иметь ценности.

 

Культурная  норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам.

 

Культурные  нормы подразделяются на 3 основных слоя:

 

  1. Общекультурные  нормы – распространяются на всех членов общества
  2. Групповые нормы – регулируют поведение представителей какой либо группы людей
  3. Ролевые нормы – предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью.

 

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

  1. Понятие межкультурной коммуникации
  2. Сущность аккультурации
  3. Толерантность как результат межкультурной коммуникации. Диалог культур

 

1 ВОПРОС

 

Понятие межкультурной коммуникации было сформулировано в работе Трейгера и Холла «Культура  и коммуникация. Модель анализа» 1954 год.

 

Межкультурная коммуникация – совокупность разнообразных  форм отношений и общения между  индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

 

 

Существует  межкультурная коммуникация на макро  и микроуровне:

 

Микроуровень:

  • Коммуникации среди социальных классов и групп основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. Различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. эти различия выражаются в противоположных взглядах, обычаях, традициях.
  • Коммуникация между городскими и сельскими жителями основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, ином типе межличностных отношений.
  • Региональная коммуникация возникает между жителями различных областей, местностей
  • Контркультурная происходит между представителями доминирующей культуры и теми группами, которые несогласны с господствующими ценностями, идеалами доминирующей культуры.
  • Коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных, половозрастных

 

Макроуровень:

Этнический  уровень – на этом уровне осуществляется взаимодействие между культурами этносов. И, соответственно, идет ряд процессов, которые могут привести к разным формам объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и к разным формам разделения этносов и культур (транскультурация, геноцид, сегрегация). 
 
Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. 
 
Интеграция – взаимодействие внутри государства или внутри какого-нибудь крупного региона нескольких существенно-различающихся между собой по языку и культуре этносов, при котором у них появляется ряд общих черт.  
 
Транскультурация – при которой небольшая часть культурной общности в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещаются в другой район обитания, где инокультурная среда представлена незначительно. 

Геноцид – уничтожение или попытка уничтожения одним этносом другого этноса и его культуры

 

Сегрегация – изоляция народов и культур друг от друга, при которой все контакты сводятся к минимуму

 

  • Национальный – национальное единство возникает как на моноэтнической как и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность, государственно-политическую регуляцию, дополняется созданием государственного языка.

Термин  нация понимается как политическая, гражданская и государственная  общность

 

  • Цивилизационный – в данном случае цивилизация понимается как объединение нескольких соседних народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями.

 

 

30.03.2013

2 ВОПРОС

 

Аккультурация – процесс взаимодействия культур, при котором происходит их изменение, усвоение ими новых элементов  образования в результате смешения разных культурных традиций, нового культурного  синтеза.

 

 

 

 

Выделяют 4 стратегии аккультурации:

    1. Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором человек принимает ценности и нормы новой культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей
    2. Сепарация – (от лат. separazio – разделение на части) – отрицание чужой культуры, при сохранении тождественности (идентификации) со своей культурой
    3. Маргинализация – означает с одной стороны потерю тождественности и идентичности своей культуры, а с другой – отсутствие тождественности с культурой большинства
    4. Интеграция – идентификация как старой, так и новой культуры

 

Аккультурация более широкое понятие, чем ассимиляция

 

3 ВОПРОС

Толерантность – (лат. терпение, терпимость) рассматривается как уважение и признание равенства многообразия человеческой культуры, чувства терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей

 

Диалог  культур – основан на признании равноправия культур и суверенности каждой культуры, поиске оптимальных способов их взаимодействия.

 

 

ДИНАМИКА  КУЛЬТУРЫ

 

    1. Модели динамики культуры
    2. Типы динамики культуры
    3. Источники культурной динамики
    4. Культурная модернизация

 

1 ВОПРОС

Динамика  культуры – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.

 

Изменения в культуре существует в двух формах:

  • В форме эволюционного процесса (линейная или эволюционная модель), суть которого состоит в последовательном, необратимом повышении уровня сложности и организованности культурных систем
  • В форме временного круга (цикла, циклическая модель), который представляет собой повторяющуюся последовательность определенных состояний

 

Существует  также несколько моделей культурной динамики, представляющих собой варианты циклической или линеарной модели или модели, синтезирующей в себе черты двух основных форм:

 

  1. Циклическая – исторически первое представление о динамике культуры в форме временного круга-цикла возникли еще в Древнем мире. Они основаны на идее вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе и культуре. Кризис культуры возвращает культуру к исходной точке, с которой начинается новый цикл развития.

 

Варианты циклической модели динамики:

Инверсия  – это вариант циклической  модели динамики культуры. Изменения идут, в данном случае, не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полиса культурных значений к другому. Примером инверсионного движения часто предстает революция, означающая радикальную ломку и переворот в социальных экономических отношениях, а также в доминирующих в обществе ценностях.

 

Концепция локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) – выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящего по циклическим законам. Подобно живым организмам культуры проходят цикл развития от рождения до смерти. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их культурных смыслы недоступны друг другу.

 

  1. Линеарная модель – с возникновением Христианства связано появление этой модели. Согласно Христианской религии существует начало и конец истории, которая продолжается от сотворения мира до Страшного суда и конца света. Эта модель развивалась в рамках французского и немецкого просвещения (Гердер), немецкой классической философии (Кант, Гегель), в марксизме, культурной антропологии (Тейлор, Морган).

 

У всех представителей этого направления  можно выделить несколько основополагающих идей:

  • Представление о единстве человеческого рода, что должно привести к однообразию развития культуры в любой части света.
  • Культура развивается от низшего, простейшего состояния к более сложной, высшей ступени развития.

 

Варианты линеарной модели:

Реверсивная модель – представляет собой стрелу времени, обращенную в прошлое. Золотой век был в прошлом, человек должен повернуть ход истории вспять, вернутся к идеальному, первоначальному состоянию культуры.  Руссо

 

Девиантная  модель – (лат. Deviazio – отклонение) – Уайт, Кребер. Графически может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева, где ствол –генеральная линия развития общества и культуры, а ветви – ответвления от нее.

 

Волновая  модель – Кондратьев, Тоффлер. Тоффлер «Третья волна». Он выделяет 3 стадии: аграрную, индустриальную, информационную. И выделяет непосредственную связь между изменением техники и образа жизни. Техника определяет тип общества и культуры.

 

Новейшие  модели динамики культуры:

 

  • Синергетическая (греч. – содружество, сотрудничество) (линеарная и циклическая черты)

Синергетика - наука о процессах  самоорганизации в природе и  обществе.

С точки зрения синергетики любая  открытая неравновесная система (культура) в своем развитии проходит 2 этапа:

    • это плавное эволюционное развитие системы с предсказуемыми результатами;
    • скачок, переводящий систему в новое состояние, заранее предсказать результаты здесь невозможно, когда происходит скачок, культура находится в точке бифуркации. Бифуркация – ветвление. У культуры есть несколько возможных вариантов эволюции. Выбор происходит случайно – в момент скачка.

 

  • Постмодернистская – появляется во второй половине 20 века. Постмодернизм не отвергает  на одной из форм динамики культуры, и в данном случае динамика представляет собой беспорядочное распространение, лишенное какого либо направления.

   

Для человека современного мира культура предстает множеством авторитетов, ценностей, культурных форм и стилей.

 

 

2 ВОПРОС 

Типы  динамики культуры:

  1. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных направлений. К подобным изменениям неприменимо понятие прогресса.
  2. Изменения, ведущие к обогащению культуры – формирование новых жанров и видов искусства, создание новых научных направлений. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в отдельных ее сферах или ряде сфер.
  3. Культурный застой или состояние длительной неизменности, повторяемости норм, ценностей, приверженность общества к традициям, ограничения нововведений.
  4. Упадок и деградация культуры, связанные с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры.
  5. Кризис культуры можно рассматривать как разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и формирующимися новыми.
  6. Преобразование или трансформация культуры, результатом чего становится синтез старого и нового.

 

 

3 ВОПРОС

Источники культурной динамики это традиции (обращение к культурному наследию), инновации, культурна диффузия, синтез.

 

Традиция – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

 

В качестве традиций выступают определенные культурные нормы, ценности, идеи, обычаи, стили. В значительной степени процесс  социализации (приращение человека к  культуре) личности основывается на традиции. Существование обществ невозможно без традиции, которая обеспечивает сохранение коллективной памяти, передачу и воспроизводство культурного наследия.

 

Инновация (новация) – представляет собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ.

 

Инновации, большей частью, являются результатом творческих усилий отдельных  индивидов или малых групп  коллективов. Причинами возникновения  новации являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, традиций.

 

Диффузия  культуры – пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие.

 

То или иное явление культуры не обязательно должно возникнуть в  данном обществе в результате эволюции. Оно может быть заимствовано, воспринято им извне. Заимствование может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через СМИ, образовательные учреждения).

Информация о работе Лекции по "Культурологии"