Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:12, курс лекций

Краткое описание

Между древневосточным и античным городом существовали большие различия:
На востоке сложились такие условия при которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства. В Греции не было крупных монархий с деспотической властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.

Содержание

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА
КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР

Вложенные файлы: 1 файл

Kultura.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

 

Синтез – понимается как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов, имеющее собственное качество.

 

 

 

4 ВОПРОС

Под модернизацией понимается революционный  переход от доиндустриального к  индустриальному или к капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных  реформ, растянутых во времени.

 

Различают 2 вида модернизации:

 

Органическая  модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменениях в общественном сознании.

 

Неорганическая  модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Представляет собой способ догоняющего развития. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения и поэтому не получают прочной социальной поддержки.

 

Глобализация  современного мира

Глобализация  культуры представляет собой процесс  интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей, средств коммуникаций. Наиболее значимые изменения происходят в трех сферах жизнедеятельности человека: во первых в сфере новых технологий и информационных систем, во вторых в области тонических отношений и в третьих в процессе развития мировой экономической системы.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА

 

  1. Возникновение Постмодернизма
  2. Постмодернизм как образ жизни
  3. Постмодернизм в философии и науке
  4. Искусство Постмодернизма

 

1 ВОПРОС

Постмодернизм – широкое культурное течение, которое охватывает философию, эстетику, искусство – в целом гуманитарные науки.

 

Толкование  данного термина различно. Согласно одной точки зрения Постмодернизм представляет собой особый тип мировоззрения, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций, на отказ от авторитетов. Вторая точка зрения рассматривает Постмодернизм как направление современной европейской культуры, целью которого является направление духовного кризис современного общества и устранение разрыва между массовой и элитарной культурой.

 

Новое мироощущение выступило против оптимистической  веры в технологии, в возможность  предвидения будущего, в положительные  перспективы развития мира.

 

Наиболее  адекватным способом постижения действительности являются не естественные науки и  традиционная философия, а интуитивное  мышление.

 

Новое мироощущение воспринимает мир как  хаос, лишенный причинно-следственной связи и ценностных ориентиров.

 

Постмодернизм предполагает многовариантность развития, утверждается множественность взглядов на одну и ту же реальность.  Согласно Постмодернизму история представляет собой хаос случайных событий, неподчиняющихся какой-то необходимости или логической последовательности.

 

«Новое» это одна из главных ценностей  в культуре настоящего. Новизна должна шокировать публику, это вызов требованиям  закона послушания, презрение ко всем социальным порядкам. Нарушение правил становится одним из условий возможности испытать наслаждение новизной.

 

Постмодернисты  разработали несколько приемов, с помощью которых можно творить  новизну. Среди них деконструкция (разрушение) форм и стилей, пародирование, произвольная трактовка.

 

2 ВОПРОС

В социальной сфере Постмодернизм  соответствует обществу потребления. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры, это  общество всеобщего конформизма  и компромисса.

 

В постсовременном обществе распространенной фигурой становится «Яппи» - это  молодой гаражанин, преуспевающий  представитель среднего класса, это  человек, который пользуется удобствами современного мира, но не уверен в своем  благополучии. «Зомби» - массовый человек.

Цель перестает быть ценностью, происходит разочарование в идеалах  и ценностях. В современном обществе усиливается нигилизм и цинизм. Цинизм постсовременного человека проявляется  в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей, главной ценностью  становится профессиональный и финансовый успех.

 

Для мировоззрения современного характерен неофатализм. Человек не воспринимает себя в качестве хозяина своей  судьбы, многое в жизни зависит  от игры случая – удачи, везения.

 

Для современности характерно господство моды, которое мимолетно и непредсказуемо. Мода является определяющим ядром современной  жизни. Важную черту постсовременности составляет театрализация – все существенные события принимают форму яркого, эффектного спектакля или шоу.

 

06.04.13

 

3 ВОПРОС

Представители постмодернизма философии Деррида, Лиотар, Ваттимо.

 

Наука в концепциях постмодернистов перестает  быть привилегированным способом познания. Постмодернизм отвергает способность науки давать объективные знания, открывать закономерности и причинные связи. Подвергаются критике рациональные метода познания. Наука стремится к познанию общего, оставляя в стороне единичное и случайное, что обрекает науку на упрощенное и неадекватное знание о мире.

Постмодернизм снимает противопоставление рационального  и иррационального, науки и религии.

 

4 ВОПРОС

В искусстве постмодернистской идеология  отрицает различия высокого и низкого, какую либо иерархию художественных ценностей. В постмодернизме можно отметить направленность на эклектичность – сочетание разнородных элементов, полистилистичность, и отсутствие любых регуляторов.

 

Постмодернистские произведения строятся по принципу коллажа и монтажа: коллаж – переносит материал из одного контекста в другой, монтаж – размещает заимствованные элементы по новым местам. Широко используется ирония, игра, аллегория, пародия.

 

Художественные  произведения лишаются ауры, исключительности и превращаются в нечто поверхностное  хрупкое.

 

В постмодернизме тщательно выстроенное  повествование уступает место внешней  незавершенности, неопределенность становится лучшим критерием ценности текста.

 

КУЛЬТУРА  В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

  1. Основные черты  современной мировой культуры
  2. Глобальные проблемы современности

 

1 ВОПРОС 

Вестернизация – процесс экспансии или распространения экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных промышленно развитым странам. Европейские ценности, нормы, стиль жизни начинает претендовать на роль общечеловеческих ценностей.

 

Трансформация знания в информацию – происходит смена моделей познания, отказ  от ориентации на знания и переход  к модели информации. Модели знания соответствуют книга, беседа, письмо, модели информации – компьютерная база данных, интернет.

 

Многие  исследователи именуют современное  общество информационным. Информационное общество в нем главным продуктом  производства является информация.

 

ПРОГМАТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Все, что ни делается должно приносить  реальные плоды и доходы. Главное  – расчет польза выгода. Смена ценностных ориентиров приводит к определенной дезориентации человека, он ощущает себя одиноким в мире, где нет места простым человеческим эмоциям, где главное – расчет.

 

ПРИМАТ  ЭКОНОМИКИ (ГЛАВЕНСТВО), ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНИЦИЗМ.

В современной европейской культуре свойствен экономикоцентризм, то есть стремление видеть в экономических  процессах и процессах производства самое существенное, что происходит в человеческом обществе, другая особенность  современности – признание абсолютной и бесспорной значимости техники  и технического прогресса.

 

Специализация.

Потребность специализации вызвана высоким  уровнем современного производства, который требует длительной, профессиональной подготовки и есть стремление к внедрению  специализаций иные сферы жизни: от науки и искусства до политики, но узкая специализация всех сторон жизни человека лишает его и общества в целом перспективного видения текущего состояния.

 

Убыстрение  прогресса – устремленность, нацеленность на прогресс проявляется почти во всех областях нашей жизни. Тот, кто  не развивается осужден на отставание, но динамика прогресса, свойственная сферам производства, науки не затрагивает таких областей как нравственность, духовное развитие личности.

 

Демократизация.

При наличии равных прав, равных возможностей, определенных свобод возможна поддержка  инициативности большинства населения.

 

По  мнению американского ученого Хантингтона  наиболее значимые конфликты будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» отмечает во первых различие между культурами наиболее существенны. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами; Мир становится более тесным, усиливается взаимодействие между народами, в результате глубоко осознаются различия между цивилизациями и то, что их объединяет; процесс экономической модернизации и социальных изменений размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства; на вершине своего могущества запад сталкивается с не западными странами; культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические.

 

Существуют  различные точки зрения по вопросу  определения современной культурной ситуации.

Пессимисты  считают, что современная мировая  культура находится в глубоком кризисе  и движется к своему закату свидетельство  тому – глобальные проблемы человечества, углубление социального неравенства, многочисленные этнические конфликты, кризис нравственности и морали. Свою задачу сторонники данной точки зрения видят в том, чтобы предупредить человечество о грядущих потрясениях и невзгодах.

 

Оптимисты убеждены, что мировая культура развивается  в правильном направлении и будущее  за наукой, техникой, новыми технологиями.

 

2 ВОПРОС 

Причины глобальных проблем:

  • Это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями
  • Кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека
  • Глобальный кризис связан с неравномерностью стран и культур

 

Печчеи  один из основателей Римского клуба, объединившего в своих глобальных изысканиях представителей науки, бизнеса, культуры пришел к выводу, что развитие техногенной цивилизации представляет собой миф, за которым кроется опасность – различные глобальные проблемы. Возможное решение связано с трансформацией индивидуальной культуры. Культурная эволюция подразумевает совершенствование качеств и способностей человеческого рода. Три аспекта характеризуют новый гуманизм:

  1. Чувство глобальности (все связаны)
  2. Любовь к справедливости
  3. Нетерпимость к насилию

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР

 

  1. Массовая и  элитарная культура
  2. Субкультура и контркультура

 

1 ВОПРОС

С завершением формирования индустриального  общества обычно связывают и становление  массовой культуры. Прямыми предпосылками  этого процесса являются повышение  статуса городского рабочего класса, расширение демократических институтов, более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь.

 

Функции культуры:

  1. Первичная функция – обеспечить социализацию человека, приучить к новым социальным ролям и ценностям. Массовая культура дает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми.

 

  1. Другая функция  – удовлетворить потребность  в отдыхе, в восстановлении жизненных сил, предоставить развлечение

 

Массовая  культура отличается от народной культуры, однако народная культура создается  самим народом, имеет глубокие корни  и традиции, выражает характер народа, его мечты.

 

Массовая  культура создается не народом, но для  народа. Она использует жанры, сюжеты народной культуры.

 

Тиражирование не обязательно является «опошлением» высокого и уникального. Шедевры мировой культуры могут одновременно или последовательно принадлежать обоим измерениям: массовому и внемассовому.

 

Минусы  массовой культуры:

  • Распространенный мотив критики – стандартизация
  • Массовая культура рассматривается как средство манипуляции общественным сознанием

 

Плюсы:

  • Массовая культура затрагивает все слои населения, характеризуется всеобщностью
  • Широкое распространение получает не только развлекательная художественная продукция, но и популярная наука

Информация о работе Лекции по "Культурологии"