Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 06:42, курс лекций
Тема 1. Культурология как наука
Предмет культурологии
Задачи культурологии как науки
Структура культурологического знания
Как следует определить основные функции культуры?
Познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов.
Культура выступает как форма самоидентификации людей. Благодаря ей, общество осмысляет, что его связывает с другими обществами, что отличает данное общество от других.
Информативная функция культуры состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная негенетическая наследственность человечества, его историческая память. Культура опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, литературных памятниках, «языках» науки и искусства. Являясь в этот мир, человек застает устоявшуюся систему отношений, традиций, обычаев. Все это негенетическая память человечества, которую нельзя усвоить от рождения, она обретается в ходе социального опыта индивида.
Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть синхронным и диахронным. Культура всегда связана с историей, и даже не подозревая об этом, современная культура воспроизводит «голоса» предшествующих эпох. Ведь все объекты, окружающие человека, воспринимаются не только как физические функции, но и как знаки. Таким образом, все воспринимаемые человеком феномены бытия могут быть поняты и прочитаны как «тексты», несущие информацию. Это дает возможность обмениваться не только самими вещами, но и информацией о них, знанием, опытом, т.е. осуществлять социокультурную коммуникацию.
Компенсаторная функция культуры состоит в том, что культура позволяет творчески восполнить, возместить труднодостижимое, утраченное, уравновешивает дисбаланс между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Духовно-охранительная функция культуры состоит в том, что в культуре формируется система нравственных ценностей общества, которая способствует духовному и нравственному единству социума. Разрушение этой системы неизбежно приводит к духовному и культурному кризису.
Символическая функция культуры состоит в тои, что в культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов.
Аккумулирующая функция культуры выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера.
Проблема культура
и цивилизация различными
М.Вебер и А. Тойнби полагают, что цивилизация это особый социокультурный феномен, ограниченный определенным пространственно – временными рамками, основу которых составляет религия.
Противопоставление
культуры и цивилизации
Таким образом, существуют три точки зрения на этот вопрос:
В настоящее время
понятие «цивилизация»
В унитарном смысле
цивилизация рассматривается в
качестве идеала
В стадиальном под цивилизацией понимается особые этапы этого развития, выделяя аграрную, индустриальную, постиндустриальную, космогенную, техногенную и антропогенную.
Локально – историческом – цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно- временными рамками.
В русле культурологического подхода цивилизация – это историческое социокультурное образование, основу которого составляет однородная культура.
Лекция 3. Типология культуры
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Существуют различные основания для типологии культуры. Максом Вебером были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, некий образ – схемы, прямого аналога в действительности не имеющие. Т.е. идеальные типы – это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления логического связывания объектов, встречающиеся в различные эпохи в различных культурах. Эта идеальная конструкция позволяет упорядочить эмпирический материал. Выделение таких типов господства как рациональный и традиционный, эмоциональный, или тоталитарные культуры, демократические.
Немецким социологом,
историком и экономистом Максом
Вебером (1864 —1920) были предложены абстрактные
идеальные типы, представляющие собой
некое упрощение, образ-схему, а не объективно
существующую (существовавшую) социокультурную
реальность, поскольку они не имеют прямого
аналога в реальной истории культуры.
Идеальная типизация позволяла упорядочивать
эмпирический материал, поставляемый
конкретными исследованиями, и использовалась
М. Вебером для исследования причин и характера
отклонения реальных культурных типов
от идеальных.
М. Вебер различает три "чистых" типа
господства: обусловленное рациональными
интересами подчиняющихся и господствующих;
основанное на традициях, связанное с
эмоциональным воспрятием власти. Рациональному
типу господства соответствует правовой
тип государства, который характеризуется
подчинением закону, а не авторитету. Традиционный
тип господства основывается на святости
существующих обычаев и традиций. Ему
соответствует патриархальная общность,
во главе которой стоит господин, распоряжающийся
своими подданными и слугами. Третий тип
господства Вебер называл "харизматическим"
("харизма" в переводе с греч. означает
"дар"). Харизма — это определенные
качества личности (приобретенные или
врожденные), позволяющие вдохновлять
людей и увлекать за собой. По Веберу харизмой
обладают и основатели мировых религий
(Будда, Иисус, Мухаммад), и великие полководцы
(Александр Македонский, Навуходоносор,
Цезарь, Тамерлан, Наполеон), и выдающиеся
политики (Авраам Линкольн, Петр Великий,
В.И. Ленин).
Вебер считал, что, несмотря на заведомую
утопичность мыслительных конструкций,
образующих идеальные типы, они представляют
собой важнейшие научные абстракции, делающие
возможным изучение множества явлений
культуры на количественной основе. Идеальный
тип — это теоретическая конструкция,
полученная в результате акцентирования,
усиления, логического связывания феноменов,
встречающихся в различные эпохи в разных
культурах.
Суть формационного подхода к человеческой истории и его культуре состоит в следующем. Развитие человеческого рода, есть единый культурно-исторический процесс, т.е. все человеческое общество развивается по единым законам и проходит через сходные стадии, которые Маркс называет общественно-экономическими формациями. Формация - это конкретно-исторический, социально-экономический тип общества, в основе которого лежит определенный способ материального производства. Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания. В основу классификации и типов общества и культуры кладутся объективные критерии. Выделяются следующие исторические типы культуры: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура националистического общества, социалистическая культура.
Н.Я. Данилевский в книге
«Россия и Европа» разработал
концепцию обособленных , локальных
культурно-исторических типов
Н. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов, исчерпавших возможности своего развития: египетская культура, китайская культура, ассирийско-вавилонская, индийская культура, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, европейская.
Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному, а затем к цивилизации. Цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому. Под цивилизацией Данилевский понимал «время, в течение которого народы, составляющие тип проявляют свою духовную деятельность во всех тех направлениях, в которых они способны проявить себя.
Данилевский выделяет
В ХХ веке
получает распространение
Под непосредственным
влиянием I Мировой войны Шпенглер
выпустил книгу "Закат Европы",
ставшую бестселлером на
Шпенглер отказывается от идеи единого исторического процесса и трактует исторические и региональные культуры как равноценные "культурные организмы", переживающие следующие стадии: мифосимволическую, раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию. Последняя есть везде симптом отмирания целого культурного организма. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития техники, науки, огромным ростом городов, упадком искусства и философии. Народ теряет "душу культуры". Цивилизация формирует стремление к мировому господству - это внутренний источник гибели культуры, погибающей от войн в борьбе за мировое господство.
Примерно эти же позиции цикличности развития цивилизации и_ ее локальности, независимо от других цивилизаций отстаивал и Арнольд Тойнби. Но в отличие от Шпенглера, Тойнби не считает, что цивилизация - всегда упадок и деградация. Он называет цивилизацией характеристику конкретного общества, особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития.
Тойнби выделяет 13 цивилизационных типов в человеческой истории, каждому типу цивилизации предшествует первобытное состояние, потом в "ответ" на "вызов" исторической ситуации (человеческие + природные факторы) возникает цивилизация, развивается, потом переживает надлом, упадок, возможно гибель, В современном мире параллельно развиваются 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Если в рамках формационного подхода в основу классификации культур кладется объективный материальный критерий (способ материального производства), у Шпенглера - духовный (внутреннее единство форм мышления (ментальность)), то Тойнби старается совместить объективный (технологический) характер цивилизации как реакции на географические условия и духовный своеобразная система ценностей).
К. Ясперс полемизирует и с Марксом и со Шпенглером, полагая, что существует историческое единство культуры.В полимике с Марксом он отстаивает мысль о том, что в культуре решающим является не экономический, а духовный фактор. В мировой истории Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: «прометеевская эпоха», эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники.
Прометеевская эпоха началась в пятом тыс. до н.э. Это время формирования человека как вида.
Второй период это возникновение великих цивилизаций древности, возникших в 4 тыс до н.э. почти одновременно.
Третий период – осевое время- это
эпоха духовного