Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 06:42, курс лекций
Тема 1. Культурология как наука
Предмет культурологии
Задачи культурологии как науки
Структура культурологического знания
Языком культуры в широком
смысле этого понятия называются те средства, знаки,
символы, тексты, которые позволяют людям
вступать в коммуникативные связи друг
с другом, ориентироваться в пространстве
культуры. Язык культуры — это универсальная
форма осмысления реальности, в которую
организуются все вновь возникающие или
уже существующие представления, восприятия,
понятия, образы и другие подобного рода
смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека
представления, его отношения к ним. В
сфере социального взаимодействия язык
выступает в качестве медиатора, проводника,
посредника, средства, позволяющего придавать
интерсубъективное, культурное значение
субъективному, индивидуальному опыту,
транслировать социально-значимые представления,
придавать таким представлениям общезначимый,
разделяемый смысл.
Самая серьезная проблема коммуникации
заключена в переводе смыслов с одного
языка на другой, каждый из которых имеет
множество семантических и грамматических
особенностей. В культурологии эта проблема
эффективности культурного диалога как
на «вертикали», т. е. между культурами
разных эпох, так и по «горизонтали», т.
е. диалога разных культур, существующих
одновременно, между собой, осмысливается
как проблема понимания. Термин «понимание»
используется в двух смыслах как фактор
интеллектуальный, познавательный, но
и как сопереживание, в чувствование. Сложность
понимания обусловлена тем, что восприятие
и поведение детерминированы стереотипами
— идеологическими, национальными, сословными,
половыми, сформированными у человека
с детства. Понимание апперцептивно, т.
е. новая информация ассимилируется путем
соотнесения с тем, что уже известно, новое
знание и новый опыт включаются в систему
знания, уже имеющегося, на этой основе
происходит отбор, обогащение и классификация
материала.
В настоящее время принято
Словарный запас обычного человека 10-15 тыс. слов, часть из них активные, а часть пассивные, человек понимает их значение, но не употребляет. (Эллочка-Людоедка обходилась 30 словами, а Шекспир З0 тыс.
Языками культуры занимается специальная наука семиотика – это наука о знаковых системах. Отцами семиотики принято считать Ч. Морриса и Ф. Де Соссюра. Русская ветвь семиотики восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, Ю. Лотмана, который ввел понятие семиосферы – универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.
Необходимость толкования,
перевода породила такой метод как
герменевтика – это способ толкования
многозначных текстов.
Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики,
являются знаковые системы. Знак — это
материальный предмет (явление, событие),
выступающий в качестве объективного
заместителя некоторого другого предмета,
свойства или отношения и используемый
для приобретения, хранения, переработки
и передачи сообщений (информации, знаний).
Это овеществленный носитель образа предмета,
ограниченный его функциональным предназначением.
Наличие знака делает возможной передачу
информации по техническим каналам связи
и ее разнообразную — математическую,
статистическую, логическую — обработку.
Любой язык культуры имеет природные предпосылки
формирования, но сам не является природным
явлением. Он формируется во взаимодействиях
и коммуникациях совместно живущих людей.
Он возникает тогда, когда индивидуальные
представления не просто обретают внешнее
выражение, но когда такие выражения в
коммуникативных процессах приобретают
статус разделяемых знаковых единиц, а
их использование перестает быть произвольным
и подчиняется определенным, установленным,
конвенциональным, обязательным правилам.
Язык формируется там, где знак осознанно
отделяется от представления и начинает
функционировать как репрезент (представитель)
этого представления, его выразитель.
Знаки, составляющие каждого из языков
культуры и предназначенные для выражения
представлений и переживаний, различаются
как по своему происхождению, так и степени
подобия того, что они представляют. Исследователи
культуры выделяют 5 основных знаковых
систем:
естественные, функциональные, конвенциальные,
вербальные, системы записи.
I. Под естественными знаками
понимаются вещи и явления природы в том
случае, когда они указываются на какие-то
иные предметы или явления и рассматриваются
в качестве носителя информации о них.
Чаще всего естественные знаки являются
принадлежностью, свойством, частью какого-то
целого и поэтому дают информацию о последнем.
Естественные языки — это знаки-признаки,
например, дым — знак огня.
II. Функциональные знаки
— это также знаки-признаки. Но в отличие
от естественных знаков, связь функциональных
знаков с тем, на что они указывают, обусловлена
не их объективными свойствами, а теми
функциями, которые они выполняют. Как
правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное
прагматическое предназначение, но включенные
в человеческую деятельность помимо своих
непосредственных функций, они еще получают
знаковую функцию, т. е. дают какую-то информацию
о вещах и явлениях. К функциональным знакам,
например, можно отнести производственную
технику, поскольку любой механизм или
деталь может выступать как знак, который
имеет информацию обо всей технической
системе, элементом которой он является
и т. д.
III. Если для естественных
и функциональных знаков знаковая функция
является побочной и выполняется ими как
бы «по совместительству», то для конвенциональных
это функция является основной. Конвенциональные
знаки являются знаками в полном смысле
этого слова. Их значения задаются не предметами
и процессами, о которых они информируют,
а соглашениями между людьми. Различают
4 типа конвенциональных знаков:
1) сигналы, извещающие или предупреждающие
людей. Например, цвета светофора, «зебра»
на пешеходной дорожке, флажковая сигнализация
на флоте;
2) индексы — условные обозначения каких-либо
предметов или, ситуаций, имеющие компактный
легко обозримый вид и применяемый для
того, чтобы выделить эти предметы или
ситуации из ряда других. Например, показания
приборов, картографические знаки, различного
рода условные значки в схемах, графиках,
профессионально-деловых текстах и т.
д.;
3) образы строятся на сходстве, подобии
с тем, что они обозначают. Это сходство
может носить внешний или внутренний,
содержательный характер, полном или частичном
совпадении идей и ассоциаций, которые
вызывают образ и изображаемое. Например,
знаки-рисунки, обозначающие пешеходные
переходы, эскалаторы и т. д.;
4) символы — материальные или идеацнальные.
Культурные объекты, выступающие в коммуникативном
или трансляционном процессе как знаки,
которые им просто указывают на обозначаемый
объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной
форме передают абстрактные идеи или понятия,
связанные с этим объектом. Наиболее простыми
формами символов являются эмблемы, гербы,
ордена, знамена и т. д.
Наряду с отдельными конвенциональными
знаками, вводимыми по тому или иному поводу,
в ходе развития культуры возникают разнообразные
системы конвенциональных знаков. Например,
геральдика, система знаков дорожного
движения, церемониальные системы, связанные
с выполнением различного рода обрядности
(свадебная, похоронная. праздничная, религиозно-культовая,
вступление в должность — коронация, инаугурация
и т. д.). Можно сказать, что каждая область
социокультурной жизни имеет свою символическую
систему.
IV. Важнейшей знаковой
системой являются вербальные знаковые
системы — разговорные языки. Любой естественный
язык — это исторически сложившаяся знаковая
система, образующая основу всей культуры
того или иного народа, говорящего на данном
языке. Эта система складывается на основе
психофизиологических возможностей, заложенных
в биологической природе человека (устройство
мозга, гортани, органов слуха и т. д.). Однако
язык имеет социальную природу. Он формируется
и развивается людьми только благодаря
их совместной деятельности и общения.
Самая главная особенность вербальной
системы состоит в ее специфической структурной
организации. Вербальная система представляет
собой полиструктурную, разветвленную,
иерархическую, многоуровневую организацию
знаков. Базисной структурной единицей
является слово, которое, в свою очередь,
внутренне структурировано (корень, суффикс,
приставка, окончание и т. д.). Слова объединяются
во фразы, предложения, высказывания. Из
последних складываются тексты.
Естественный язык — это открытая знаковая
система. Он, в отличие от искусственных
формализованных языков, способен к неограниченному
развитию. Эта особенность языка имеет
большое значение для изучения культуры.
История развития культуры отражается
в истории развития языка. Новые явления
в жизни людей, открытия в науке и технике
запечатлеваются словами, пополняют словарный
запас языка — лексику. Вместе с тем уходят
из употребления или изменяют значение
и стилевую окраску слова, связанные с
уходящими в прошлое условиями жизни.
Особенно сильное влияние на эволюцию
естественного языка оказывают общественные
преобразования в стране. Однако, несмотря
на подвижность, основной словарный фонд
— лексическое «ядро» языка — сохраняется
веками. Таким образом, язык в своей основе
остается одним и тем же в течение столетий,
и это является основой взаимопонимания
поколений, сохранения опыта прошлого
в культуре.
V. На относительно высокой
стадии развития человеческой культуры
формируются знаковые системы записи:
письмо (система записи естественного
языка), нотная грамота, способы записи
танца и т. д. Особенностью знаковых систем
этого типа является то. что они возникают
на базе других знаковых систем оазговорного
языка, музыки, танца и вторичны по отношению
к ним. Изобретение знаковых систем записи
— одно из величайших достижений человеческой
культуры. Особенно большую роль в истории
культуры сыграло появление и развитие
письма. Без письма невозможно было бы
развитие науки, техники, права и т. д. Появление
письма ознаменовало начало цивилизации.
Базовым знаком письма является не слово,
как в разговорном языке, а объективная
и более абстрактная единица —- буква.
Количество базисных знаков в системе
существенно уменьшается и становится
обозримым. Это ведет к коренному изменению
в логике использования знаковой системы.
Становятся возможными качественно новые
способы обработки, восприятия и передачи
информации.
Запись создает возможность искусственно
увеличить словарный состав языка. С возникновением
письменности начинают складываться зыковые
нормы и правила. Это дает возможность
создание нормированного литературного
языка, обогащения и совершенствования
способов выражения мысли, на основе записи
снимаются временные и пространственные
границы общения. Письменность открыла
путь к тиражированию знаков — книгопечатанию.
Одним из важных направлений развития
систем записи является создание искусственных,
формальных языков, играющих большую роль
в современной науке и технике.
Синтетической обобщенной формой языка
культуры является текст. В современной
интерпретации культурологии текст не
сводим к речевому акту или совокупности
письменно зафиксированных высказываний.
Текст — это все, что искусственно сделано
человеком (вещи, ритуалы, художественные
произведения, книги, танцы и т. д.). Текст
— это совокупность знаковых систем, наделенная
определенным значением. Таким образом,
всякое явление культуры есть сочиненный
людьми с помощью знаковых систем текст.
С этой точки зрения, образно выражаясь,
текст — это «плоть и кровь» культуры,
а сама культура может быть интерпретирована
так совокупность, определенная система
текстов. Поэтому познание культуры означает
познание текста.
Текст выступает как главный носитель
информации, и для познания того или иного
культурного явления необходимо навлечь
эту информацию. Это значит, что требуется
определить степень достоверности, содержащейся
в нем информации и увидеть за ним ту "подлинную
реальность", которую он обозначает.
Это осуществляется на основе научных
методов исследования.
Данный текст сопоставляется с другими
текстами, оценивается в свете исторических
данных. На этой основе анализируется
его место и значение в культуре и т. д.
Все это дает возможность объяснить к
объективно оценить его содержание. Таким
образом достигается объективное познание-текста
как исторического факта.
Однако каждый текст многозначен.
В нем, помимо объективной, научно фиксируемой
информации, заложены тайные субъективные
смыслы, выражающие особенности видения
мира автора текста, психологические мотивы
его создания и т. д. Познание своеобразия
культуры, носителем которой является
автор текста, невозможно объективными
методами. Оно достигается на основе герменевтических
процедур «понимания». Основателем современной
философской герменевтики считается Г.-Г.
Гадамер. Герменевтика исходит из предпосылки,
что никакая читательская интерпретация
текста в принципе не может совпадать
с авторской. И не только потому, что читатель
и автор — разные, неповторимые личности,
существенное значение здесь имеет различие
культурных контекстов, в которых воспроизводится
данный текст. Текст, попадая в новый историко-культурный
контекст, пополняется новым смыслом,
отличным от того, какой он имел во время
его создания. Таким образом, понимание
произведений культуры меняется от эпохи
к эпохе. Оно никогда не может быть окончательным,
«единственно верным». Тексты живут в
истории, и в диалоге с ними новые поколения
осмысливают их содержание заново в поисках
ответа на вопросы, которые ставит перед
ними жизнь. Таким образом, благодаря объективации
в текстах, культурные ценности не умирают,
потому что они все время обогащаются
новым смыслом.
Текст культуры – это последовательность символов, образующих сообщение. В современной философской традицией текстом выступает все, что создано искусственно: книги, картины, интерьеры, здания. Текст не сводим к речевому акту. Его функции сведены к следующим:
Дарвиновская теория предполагает, что человек – биологический вид, однако, Дарвин считал, что одним естественным отбором происхождение человека от обезьяны нельзя объяснить. Дарвиновская теория объясняет многое, но не может объяснить, как формировалось сознание и разум человека, без которого человек разумный не является человеком. Это не может объяснить и теория мутаций. Поэтому нам предстоит рассмотреть ряд гипотез происхождения человека разумного. Исторически первой следует считать концепцию Ф. Энгельса и его работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». (1876). Энгельс разработал стадии антропогенеза, выделив его три основных этапа. Это – выработка способности к прямохождению, развитие руки и развитие мозга. При этом их развитие не было синхронным. Различные этапы развития характеризуются опережающим совершенствованием именно того из трех элементов, который открывал новую ступень взаимодействия становящегося человека с природой и новые горизонты социальности.
Решающий шаг в процессе перехода от обезьяны к человеку заключался вначале в выработке прямой походки, что повлекло за собой определенные изменения скелета, строения черепа, органов зрения, двигательных центров мозга. Но главным было то, что рука стала свободной. Что и стало толчком ко второму этапу антропогенеза. Развитие руки как естественного орудия труда, с помощью которого начинается создание искусственных орудий, привело к тому, что с этого времени человеческая жизнедеятельность из пассивно приспособляющейся к среде превращается в активную деятельность, направленную на изменение самой этой среды.
Это дало толчок третьему этапу антропогенеза, развитию мозга, формированию его верхних отделов и лобных долей, формированию языка как средства общения и аккумуляции опыта.
Таким образом, Энгельс
утверждает, что силой направляющей
процесс морфологических
Постоянное использование биологически бесполезных предметов природы в качестве средств обеспечения жизни постепенно приводило к выбору наиболее удобных и к исправлению найденных в природе «полуфабрикатов» и требовало ускоренного развитие мозга. Постепенные количественные изменения на этом пути привели к качественному скачку, суть которого – создание искусственных орудий труда, прежде всего каменных. С этого момента, считает Энгельс, начинается развитие новых форм социальности. Совершенствовалась идеальная сторона труда. Развитие мозга, подчиненных ему органов чувств и целенаправленности сознания оказывало обратное воздействие на труд и язык. В рамках второй сигнальной системы формируется качественно новый тип «орудий» труда – слово, знание и предвидение.
Оппонентами трудовой
Трудовая теория связывает развитие человека с появлением орудий труда, но не объясняет, зачем ей нужен был этот подвиг.
Наука не отрицает, что высшие приматы питались падалью, трупами умерших животных. По теории Поршнева, сами они хищниками не были и очень дорожили своей биологической нишей, инстинкт запрещал им убивать кого бы то ни было. Предки человека если в первую очередь мозг как самую высоко калорийную пищу. Разбивали черепа с помощью камней, а затем научились и изготовлять рубила. Перелом наступил 20-40 тыс. лет назад, в эпоху верхнего палеолита, когда разразился очередной экологический кризис. Кризис привел к дефициту мясной пищи, и приматы встали пред дилеммой: либо вымирать, либо нарушить принцип: не убивать себе подобных. Появилась группа гоминид, которые стали поедать своих собратьев. Эта агрессивная группа стремилась держать в страхе всех остальных. И речь служит способом подавления и торможения первой сигнальной системы – инстинктов, рефлексов. То есть с помощью звуков одни приматы воздействовали на других, держали их по контролем. Речь – это приказ или запрет на какие- то действия, что наблюдается и в современном языке. Становление речи породило абсурдность нашего мышления. Но часть неагрессивных предков не желала быть съеденной, и они стали расселяться по земле, стремясь убежать от агрессии.
Страх перед себе
подобными и привел
Произошло расщепление самого биологического вида палеоантропов на хищных и нехищных.
Итак, по мнению последователей Поршнева именно каннибализм положил начало злу нашей цивилизации. Взаимопоедание переросло во взаимоистребление. И люди и в настоящее время делятся на четыре биологических вида. Из них два хищных: суперанималы (потомки первоубийц) и суггесторы ( подражатели – манипуляторы). И два нехищных: диффузный вид (основная масса, народ) и неоантропы (существа с повышенным уровнем нравственности). Хищники дерутся за власть и воюют друг с другом, используя при этом народ. А неоантропы двигают цивилизацию вперед, по пути духовного развития.
Следующая концепция культурно-семиотическая, предложенная В.М. Розиным. Согласно его концепции предки человека часто попадали в ситуации экстремальные, такие как: необходимость спуститься с деревьев, искать пищу на открытых пространствах, защищаться от хищных зверей). Естественно, что выживали лишь те сообщества, которые начали осуществлять «парадоксальное поведение». Скажем, сообщество гоминид оказалось между хищниками и пропастью. И вожак издает сигнал: «спокойно, не бежим и не двигаемся". В парадоксальном поведении в психике происходит сшибка двух событий: с одной стороны, они видят реальную опасность, с другой крик вожака, сообщающий, что опасности нет. В результате сигнал перестает рассматриваться как часть события, он соотносится теперь с новым поведением. Дистанция, напряженность между этими тремя элементами (сигналом, новой ситуацией и старыми ситуациями) в конце концов приводит к появлению знака.
Сигнал теперь – не сигнал, а знак новой ситуации, обозначающей новое событие. Теперь члены сообщества следят, какой знак подаст вожак, а вожак обозначает знаком всякую новую парадоксальную ситуацию. В коммуникации действительность удваивается: один раз она сообщается вожаком, издающим сигнал - знак, другой раз реализуется в конкретном означенном поведении.
Интересно, что коллективные совместные действия с естественными орудиями также являются парадоксальным поведением.
Именно так и формируется коммуникация, знаки естественного языка – слова, воображенпие и память, помогающие создавать знаки и означать ими различные события. Чем чаще первобытные особи прибегали к парадоксальному поведению, тем больше сигналов превращалось в знаки и тем эффективнее становилось их поведение. В конце концов парадоксальное поведение становится основным, вытесняя старые формы сигнального поведения.