Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 10:57, реферат

Краткое описание

В начале 20 века широкую известность получила концепция «локальных» цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.
Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», значительная часть главы «Этногенез и культурогенез» работы «География этноса в исторический период».

Содержание

Введение
Глава 1. Массовая культура______________________________________________9
Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени__12
Жанры массовой культуры__________________________________________15
Глава 2. Элитарная культура____________________________________________17
Особенности элитарной культуры_____________________________________18
Глава 3. Взаимосвязь между массовой и элитарной культурами______________21
Заключение__________________________________________________________22
Список используемых источников_______________________________________23

Вложенные файлы: 1 файл

Копия шапка.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ЗабГУ)

Факультет социально-политических систем

Кафедра философии теории и истории культуры

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Культурология

На тему: Массовая и элитарная культура

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

ст. гр. СЦз-12

Ермолаева Юлия

Работу проверил:

преподаватель

Кафедры ФТИК

Соколова Н.А.

 

 

 

 

Чита 2013

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Массовая культура______________________________________________9

    1. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени__12
    2. Жанры массовой культуры__________________________________________15

Глава 2. Элитарная культура____________________________________________17

    1. Особенности элитарной культуры_____________________________________18

Глава 3. Взаимосвязь между массовой и элитарной культурами______________21

Заключение__________________________________________________________22

Список используемых источников_______________________________________23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

        Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

        Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

        Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители 18 века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума.

        Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.

        В конце 19 - начале 20 века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.

        В начале 20 века широкую известность получила концепция «локальных» цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.

        Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», значительная часть главы «Этногенез и культурогенез» работы «География этноса в исторический период».

        В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая культура – это средство подавления и порабощения человека (Ницше).

         

3

        Мертон  использовал понятие культуры для обозначения системы ценностей как органичной части социальной системы, определяющей степень ее упорядоченности и управляемости (структурно-функциональный анализ).

        В современных условиях многие западные социологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока.

        Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

        В рамках же отдельного общества можно выделить:

  • высокую (элитарную)
  • народную (фольклорную) культуру
  • массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

      Актуальность исследования определяется теми принципиальными трансформациями, которые испытывает сегодня культура. Подобные изменения характеризуются как стремительностью их осуществления, так и, главным образом, их качественной спецификой - существенным усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия, отходом от господствующей в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации. В подобных обстоятельствах формируется человек, обладающий критическим сознанием  и стремлением к развитию своего творческого потенциала, более свободный в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в стремлении к увеличению свободного времени, в практиках самопрезентации. Однако верно и другое - скорость внедрения инноваций в технологической сфере и в сфере социокультурной подчас включают мощный инерционный механизм самоосуществления, когда человек подчас утрачивает возможность не только активно участвовать в этих процессах, но даже осмысливать их. Причем, развитие современных общественных систем не только стремительно, но и чрезвычайно противоречиво – так, универсализирующие процессы, связанные с глобализацией, порождают, одновременно, и стремление к локализации; развитие информационных технологий, задающих определенный формат трансляции информации, актуализирует традиционные формы коммуникации; распространение ценностей западного мира вызывает внимание к собственным культурным традициям; одновременно – этнокультурное развитие осуществляется параллельно с падением статуса национального государства и национальной культуры. Эти противоречия рождают следующие вопросы: как должна развиваться современная культура, чтобы сочетать и универсальное и локальное; как на практике должен осуществляться принцип диалогического соотношения между культурами и где должна проходить граница

 

4

взаимодействия, за пределами которой начинается утрата собственной самотождественности культуры; где проходит водораздел между культурным влиянием и культурной экспансией; как сохранить культурную специфику и быть современным, входя в информационное общество; можно ли рассматривать технологический прогресс в качестве культурного прогресса; влияют ли новейшие средства коммуникации на качество сознания и восприятия, а если влияют, как именно?

      Многообразие и противоречивость современного социокультурного развития свидетельствуют о том, что осмыслить его основополагающие закономерности, основываясь исключительно на рассмотрении феноменологических проявлений культуры, невозможно. Здесь необходим комплексный подход, позволяющий совместить методологию функционализма, эволюционизма и структурализма и выделить среди многообразия социокультурных тенденций имеющие основополагающее и системообразующее значение.

     Сложность и противоречивость соотношения и взаимодействия массовой, элитарной и традиционной культур, их различная функциональная природа и способность к трансформациям под влиянием социальных, технических, эстетических и прочих факторов – все эти обстоятельства обусловили необходимость теоретического осмысления данных типов культуры на новом критическом уровне с учетом предыдущего опыта их изучения в мировой и отечественной философской и культурологической литературе. Сегодня является очевидным, что уточнение тех теоретических моделей, которые были рождены философской и культурологической мыслью XX века, необходимо в виду изменения того содержания и тех функций, которые выполняют эти типы культуры в глобализирующемся обществе, где массовая культура превращается в феномен глобального масштаба, традиционная культура – в анклав исторической памяти, сопротивляющийся глобализирующимся тенденциям, элитарная культура - в культурную форму, играющую смыслообразующую роль в системе культуры постиндустриального и информационного общества. 

Степень разработанности проблемы

      Постановка проблемы соотношения элитарной и массовой культуры во многом обусловлена историческими обстоятельствами. Интерес к этим типам культуры впервые отчетливо проявляется на рубеже XIX-XX вв., в момент формирования массового индустриального общества, когда кризисные явления, сопровождавшие этот процесс, породили целый массив исследований. Характерно, что в этот период исследователи обращались, в первую очередь, к рассмотрению элитарной и массовой культуры, где последняя оценивалась с элитистских позиций как угроза существованию искусства, науки и, в целом, культуры. Первые попытки теоретического осмысления этих процессов связаны с именами Г. Лебона, Г. Тарда, З. Фрейда, Л.Н. Войтоловского и других ученых, перу которых принадлежат классические труды по исследованию психологии толпы и масс, а также тех исследователей, кто связывал эти процессфы с кризисом культуры (О. Шпенглер, Н.Я Данилевский, К.К. Леонтьев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов).

5

        В середине 30-х гг. XX века элитарная и массовая культуры становятся предметом анализа испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета, который показал творческую бесплодность человека массы и его неспособность к глубокому осмыслению реальности. Говоря о современном искусстве, Ортега-и-Гассет обратил особое внимание на «принципиально непопулярную» его разновидность, которая никогда не станет доступной массовому сознанию и не утратит своего содержания под влиянием стандарта. Особое внимание соотношению подлинной культуры и культуриндустрии, которые проявляются в условиях массового общества в экономике, политике и духовной жизни, уделялось в трудах представителей Франкфуртской  школы социальных исследований - М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, В. Беньямина, Г. Маркузе.

        Характерно, что, начиная с 70-х гг. XX века острота проблемы соотношения массовой и элитарной культуры в западной социологической и культурологической литературе фактически снимается. В работах Д. Белла, Э. Шилза, Ж. Фурастье, А. Турена, Дж.К. Гэлбрейта, Э. Тоффлера, Г. Кана, К.Э. Боулдинга, З. Бжезинского, Д. Макдональда, Б. Розенберга, Д. Уайта,  Дж. Селдеса, Г. Гэнса, М. Маклюэна и других доминирует идея о том, что переход общества с индустриальной на постиндустриальную стадию развития ведет к формированию гомогенной культуры, описывать которую в категориях «массового», «народного», «элитарного» не корректно. Данная тенденция в западной философской и культурологической литературе сохраняет свое значение вплоть до настоящего времени, где стремление к апологетике массовой культуры остается доминирующим. Именно в этом ключе написаны последние работы таких видных западных исследователей культуры, как З. Бауман и  К. Гирц.

          В конце 80-х - начале 90-х гг. в работах постмодернистов, в том числе,  Ф. Джеймисона, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ж. Деррида, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара и других, акцент переносится с содержания текста, заложенного в него автором, на тот гипертекст, который существует в сознании «образцового читателя». Это свидетельствует о том, что, несмотря на определенную плюралистическую установку в отношении всех типов культуры, ориентация на элитарное сознание, способное раскрывать смыслы культуры, остается. Постмодернистские авторы, анализируя культуру вне аксиологического содержания, рассматривают традиционную культуру как культуру Дара, основанную на принципе траты (Ж. Бодрийяр, Ж. Батай), массовую культуру – как доминирующий дискурс телесности (М. Фуко, Ж. Бодрийяр), элитарную культуру – как культуру власти-знания и источник нарративных практик (М. Фуко).

          В отечественной культурологической науке интенсивное обсуждение данной проблемы началось примерно в 60-х годах. Оно было связано         с «открытием»    темы     массовой     культуры,     способствующей    и проблематизации элитарной и традиционной культуры. В работах отечественных исследователей: Г.К. Ашина, В.Л. Глазычева, Б.А. Грушина,  Ю.Н. Давыдова, Е.Н. Карцевой, А.В. Кукаркина и других - массовая культура рассматривалась как феномен, обусловленный общим кризисом системы капитализма. Масскульт и традиционная культура противопоставлялись по особенностям производства; по

6

характеру функционирования; по степени связанности с традицией; по функциям, выполняемым в обществе; по ценностному содержанию. Характерно, что и элитарная культура оценивалась весьма негативно как противостоящая подлинному творчеству масс и в этом смысле родственная массовой культуре, а их противоположность, являющаяся лейтмотивом западного сознания, обозначалась как «ложная дилемма» буржуазной философии (Г.К. Ашин).

Информация о работе Массовая и элитарная культура