Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:10, реферат

Краткое описание

Вопрос о соотношении традиционной, элитарной и массовой культур стал на рубеже XX-XXI веков одним из наиболее актуальных. Он оказался напрямую связанным с целой совокупностью проблем - таких, как проблема сохранения идентичности в условиях культурной экспансии со стороны технически развитых стран, проблема специфики социокультурного развития в контексте информационно-технологического взрыва и влияния новых способов функционирования информации на человека и культуру, а также с рядом вопросов, касающихся развития самой народной культуры - в частности, возможности ее существования в новом информационном поле и в новых режимах

Вложенные файлы: 1 файл

kostina-trad-elit.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

      Конечно, как отмечает автор, из народной культуры отбираются, в первую очередь, те образцы, которые соответствует критерию «технологичности» по ряду параметров: «внешней привлекательности (аттрактивности), понятности и доступности, легкости воспроизведения, серийности и шаблонности, символичности, вариативности, высоким суггестивным возможностям, пригодности для тиражирования и передачи по коммуникативным каналам». То есть, общий канал коммуникации позволяет соприкасаться в едином знаковом коммуникативном пространстве образцам «высокой» профессиональной, аутентично народной, фольклорной культуре, а также новейшей популярной культуры («включая рекламу, телевидение, прессу, шоу-бизнес, туризм, бульварные романы, киносериалы»). И в этом смысле одинаковым значением будут обладать и популяризированные образцы элитарной культуры, и простонародные формы, «возведенные в ранг музейной традиции».

      Итак, введение автором такого концепта, как «популярная культура» и  следование им парадигме, предложенной много лет назад Л. Райтом, К. Маккейбом, Р. Наем, Г. Гэнсом и до сих пор разрабатываемой западными исследователями, лишает его собственную позицию концептуальной выдержанности. Те доводы в пользу термина «популярная культура», которые приводит автор (связь с адресатом, степень общественной распространенности, свобода от негативных смысловых коннотаций, присущих термину «массовая культура»), не позволяют определить сущностную специфику описываемого явления (если вспомнить, примерно по тем же позициям определялась  на рубеже 60-70-х годов XX века в отечественной исследовательской литературе массовая культура). Основное же достоинство концепции А.В. Захарова, на наш взгляд, состоит в том, что автор сопоставляет все типы культуры, существующие в современном пространстве вне их семантического и аксиологического содержания, акцентируя внимание исключительно на том общественном способе, которым эти типы культуры производятся и распространяются.

Информация о работе Массовая и элитарная культура