Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.
Задачи исследования:
– дать определение понятию «досуг»;
– охарактеризовать основные принципы организации досуга;
– рассмотреть теорию организации массовых праздников.
–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;
– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;
– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения
1.3 Массовые праздники и специфика их организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.о.Электросталь( МУ "КЦ им. Н.П.Васильева")
2.2 Социальная направленность праздника.
2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов на примере Масленицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Московский государственный университет
культуры и искусств
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности
«Социально-культурная деятельность»
ТЕМА: «Массовые праздники как форма организации досуга
населения (на примере
группа № 03107
Москва 2011
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
1.2
Теоретические аспекты
1.3
Массовые праздники и
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.о.Электросталь( МУ "КЦ им. Н.П.Васильева")
2.2 Социальная направленность праздника.
2.3 Формирование досуга для детей-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема досуга и досуговой деятельности населения в связи с изменениями, происходящими в стране, не теряет своей актуальности. Напротив, данная проблема обрастает все большими противоречиями и усложняется. Эти противоречия обусловлены в первую очередь несоответствием между сущностью досуга, культурно-досуговой деятельности и бытующими в реальной действительности формами и методами проведения досуга.
В настоящее время досуг является объектом для изучения несколькими науками (социология, прикладная культурология, педагогика досуга). Все это привело к отделению особой области научного знания, которая получила название досуговедение. Предметом науки досуговедение является досуг как самостоятельный и значимый аспект духовной сферы человеческой деятельности. При этом, однозначного определения понятия досуга не существует. Имеются несколько подходов к трактовке досуга, к которым можно отнести деятельностный, культурологический, экологический.
В то же время является очевидным, что большее значение в науке уделяется деятельностному подходу, т.к. он позволяет полнее раскрыть структуру и внутренние механизмы досуга. С этой точки зрения досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечения, повышение мастерства, образования, добровольное участие в жизни обществе, после того, как он освободится от выполнения своих профессиональных, семейных и социальных обязанностей. Таким образом, досуг это деятельность, причем деятельность производимая в определенный период времени.
Потенциал досуга предоставляет большие
возможности для формирования нравственных
потребностей населения. В тоже время
досуговая деятельность, испытывающая
дефицит положительных
Одним из видов досуга стали массовые праздники. Значение зрелища как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Зрелища можно назвать ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно зрелище в значимой степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.
Таким образом, тема данного исследования представляется актуальной.
Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.
Задачи исследования:
– дать определение понятию «досуг»;
– охарактеризовать основные принципы организации досуга;
– рассмотреть теорию организации массовых праздников.
–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;
– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;
– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
Значительное и важное место в социально-культурной жизни общества занимает свободное время, объем которого по данным социологических исследований выглядит следующим образом: в настоящее время оно, не просто свободное от обязанностей, социальной и физиологической необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью.
«Это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей. В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития.»1.
По
своей структуре свободное
Слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть» и первоначально оно означало умелость, ловкость, способность чего-то достичь. В нем присутствовало, как правило, два наиболее характерных оттенка: увлекательной, желаемой деятельности и свобода от дел. Досуг — это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических сил человека.
В художественно-творческих, научно-технических и других любительских коллективах, в процессе занятий творчеством в неформальных объединениях и в домашних условиях человек стремится к выражению своего внутреннего, индивидуально неповторимого «Я». И в этом сущность активно преобразующего отношения к миру. Именно стремление проявить себя, свой духовный мир в объективной реальности является источником культурной активности. Однако творческое «Я» — это не только субъективное проявление духа, но и отражение действительности, общественного сознания, интеграции мыслей и чувств многих людей.
В связи с этим досуг включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе — это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.
Социально-культурный подход к организации досуговой деятельности населения неизбежно связан с определением цели деятельности субъектов. Цель эта состоит в том, что бы сформировать у людей культуру досуга. Ее наличие придает личности целостность, осознанное отношение к свободному времени как к важнейшему социально-культурному благу, формирует у людей, особенно у молодежи своеобразный иммунитет к без духовности.
В
научной литературе понятия «культура
досуга» рассматривается в
Для данной работы важно из этого емкого и широкого подхода к определению понятия «культура досуга» выделить два наиболее существенных аспекта: 1) способ организации свободного времени; 2) степень развитости, реализации и гармонии потенций личности.
1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения
Под методами организации досуговой
деятельности рассматривается совокупность
управленческих действий, которые ставят
своей целью определенные направления
деятельности ее участников, в том
числе и пользователей средства
Методами
культурно-досуговой
-
методы образования (
- методы социализации, представленные примером, похвалой и наказанием;
- методы организации
- методы организации
- методы культурно – досугового
спроса (интерес, доступность, открыто
Одним из главных методов, использующимся в практике деятельности подразделений культуры, есть метод коллективного действия, или метод организации культурной жизни, повседневной досуговой деятельности. Он стимулирует образование стойкой микроструктуры досуговых групп, ускоряет их становление, определяет формирование позитивного микроклимата, помогает раскрытию главной цели, определить групповую систему ценностей, зафиксировать ее в форме уверенных норм социального взаимодействия, правил поведения, обычаев и обрядов.
В структуре досуга определяются позитивные
условия для активного
Таким образом, участие в досуговой деятельности представляет площадку для формирования социального <Я>, сглаживает особенности социализации.
Методы досуговой деятельности включают социальное формирование людей в том случае, когда они носят целенаправленный характер.
Специфические методы культурно-досуговой деятельности представляют собой качественную характеристику единой культурно-досуговой системы и достигает наивысшей эффективности в условиях ее комплексного использования.
Главным стимулом участия в культурно-досуговой деятельности выступают их культурные интересы. Массовые культурно-досуговые интересы, предпочтения, детерминируется способами моды; они носят подвижный характер и их трудно предусмотреть. Используя массовые интересы в организации культуры формируют спектр досуговых предложений для населения.
Предназначение учреждений культуры
лежит в организации социально-
Одной из наиболее интересных форм организации культурно-досуговой деятельности является организация и проведение массовых праздников.
1.3 Массовые праздники и
Потребность в празднике - не только естественная, но и культурная потребность, которая возрождается в каждом новом поколении. Являясь ярким событием в жизни общества и каждого человека, праздник становится вехой истории и биографии, разделяет прошлое и будущее, отжившее и перспективное, вдохновляет надеждой на решение проблем и трудностей, структурируя и организуя человеческую жизнь. Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой подрастающее поколение приобщается достойным образом через непосредственное участие в торжествах.
Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих личности возможность разрядки, позволяющих участвовать во всеобщности праздничного смеха, воздействующих на него очищающим образом. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, российские городские праздники прошлого, например, давали эту возможность. Массовое гуляние со всеми его развлечениями дарило каждому, вступившему в его магический круг, столь необходимое праздничное настроение.
Актуальны массовые праздники и для современной праздничной культуры. Ключевым аспектом организации массового праздника является деятельность режиссера.
Для проведения массовых представлений отправной момент — сценарий, драматургическая основа которого включает в себя всевозможные компоненты: стихи, песни, танцы, пантомимы, документы, письма и т. д. В синтезе этих материалов формируются эпизоды, которые, в свою очередь, становятся частями композиционного построения. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, но вместе с тем каждая имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение.
Приступая к созданию постановочного плана, режиссер строит его на основе сценария массового представления, разработанного им совместно с драматургом и поэтом.
Информация о работе Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)