Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.
Задачи исследования:
– дать определение понятию «досуг»;
– охарактеризовать основные принципы организации досуга;
– рассмотреть теорию организации массовых праздников.
–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;
– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;
– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения
1.3 Массовые праздники и специфика их организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.о.Электросталь( МУ "КЦ им. Н.П.Васильева")
2.2 Социальная направленность праздника.
2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов на примере Масленицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Для улучшения работы  в культурной сфере города и в  частности праздника «Масленица»  необходимо привлечение спонсоров на взаимовыгодных условиях, а так же назрела острая необходимость создания сценарно-постановочной группы при Управлении по культуре и делам молодёжи, в которую входят сценарист, режиссёр-постановщик, художник-оформитель, звукорежиссёр, светооператор и др. необходимые специалисты. Хорошим примером в этом служит постановочная группа в городе Химки. Так же остро в Электростали стоит кадровый вопрос. Необходимо «омолаживать» состав специалистов и повышать их квалификацию.

В проведении праздника использованы ряд технологий информационно-образовательная, коммуникативная, рекреативная, развлекательно-игровая, художественно-зрелищная и др. Создавая  такой масштабный праздник, главная задача квалифицированных специалистов соблюсти логику технологических действий.

Ряд выдающихся педагогов  выявили технологические закономерности. К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели  обще социальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные  технологии. В данном рассмотрении социально-культурные технологии это средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Примером первых в практике СКД технологий могут служить наполненные глубоким  социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядово ритуальные формы. Праздник «Масленица» как одна из форм передающих национальные традиционные обрядово-ритуальные основы русской культуры, культурного наследия.

Уникальность социо - культурных технологий заключается  в их многоцелевом характере. Они  направлены на достижение целого ряда жизненно  важных для человека целей: жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации и реабилитации.

Соборность технологий и человеческой личности дают самобытность праздника, неповторимость мероприятия  и если говорить о празднике «Масленица» – долговечность культурного наследия.

 

 

 

 

2.2.Социальная направленность  праздника.

 

Понятие социо - культурная деятельность имеет две составляющие: культура и общество. Деятельность для общества направленная на общество.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Рассматривая составляющие праздника «Масленица» мы видим, что он несёт в себе такие культурные ценности как нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, фольклор.

В сочетании «социально-культурная деятельность» главным является «социальное», так как подразумевает  человека, не только как носителя культурных свойств этой деятельности, но и как субъекта активного взаимодействия с окружающей средой.

В массовом празднике  «Масленица» четко прослеживается  взаимодействие людей, которое  служит главным признаком любого социального  явления. Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Взаимодействие индивидов или групп в данном празднике и тех и других, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и других потребностей.

Таким образом, это поведение  индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп  социальной общности или общества в  целом, которое выражает характер и  содержание между людьми и социальными  группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Примером взаимодействия служит социально-культурная анимация, которую используют в проведении праздника «Масленица». Педагогическая суть анимационной практики предотвращает отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений, отражая креативную, созидательную, одухотворяющую сущность социально-культурной деятельности.

Праздник является хорошим коммуникативным пространством, в котором пересекаются интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных и других групп населения.

Говоря о сегментации  социально-культурного пространства региона, мы подразумеваем и сегментацию информационного пространства, специализацию средств информационного воздействия на аудиторию зрителей данного праздника. Целью такой сегментации, в конечном счёте, является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчёркиваем, что, во-первых, социум конкретная социальная общность является носителем культуры, а во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное. Уровень развития культуры определяет весь уровень развития общества. И только духовность и культура способны указать человеку и обществу правильный путь развития.

Учреждения культуры являясь субъектом массового  культурно-сервисного обслуживания, представляют собой исторически сложившуюся в данной местности совокупность творцов и пользователей культурных ценностей, учреждений, средств и методов, то есть того, что необходимо для осуществления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

Социально-культурная  деятельность – это система, основанная на разделении труда и взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей.

Учреждения культуры созданы для удовлетворения разнообразных  духовных интересов общества и действуют  в определённых макро, мезо и микросредах. С точки зрения социологов эффект социально-культурной деятельности обеспечивают три составляющие:1) их массовость, одновременность многих усилий, что уже само по себе даёт прирост дополнительной энергии;2) специализация каждого из элементов субъекта на определённых заданных социально-культурных функциях, чем так же усиливается концентрация энергии в одной точке;3) их взаимозависимость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.

Целевой характер и конкретная заданость функций субъектов социально-культурного сервиса, способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдыха и творчества отдельных групп населения.

Любому из субъектов, представляющих социум, присуща активность, которая проявляется в его  конкретных поступках. Деятельность – основа человеческого бытия, социальная форма проявления активности человека. В обще социологическом аспекте понятия « деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно с ней связана. Социальная активность шире социальной деятельности и включает в себя формирование целей, установок и задач.

Деятельность же определяется человеческими характеристиками. Применяя понятие деятельность к массовому празднику, мы видим на практике профессиональную и непрофессиональную деятельности. Для достижения положительного конечного результата праздника одна из задач организаторов и тех, кто проводит праздник выстроить наилучшим образом взаимодействие профессиональных (например ведущий) и непрофессиональных (творческое любительское объединение) индивидуальных и коллективных видов деятельности.

Социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении  людей. Досуговое общение, в частности массовое гуляние, вносит важный и незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство.

Понятие «социализация  личности»- это процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. В этом обществу и помогают такие праздники как «Масленица», через различные формы для восприятия культурного продукта.

С точки зрения «социальности» праздника видна тесная взаимосвязь  социальной и культурной сфер в виде общностей. То есть неформализованная совокупность людей, объединённых общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

С точки зрения социологии и действующих в ней институтов, прослеживается  явное  взаимодействие между ними, например, профессионального  и института семьи. В данном случае мы, работники учреждения  культуры, создавая творческий продукт- праздник, помогаем семье проводить вместе досуг (рекреативная функция), а так же привлекая население различных социальных групп и институтов (коммуникативная, социализирующая функции) развиваем   чувство патриотизма, любви к своему городу. Массовый  праздник выявляет творческие способности населения посредством интерактива (частушки, знание пословиц и т.д.), поддерживает здоровье человека (оздоровительная функция) посредством игр на свежем воздухе: перетягивание каната, «бой» с мешками, поднимание гири и др. В игровой, зрелищной форме  зрители, участники мероприятия узнают составляющие традиционного народного  праздника «Масленица».

Социальность данного  праздника очевидна, а так же прослеживается направленность данной технологии - на гуманизм.Так как посредством праздника в любой его форме оказывается влияние на образ жизни, культуру и повседневный досуг. Такого рода мероприятия являются так же «хранителями» народных традиций и обрядов.

Праздник хорош тем, что интересен и доступен всем возрастным категориям: детям, подросткам, молодёжи, взрослым и пожилым людям, как форма досуга массовый праздник необходим и востребован.

Массовое гуляние «масленица» подтверждает ещё раз принцип вариативности. Характерный для современной практики социально-культурной деятельности и доказывает, что интерес к использованию социально-культурного опыта в современных российских условиях данного исторического пространства не снижается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Формирование досуга для детей  – инвалидов на примере Масленицы.

 

Культурная деятельность в нашем  обществе имеет широкие границы  и возможности. Но актуальной проблемой  было и остаётся полноценное использование  восстановительных зон досуга и  творчества в интересах людей, нуждающихся  в социальной защите и помощи. В этом отношении главным функциональным звеном доступным и популярным являются Дома и Центры культуры.

В городском округе Электросталь все  учреждения культуры  и творческие коллективы участвуют в культурной деятельности, направленной на поддержку инвалидов, в которой для достижения социально-защитных и реабилитационных  целей происходит выбор соответствующий организационной формы использования технологий .

Характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависит от целевой  направленности мероприятия, состава участников и условий  их социально-культурной деятельности, но по-прежнему в социально-культурной сфере основной функциональной задачей была и остаётся выработка максимально большого количества  творческих идей.

В силу этого любая из общепринятых социально-культурных технологий, если она обладает несомненно новыми элементами и по своей направленности  и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной : целями, содержанием, формами и методами ,отношениями и позициями участников может претендовать  на статус инновационной  технологии, которые так необходимы для работы с аудиторией инвалидов.

Так как инновационный подход в  работе с инвалидами является основным, учреждения культуры городского округа Электросталь, их коллективы и специалисты применяют в работе именно его. Активная работа по адаптации инвалидов к социуму выражена в таких проектах как «Доктор-клоун», «Солнечный круг», «Дети детям» и др.

В городском округе Электросталь существует ряд учреждений и центров, которые целенаправленно ведут работы по лечению, реабилитации и созданию необходимых условий жизнедеятельности инвалидов. Это  областной  центр  по восстановлению опорно – двигательной системы «Огонёк», детский реабилитационный центр «Золотой ключик», где находятся дети до 10 лет с заболеваниями центральной нервной системы, психической направленности и др., это интернат для глухонемых и слабослышащих детей, Дом инвалидов, общественное формирование «Дети как Ангелы» и др. Исходя из вышеуказанного классифицировать социально-защитные и реабилитационные технологии возможно: по месту проживания и по типу конкретного дефекта и связанных с этим медико-социальных ограничений и степени социально-культурной недостаточности инвалидов.

Вне зависимости от своего типа технологии выполняют определённую функцию для достижения необходимого медико-социального, психологического, культурно-реабилитационного результата.

Если говорить конкретно о реабилитации, то уместно сказать о создании благоприятных условий формирования отношения и умения адаптации инвалидов в социально-культурных ситуациях, использования своих творческих способностей (насколько это возможно), правильное получение информации. Назначение социально-культурных технологий состоит в том, чтобы научить инвалида адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации обучить инвалида знаниям и навыкам проведения досуга и развлечений, круга общения и самообслуживания и др.

Информация о работе Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)