Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.
Задачи исследования:
– дать определение понятию «досуг»;
– охарактеризовать основные принципы организации досуга;
– рассмотреть теорию организации массовых праздников.
–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;
– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;
– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения
1.3 Массовые праздники и специфика их организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.о.Электросталь( МУ "КЦ им. Н.П.Васильева")
2.2 Социальная направленность праздника.
2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов на примере Масленицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Здесь в работу непосредственно  вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссер спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.

Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно-пластическое решение массового представления  во многом определяет его идейно-художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник по свету, который создает свою «световую драматургию», помогающую раскрыть режиссерский замысел. Параллельно идет работа с режиссером-монтажером видеоматериала. Много усилий требует постановочная часть и звукооформительская (подготовка и запись фонограмм).

Одна из трудных проблем, стоящих  перед режиссером,— нахождение верного  темпо-ритма массового эпизода. Здесь  многое может прояснить музыка, роль которой в решении массовых сцен и всего спектакля-концерта в  целом чрезвычайно велика. Точно найденный характер звукового ряда (песня — сольная или хоровая, оркестровый фрагмент, имеющий самостоятельное значение, или же фоновая музыка) является важным компонентом в нахождении нужного темпо-ритма и образного решения массовых сцен. И будущим режиссерам надо знать, что при создании массового представления к большим сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. На этих репетициях режиссер занимается общей композицией спектакля-концерта.

Работа эта чрезвычайно трудоемкая и ответственная, требующая четкости и слаженности всех многочисленных компонентов, из которых состоит массовое представление. При этом необходимо учитывать, что время, отпускаемое на большие сводные репетиции, ограниченно, и многое зависит от того, как режиссер построит работу всех звеньев.

Режиссер обязан решить вопросы  подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцены. Даже вопрос прибытия на репетиции  и спектакль многочисленных коллективов (транспорт, время прибытия и отъезда, размещение коллективов в здании, где происходит спектакль) должен быть во внимании режиссера, в противном случае его ожидают «сюрпризы», которые могут значительно снизить художественное качество спектакля-концерта.

Работу режиссера при постановке массового театрализованного представления можно определить как творчески-организационную.

«Упомянутые выше режиссерские принципы применимы и при создании массового  зрелища на стадионе. Огромное поле стадиона, сцены, построенные на поле, трибуны, которые могут стать игровыми площадками для действия многотысячных масс, возможность обозрения действия одновременно со всех сторон, проблема подачи на стадион артистов и коллективов, их появление и уход, связанный с этим общий темпо-ритм всего представления, его изменения и контрастное чередование, проблема световой компоновки в условиях стадиона — все это создает в значительной мере специфику такого представления»4.

План пластического решения  массового зрелища на стадионе, художественно-образная организация огромного пространства требуют особенно тщательной разработки с участием художника.

Решение игровых площадок, опорных  точек действия (станков и сценических  площадок на поле, гаревой дорожки, трибун), возможности использования  воздуха (вертолеты, аэростаты, самолеты) — все это также должно быть предусмотрено режиссером в предварительной работе с художником.

В пластическом решении массовых эпизодов определенную сложность представляет проблема пространственного решения  массовых мизансцен с учетом кругового  обзора в условиях стадиона.

Приступая к постановке массового  представления, режиссер должен использовать радиотехнические и пиротехнические  средства, решить и административно-хозяйственные  вопросы.

Отметим, что основной принцип построения сценария на разножанровых номерах и эпизодах сохраняется, какую бы разновидность массового представления ни осуществлял режиссер-драматург. Специфический язык массового представления — драматургическое соединение номеров и эпизодов, т. е. «монтаж номеров» и «монтаж эпизодов».

Иной акцент приобретает создание массового праздника на улицах и площадях города, в парках и т. д. В данном случае надо учитывать, что все массовые шествия, проезды и проходы по улицам города зачастую только подготовительный этап праздника, кульминация которого — в массовом представлении, обычно на стадионе, на огромной площадке Зеленого театра или, например, на Певческом поле (если праздник проходит в Прибалтике). И к ней надо готовить зрителя, увлекая его общим ритмом и красочным рисунком шествия по городу, занимательностью и неожиданностью режиссерского решения.

При создании сценария и постановочного плана массового праздника необходима специальная работа с художником над праздничным оформлением  шествия, улиц, площадей и парков.

Опыт показывает, что для того, чтобы выбрать верный метод для культурно-досуговой программы, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения, понимать специфику той или иной конкретной формы программы, надо еще уметь использовать педагогический потенциал родовых режиссерских методов иллюстрирования, театрализации и игры, с помощью выразительных средств которых создается зрелище — решается серьезная, актуальная социально-педагогическая и психологическая задача.

 

 

 ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г.ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

2.1.Технология массового  праздника «Масленица» на примере  г.о.Электросталь( МУ «КЦ им. Н.П.Васильева»)

 

Корни основ массовых праздников уходят далеко в исторические эпохи, так  как общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в до - государственный период. Их воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда и др.

Большое место  отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли её суть. В народные традиции семейного воспитания входили обряды, обычаи, ритуалы. Традиции были фундаментальны для трудового, нравственного, эстетического и другого воспитания. Обряды создавались на основании важнейших событий в жизни человека, рода, государства.

Культурно-историческое наследие народов  впитало в себя ту базовую основу, которую человечество, в частности  русский народ, использует, и по сей  день для устроения праздников. Ярким  тому примером служит массовый праздник «Масленица», который независимо от формы и площадки для проведения праздника : на улице, сценической площадке, в помещении в виде концерта, театрализованного праздника, лекции-концерта, игровой развлекательной программы и т.д., выстраивается на народных традиционных, обрядовых  знаниях.

Говоря «массовый праздник», мы подразумеваем праздник народный, для  жителей  и гостей местности, где  проходит мероприятие, в данном случае в городе.

Организатор и сценарист этого  тематического праздника обязательно должен знать  специфику своей работы, традиции и обряды, которые должно нести мероприятие, тщательно изучить специфику данной территории, народов её населяющих. Необходимо так же провести мониторинг: спроса на культурные услуги, аудитории для которой создаётся мероприятие и как следствие выбрать формы и технологии  необходимые в данном конкретном случае. Владея теоретическими базами, зная ресурсы и изучив социальный заказ, специалисты и ответственное учреждение культуры города, которые проводят мероприятие,  в первую очередь, готовят методическую основу.

На основании финансового ресурса  и необходимости, важности мероприятий  разрабатывается муниципальная  целевая программа «Развитие  культуры, искусства и народного  творчества в городском округе Электросталь на 2010-2012 годы», которая утверждается постановлением Главы городского округа Электросталь (приложение №1).Распределение  мероприятий между учреждениями культуры города осуществляет Управление по культуре и делам молодёжи Администрации г.о. Электросталь.

Далее средства на мероприятие перечисляют  по статьям ответственному за мероприятие  муниципальному учреждению (далее МУ), которое составляет внутреннюю смету  мероприятия (приложение №2).Расходы  на мероприятие формируются на основании  сценария, сценического оформления и т.д., то есть, тех составляющих, из которых складывается праздник, в данном случае массовый праздник. Взаимосвязь финансирования и конечный результат мероприятия очевидны. Чем больше средств заложено на проект, тем шире и масштабней может быть праздник.

Основополагающим является как  в целом финансирование сферы  культуры страны на год, так и  средства выделяемые бюджетом города,  в конечном итоге, на отдельно взятое мероприятие. Финансовый анализ в течение пяти лет в стране и соответственно в г.о. Электросталь, показал снижение выделяемых средств на культурную сферу. Представленные Минфином объемы финансирования отрасли на 2011-2012года составляют: 58,8 млрд. рублей в 2011году и 51,4 млрд. рублей – в 2012 году. В 2010 году  на эту отрасль было выделено 73 млрд.

Поэтому, говоря о бюджетной сфере  культуры, ответственные исполнители  мероприятия для осуществления  поставленных задач организации  и проведения праздника, подключают все необходимые структуры, функционирующие  в городе. Для информирования этих структур и далее исполнения ими поставленных задач, формируется оргкомитет мероприятия под руководством заместителя Главы Администрации городского округа Электросталь, курирующего культурную сферу города. В оргкомитет  массового праздника «Масленица» приглашают представителей жилищно - коммунального  и транспортного хозяйства, охраны правопорядка, торгово-промышленной сферы, СМИ и др. Зачастую,  взаимодействие  структур оговаривается и осуществляется на взаимовыгодных условиях, так как  безвозмездное выполнение некоторых поставленных задач не всегда выгодны с экономической точки зрения исполнителям. Но только при взаимодействии всех структур мероприятие состоится и  будет проходить  на должном уровне, поэтому согласованность для достижения конечного результата  очень важна и необходима.

Задача ответственных организаторов  праздника профессионально и  по -существу, на основании плана  подготовки и организации мероприятия (приложение №3), донести задачи до всех представителей структур и осуществить  контроль за их выполнением. С данного момента организации праздника, мы видим наглядно коммуникативную  и творческую функции  социально-культурной деятельности. Эти же функции  главенствуют в процессе и самого праздника «Масленица». Поэтому, можно смело утверждать, что именно  эти функции являются ведущими в массовом мероприятии, в социально-культурной деятельности, не исключая значимости социализирующей и рекреативной функций. Рассматривая  многофункциональность, которую несёт  в себе массовый праздник, мы видим огромное позитивное влияние его на общество.

При написании сценария к  мероприятию,  профессионал ищет новые формы, средства и методы, которые можно использовать для достижения главных целей  культурного продукта, чтобы в  конечном итоге зритель был удовлетворён.

Для  воздействия на аудиторию в первую очередь в  данном празднике используется живое  слово, обладающее большой эмоциональной  силой, наглядные средства – предметы и явления ( атрибуты праздника –  народных ремёсел, фольклорное пение, народный танец).Таким образом, такие психолого-педагогические средства как общение были использованы в тесном взаимодействии друг с другом. Для усиления восприятия праздничного действа, были использованы вспомогательные технические средства: воспроизведение звука, звукозапись, осветительная и другая аппаратура). В «Масленице» очень явно представлены методы сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры ( ответственные организаторы и исполнители коллективов МУ КЦ им. Н.П.Васильева, участники концертной программы – творческие коллективы города); искусства ( художественное оформление сценических декораций); спорта ( организация и проведение игр)

Используя, как конструктор  технологические модели, представленный сценарий (приложение № 4) – это продукт  творческой интеллектуальной работы. На основе  методического материала (журналов, книг, сценариев), адаптируя  к условиям проведения мероприятия и социальному заказу, был создан  сценарий, который имеет единый сценарно-режиссёрский ход. При написании сценария, специалист обязательно учитывает ресурсы с помощью которых будет реализовываться этот сценарий и предполагает кто может справиться с той или иной поставленной задачей.

 Праздник «Масленица»  является продуктом, произведённым  технологией нормативного вида. В представленном сценарии  видно,  что праздник проводится с  привнесением в него современности, словесных оборотов и дополнительного к народному, музыкального оформления.

Праздник «Масленица», являясь культурным продуктом, имеет  процесс производства и сбыта, имеет  долгосрочный диапазон воздействия  на аудиторию, поэтому составляющие праздника, его форму, технологии необходимо менять.

Проводя анализ данного  мероприятия в городе Электросталь в течение нескольких лет видно, что формы работы не изменились, праздник традиционно проходит в  виде народного гуляния.

Массовый праздник «Масленица»  в городе Электросталь проходит при минимальных затратах, без использования средств, дополнительно усиливающих эффект восприятия праздника, таких как экран, достойная сценическая площадка и др. Поэтому хорошим решением стало привлечение формы работы  посредством ростовых кукол. В основном праздник проводится «своими силами» (самодеятельными коллективами, ведущими, звукорежиссерами и т.д.) то есть, используются свои внутренние ресурсы. Так же ресурсы приглашаются из вне – в 2009 году  был приглашён профессиональный театр «Софит», который привнёс дополнительный всплеск эмоций , восприятия праздника и всеобщего веселья, а устроителям праздника – возможность перенять опыт.

Информация о работе Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)