Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.
Задачи исследования:
– дать определение понятию «досуг»;
– охарактеризовать основные принципы организации досуга;
– рассмотреть теорию организации массовых праздников.
–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;
– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;
– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения
1.3 Массовые праздники и специфика их организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.о.Электросталь( МУ "КЦ им. Н.П.Васильева")
2.2 Социальная направленность праздника.
2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов на примере Масленицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссер спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.
Большое внимание уделяется работе
с художником, потому что образно-пластическое
решение массового
Одна из трудных проблем, стоящих перед режиссером,— нахождение верного темпо-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить музыка, роль которой в решении массовых сцен и всего спектакля-концерта в целом чрезвычайно велика. Точно найденный характер звукового ряда (песня — сольная или хоровая, оркестровый фрагмент, имеющий самостоятельное значение, или же фоновая музыка) является важным компонентом в нахождении нужного темпо-ритма и образного решения массовых сцен. И будущим режиссерам надо знать, что при создании массового представления к большим сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. На этих репетициях режиссер занимается общей композицией спектакля-концерта.
Работа эта чрезвычайно трудоем
Режиссер обязан решить вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцены. Даже вопрос прибытия на репетиции и спектакль многочисленных коллективов (транспорт, время прибытия и отъезда, размещение коллективов в здании, где происходит спектакль) должен быть во внимании режиссера, в противном случае его ожидают «сюрпризы», которые могут значительно снизить художественное качество спектакля-концерта.
Работу режиссера при
«Упомянутые выше режиссерские принципы применимы и при создании массового зрелища на стадионе. Огромное поле стадиона, сцены, построенные на поле, трибуны, которые могут стать игровыми площадками для действия многотысячных масс, возможность обозрения действия одновременно со всех сторон, проблема подачи на стадион артистов и коллективов, их появление и уход, связанный с этим общий темпо-ритм всего представления, его изменения и контрастное чередование, проблема световой компоновки в условиях стадиона — все это создает в значительной мере специфику такого представления»4.
План пластического решения
массового зрелища на стадионе, художественно-образная
организация огромного простран
Решение игровых площадок, опорных точек действия (станков и сценических площадок на поле, гаревой дорожки, трибун), возможности использования воздуха (вертолеты, аэростаты, самолеты) — все это также должно быть предусмотрено режиссером в предварительной работе с художником.
В пластическом решении массовых эпизодов определенную сложность представляет проблема пространственного решения массовых мизансцен с учетом кругового обзора в условиях стадиона.
Приступая к постановке массового
представления, режиссер должен использовать
радиотехнические и пиротехнические
средства, решить и административно-
Отметим, что основной принцип построения сценария на разножанровых номерах и эпизодах сохраняется, какую бы разновидность массового представления ни осуществлял режиссер-драматург. Специфический язык массового представления — драматургическое соединение номеров и эпизодов, т. е. «монтаж номеров» и «монтаж эпизодов».
Иной акцент приобретает создание массового праздника на улицах и площадях города, в парках и т. д. В данном случае надо учитывать, что все массовые шествия, проезды и проходы по улицам города зачастую только подготовительный этап праздника, кульминация которого — в массовом представлении, обычно на стадионе, на огромной площадке Зеленого театра или, например, на Певческом поле (если праздник проходит в Прибалтике). И к ней надо готовить зрителя, увлекая его общим ритмом и красочным рисунком шествия по городу, занимательностью и неожиданностью режиссерского решения.
При создании сценария и постановочного
плана массового праздника
Опыт показывает, что для того, чтобы выбрать верный метод для культурно-досуговой программы, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения, понимать специфику той или иной конкретной формы программы, надо еще уметь использовать педагогический потенциал родовых режиссерских методов иллюстрирования, театрализации и игры, с помощью выразительных средств которых создается зрелище — решается серьезная, актуальная социально-педагогическая и психологическая задача.
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г.ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
2.1.Технология массового
праздника «Масленица» на
Корни основ массовых праздников уходят далеко в исторические эпохи, так как общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в до - государственный период. Их воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда и др.
Большое место отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков.
В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли её суть. В народные традиции семейного воспитания входили обряды, обычаи, ритуалы. Традиции были фундаментальны для трудового, нравственного, эстетического и другого воспитания. Обряды создавались на основании важнейших событий в жизни человека, рода, государства.
Культурно-историческое наследие народов впитало в себя ту базовую основу, которую человечество, в частности русский народ, использует, и по сей день для устроения праздников. Ярким тому примером служит массовый праздник «Масленица», который независимо от формы и площадки для проведения праздника : на улице, сценической площадке, в помещении в виде концерта, театрализованного праздника, лекции-концерта, игровой развлекательной программы и т.д., выстраивается на народных традиционных, обрядовых знаниях.
Говоря «массовый праздник», мы подразумеваем праздник народный, для жителей и гостей местности, где проходит мероприятие, в данном случае в городе.
Организатор и сценарист этого
тематического праздника
На основании финансового
Далее средства на мероприятие перечисляют по статьям ответственному за мероприятие муниципальному учреждению (далее МУ), которое составляет внутреннюю смету мероприятия (приложение №2).Расходы на мероприятие формируются на основании сценария, сценического оформления и т.д., то есть, тех составляющих, из которых складывается праздник, в данном случае массовый праздник. Взаимосвязь финансирования и конечный результат мероприятия очевидны. Чем больше средств заложено на проект, тем шире и масштабней может быть праздник.
Основополагающим является как в целом финансирование сферы культуры страны на год, так и средства выделяемые бюджетом города, в конечном итоге, на отдельно взятое мероприятие. Финансовый анализ в течение пяти лет в стране и соответственно в г.о. Электросталь, показал снижение выделяемых средств на культурную сферу. Представленные Минфином объемы финансирования отрасли на 2011-2012года составляют: 58,8 млрд. рублей в 2011году и 51,4 млрд. рублей – в 2012 году. В 2010 году на эту отрасль было выделено 73 млрд.
Поэтому, говоря о бюджетной сфере культуры, ответственные исполнители мероприятия для осуществления поставленных задач организации и проведения праздника, подключают все необходимые структуры, функционирующие в городе. Для информирования этих структур и далее исполнения ими поставленных задач, формируется оргкомитет мероприятия под руководством заместителя Главы Администрации городского округа Электросталь, курирующего культурную сферу города. В оргкомитет массового праздника «Масленица» приглашают представителей жилищно - коммунального и транспортного хозяйства, охраны правопорядка, торгово-промышленной сферы, СМИ и др. Зачастую, взаимодействие структур оговаривается и осуществляется на взаимовыгодных условиях, так как безвозмездное выполнение некоторых поставленных задач не всегда выгодны с экономической точки зрения исполнителям. Но только при взаимодействии всех структур мероприятие состоится и будет проходить на должном уровне, поэтому согласованность для достижения конечного результата очень важна и необходима.
Задача ответственных
При написании сценария к мероприятию,
профессионал ищет новые формы, средства
и методы, которые можно использовать
для достижения главных целей
культурного продукта, чтобы в
конечном итоге зритель был
Для воздействия на аудиторию в первую очередь в данном празднике используется живое слово, обладающее большой эмоциональной силой, наглядные средства – предметы и явления ( атрибуты праздника – народных ремёсел, фольклорное пение, народный танец).Таким образом, такие психолого-педагогические средства как общение были использованы в тесном взаимодействии друг с другом. Для усиления восприятия праздничного действа, были использованы вспомогательные технические средства: воспроизведение звука, звукозапись, осветительная и другая аппаратура). В «Масленице» очень явно представлены методы сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры ( ответственные организаторы и исполнители коллективов МУ КЦ им. Н.П.Васильева, участники концертной программы – творческие коллективы города); искусства ( художественное оформление сценических декораций); спорта ( организация и проведение игр)
Используя, как конструктор технологические модели, представленный сценарий (приложение № 4) – это продукт творческой интеллектуальной работы. На основе методического материала (журналов, книг, сценариев), адаптируя к условиям проведения мероприятия и социальному заказу, был создан сценарий, который имеет единый сценарно-режиссёрский ход. При написании сценария, специалист обязательно учитывает ресурсы с помощью которых будет реализовываться этот сценарий и предполагает кто может справиться с той или иной поставленной задачей.
Праздник «Масленица»
является продуктом,
Праздник «Масленица», являясь культурным продуктом, имеет процесс производства и сбыта, имеет долгосрочный диапазон воздействия на аудиторию, поэтому составляющие праздника, его форму, технологии необходимо менять.
Проводя анализ данного мероприятия в городе Электросталь в течение нескольких лет видно, что формы работы не изменились, праздник традиционно проходит в виде народного гуляния.
Массовый праздник «Масленица» в городе Электросталь проходит при минимальных затратах, без использования средств, дополнительно усиливающих эффект восприятия праздника, таких как экран, достойная сценическая площадка и др. Поэтому хорошим решением стало привлечение формы работы посредством ростовых кукол. В основном праздник проводится «своими силами» (самодеятельными коллективами, ведущими, звукорежиссерами и т.д.) то есть, используются свои внутренние ресурсы. Так же ресурсы приглашаются из вне – в 2009 году был приглашён профессиональный театр «Софит», который привнёс дополнительный всплеск эмоций , восприятия праздника и всеобщего веселья, а устроителям праздника – возможность перенять опыт.
Информация о работе Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)